Формы государства и государственного устройства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Проблемы понимания категории «форма государства» 5
1.2 Сущность и структурные элементы формы государства 9
1.3 Форма государственного устройства и их типология 15
2 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СССР, И РФ 19
2.1 Государственное устройство Древней Руси 19
2.2 Зарождение федеративного строя в России 23
2.3 Современное государственно устройство Российской Федерации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Работа содержит 1 файл

2011 Формы госуд РФ.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Конфедерация – (в переводе с  латинского означает «сообщество») –  объединение государств для решения  каких- либо политических, военных, экономических, социальных задач.

В настоящее время конфедераций не существует. Субъекты конфедераций сохраняют суверенитет, гражданство, свою конституцию и законодательство, свои источники дохода, они имеют право сецессии. Юридическое оформление конфедеративного союза происходит путем заключения договора. Конфедерация не обладает признаками государства, это не государство, а союз государств. У органов конфедерации есть полномочия в определенных сферах, но они настолько ограниченны, что ни какой суверенности не может быть и речи. Конфедерации являются временным союзом, которые могут эволюционировать в двух направлениях. Если возникает необходимость, она перерастает в федерацию (США, Швейцария) или прекращает свое существование (Сенегамбия, Объединенная Арабская Республика).

Таким образом, форма государства – это комплексная характеристика внешних признаков государства, состоящая из формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Форма государства – это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно «выглядит».

Форма государства в известной  степени зависит от традиций в истории развития страны, а также от борьбы органов государства за власть, за право принимать решения по основополагающим вопросам жизни и деятельности государства и общества.

 

2 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СССР, И РФ

2.1 Государственное устройство Древней Руси

 

Относительно единое государственное образование под названием Русь у восточных славян возникло в IX-X вв. Сначала сформировались два протогосударственных объединения восточнославянских племен – вокруг Киева на юге и вокруг Новгорода на севере. Однако в конце IX в. новгородский князь Олег (впоследствии прозванный Вещим, годы княжения – 879-882 в Новгороде, 882-912 в Киеве) завоевал Киев, убив правивших там Аскольда и Дира. С этого времени начинается история единого русского государства с центром в Киеве.

Вопрос о происхождении  русского государства до сих пор  является спорным. Сторонники Норманнской теории утверждают, что «государство» славянам подарили варяги, приглашенные в Новгород в середине IX века. Авторами этой теории, разработанной еще в XVIII в., были историки Г.Ф. Миллер и Г.З. Байер. Противники этой теории (М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский) тогда же начали доказывать, что «государство» у славян возникло самостоятельно и ничего нового варяги славянам не принесли.

В исторической науке  разделились мнения по поводу характера  политического строя Древней  Руси. Принято считать, что Древняя  Русь (IX—XI вв.) - раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.

Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в IV-VII вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.

Во главе государства  стоял Киевский князь, звавшийся  Великим князем. Его родственники по мужской линии (братья, племянники и т.д.) были просто князьями. Они  были рассажены по главным городам  Руси и именовались по названиям  этих городов (Владимирский князь, Черниговский князь и т.д.). В менее значимые города были рассажены бояре-посадники, выходцы из старшей дружины и местной родовой знати. Если до конца X века Киевский князь был как бы первым среди равных, то с начала XI века это был уже полновластный правитель государства.

Решать государственные  дела Великому князю помогала Дружина. Она делилась на Старшую, куда входили  «княжие мужи», наиболее близкие  к князю дружинники, и Молодшую, куда входили «отроки», не принимавшие  участия в принятии государственных  решений. У каждого из князей также была своя дружина. При этом стоит обратить внимание на то, что дружинники обладали относительной свободой и достаточно легко, по свидетельству С.М. Соловьева22, могли переходить от одного князя к другому. Старшие дружинники, наряду с представителями родоплеменной знати, входили в состав княжеской думы. В городах при решении особо важных государственных дел также собиралось вече, народное собрание. При этом на севере страны (Новгородская земля) решение веча имело нередко большую силу, чем решение боярина-посадника или князя.

Окончательно структура  славянского государства оформилась при князе Владимире (получившем впоследствии прозвище Красно Солнышко, годы княжения – 980-1015). Он рассадил своих  сыновей в девяти крупнейших городах Руси. При этом окраинные финноязычные и балтоязычные племена были обложены данью.

Согласно установленной  системе престолонаследия, Киевский трон (стол) занимал самый старший  по мужской линии Рюрикович –  чаще всего, старший сын или младший  брат умершего Великого князя.

Важным шагом в становлении  княжеского единовластия было принятие на Руси Христианства в 988-990 гг. Будучи монотеистической религией (религией с одним богом), оно способствовало укреплению власти Великого князя.

До середины XI в. большая часть пахотных и пастбищных земель принадлежала свободным крестьянским общинам, которые ежегодно выплачивали сначала полюдье киевскому князю (Великий князь с дружиной выезжал из Киева и объезжал все славянские племена в течение нескольких месяцев), а затем натуральный налог местным князьям, которые переправляли определенную часть сборов в Киев. Только с середины XI в. в летописях начинает упоминаться боярское землевладение – вотчины. Вотчинами, как правило, владели бояре, потомки «княжих мужей» (старших дружинников) и местной племенной знати (родственники вождей).

Изначально ядром военной  организации в Древнерусском  государстве была княжеская дружина, решавшая боевые задачи, как внутри государства (по подчинению славянских племен и сбору дани), так и  за его пределами (походы русских князей (Олега, 907; Святослава, 970-971) на Византию). На помощь дружине, в случае необходимости, князья собирали полк (народное ополчение), как правило, из посадского мужского населения своих городов и близ лежащих деревень. Вои (воины, входившие в полк), в отличие от дружинников, имели легкое вооружение и передвигались пешком.

Доходы Великого князя  в правление Олега и Игоря (годы княжения 912-945) формировались за счет полюдья (дань, собираемая непосредственно  самим князем с подчиненных племен). Осенью после сбора урожая князь с дружиной отправлялся из Киева и объезжал все племена, входившие в состав Древнерусского государства. При этом размеры полюдья нигде оговорены не были и зависели от прихоти князя. После того, как князь Игорь в 945 г. был убит в процессе сбора полюдья в древлянской земле, его вдова и преемница княгиня Ольга разработала иную систему взимания дани. По всей Руси были устроены становища и погосты, куда местное население свозило дань. Таким образом, теперь княжеский путь во время сбора полюдья пролегал от одного становища к другому. Однако уже в правление Святослава, сына Игоря (годы княжения – 945-972) была налажена система сбора дани, при которой для князя отпала необходимость покидать Киев. Рассаженные по русским городам дети Великого князя собирали дань каждый в своей земле и оговоренную часть ее отсылали отцу в Киев.

Другим источником дохода Великих князей были завоевательные походы. Из победоносных походов на Византию, Хазарский каганат или  в Великую степь русские князья приводили в значительных количествах пленников, скот, привозили золото и другие ценности.

Единое русское государство  в основных чертах сформировалось в IX-XI веках. Однако оно имело целый  ряд недостатков, которые в итоге  привели к распаду Киевской Руси на множество мелких княжеств. Одной из основных причин наступления раздробленности было несовершенство системы престолонаследия. Киевский престол наследовался по прямой мужской линии, т.е. всякий раз власть получал самый старший из рода Рюриковичей. Это привело к тому, что уже в X веке между сыновьями Святослава вспыхнула усобица (борьба за трон), в результате которой Владимиру, единственному оставшемуся в живых из Святославичей, удалось занять престол в Киеве. Однако после смерти самого Владимира в 1015 г. история вновь повторилась. Борьба за Киевский престол завершилась победой Ярослава Владимировича (Мудрого, годы княжения – 1019-1054). Результатом же междоусобной борьбы между наследниками Ярослава Мудрого стал распад русского государства.

 

2.2 Зарождение федеративного строя в России

 

Первые идеи о федерации в России появились еще в XVII в. В то время Россия существовала как единая и неделимая монархия. Только в начале XX века с проникновением идей социализма в Россию начался новый этап движения за федеративное устройство Российской Империи. Однако попытки создать и развить национально-культурную автономию активно и беспощадно подавлялись царским правительством. Только по завершении революции февраля 1917 года у народов Российской Империи появилась возможность самоопределения.

Еще задолго до созыва Учредительного Собрания на Украине  была созвана Центральная Рада, провозгласившая автономию Украины в составе России. На других окраинах России шла интенсивная работа по созданию национальных автономий. В середине 1917 г. в Москве состоялся Первый Всероссийский мусульманский съезд. На съезде было принято решение, что единственной отвечающей интересам мусульманских народов России формой государственного устройства является демократическая республика на национально-федеративных началах; народы, не имеющие определенных территорий, должны пользоваться национально-культурной автономией.

После прихода к власти большевиков в силу провозглашенного права на самоопределение происходит выделение из России территорий вновь образовавшихся независимых республик. В двух случаях за счет этого были образованы буржуазные государства – Финляндия и Польша, в остальных – Украинская, Латвийская, Азербайджанская и другие советские республики. Большевики придерживались идеи национально-территориальной организации государственного строительства. Лишь в незначительном числе случаев выдвигалась идея культурно-национальной автономии.

В годы Гражданской войны  развернулось широкое строительство  автономий в составе РСФСР. Характерной чертой данного этапа является стремление к выделению национальных территорий. Почти все вновь создаваемые автономии приобрели национальные имена: Трудовая Коммуна немцев Поволжья, Карельская Трудовая Коммуна, Башкирская, Татарская, Киргизская автономные республики; Чувашская, Марийская, Калмыцкая автономные области и т.д.

После победы большевиков  в гражданской войне автономии, находящиеся в составе РСФСР  были урезаны в правах. Вокруг независимых  государств, которые к тому времени  уже и так стали придатками России (кроме Польши и Финляндии) развернулся спор — включать эти государства в РСФСР в качестве автономий или образовать с ними федерацию. В итоге победили «федералисты» и был образован Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Однако, вскоре в результате прихода к власти одного из виднейших деятелей-автономистов И.В. Сталина, федерация была постепенно подменена автономией, хотя внешне продолжала оставаться федерацией.

 

2.3 Современное государственно устройство Российской Федерации

 

На сегодняшний день форма государственного устройства РФ и ее структура определена в Конституции. Часть 1 статьи 65 Конституции Российской федерации закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Российской Федерации23.

В Российской Федерации 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алания , Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чаваш республики;

Алтайский край, Краснодарский  край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Агинский Бурятский  автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский  Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ24.

Информация о работе Формы государства и государственного устройства РФ