Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Когда раскрыта «сущность» государства – определено его социальное назначение, отличие от догосударственной организации общества, выделены главные признаки и даны основные характеристики, возникает задача рассмотреть, как устроено государство, т.е. в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества.

Содержание

Введение 3-7
Глава 1: Монархия как форма правления 8-9
1.1. Юридические признаки монархии как формы правления 9-10
1.2. Абсолютная монархия 10-11
1.3. Конституционная монархия 11-12
Глава 2: Республика как форма правления 13
2.1. Юридические признаки республики как формы правления 14-18
2.2. Президентская республика 19-20
2.3. Парламентская республика 20-21
Глава 3: Форма государства и форма правления 22-33
Глава 4: Иные формы правления 34
4.1. Деспотия 34-35
4.2. Тирания 35
4.3. Тоталитарный режим 35-39
4.4. Авторитарный режим 39-41
4.5. Либерально – демократический режим 41-45
Заключение 46
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик2.docx

— 86.88 Кб (Скачать)

    Свои  истоки монархическая форма правления  имела в той достаточно простой, социально не слишком расчлененной организации общества, которая появилась  на рубеже IV-III тысячелетия до н.э. в  итоге «неолитической революции».

    В этих обществах ранних земледельческих  культур организация власти, осуществляемая на жестко централизованной основе, сверху вниз, была наиболее эффективной, понятной, соответствовала строжайшей регламентации  сельскохозяйственного производства, духовному миру земледельцев-общинников. Монархия обеспечивала эффективно немногочисленные общесоциальные и классовые функции  государственного управления: учет труда  и распределение его результатов, создание страховых запасов (фондов), организацию совместных работ (ирригационные, культовые сооружения), ведение войн и защиту от нападения, создание информационных служб, религиозно-культовые отправления, взимание налогов, дани и т.п.

    Монарх  назначал чиновников по управлению регионами  или функциональными службами, те в свою очередь назначали более  мелких руководителей работ. Такая  вертикальная иерархия власти позволяла  строить весьма эффективную систему  управления, при которой землевладельцы-общинники, ремесленники купцы и другие члены  этих раннеклассовых обществ могли  решать свои споры на том или ином уровне управления или последовательно  передавать их на более высокие уровни, если были неудовлетворенны первоначальными  решениями.

    Сам же монарх в нормальном режиме правления  решал вопросы, связанные с организацией и осуществлением государственной  власти. Он советовался со своими советниками, среди которых на ранних этапах этой формы правления было много предсказателей, пророков, культовых служителей. Советовался  монарх и со своими министрами, другими  чиновниками.

    Впоследствии  монархические формы правления  были реализованы в разных обществах  и в разные времена и дали целый  спектр самых разнообразных организаций  власти, а сами монархи вошли в  историю государственности под  разными наименованиями: короли, князья, шахи, эмиры, раджи, императоры, султаны, цари, фараоны, государи, инки и т.д.

    1.1. Юридические признаки монархии как формы правления:

    Монарх  персонифицирует государство, выступает  во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель  народа, «отец» нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Неслучайно один из монархов-королей Франции заявлял: «Государство – это я». Но это означало только юридическую персонификацию государства, а не фактическое положение дел.

    Как правило, монархи имели всегда свое дворцовое хозяйство, свою персональную собственность – земли, рабов, крепостных (временами огромное количество), которые давали имущественное обеспечение монархическому двору, семейству монарха, а по отношению к государству монарх выступал как его глава, представитель, руководитель и т.п.

    Монарх  осуществляет единоличное правление. Конечно, это не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства, как  упоминалось, ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные органы государства. Монарху же приходится принимать решения по самым важным вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна (независима). Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами монарх может взять к  своему рассмотрению любой вопрос, если он сочтет его достойным своего внимания. Он – высшая власть в государстве.

    Как правило, его власть объявлялась  священной, наделялась религиозным  ореолом. Она распространялась на все  сферы государственной жизни, в  том числе на судебную сферу. В  процессах обжалования судебных решений монарх являлся высшей и  последней инстанцией.

    Таким образом, власть монарха не знает  ограничений и может распространяться на различные сферы государственной  деятельности: законодательную и  судебную, объединять в лице монарха  все ветви государственной власти.

    Вместе  с тем, хотя при решении вопросов монарх является формально, юридически независимым, практически он испытывает всегда влияние различных международных, политических и национальных сил, и  во многих государствах возможность  такого влияния закреплялась юридически. Свои решения ему приходится сообразовывать с экономическими возможностями, но зачастую принятие решения определяется случайными, субъективными факторами, даже личными пристрастиями.

    Монархическая власть отличается порядком своей легитимации (утверждения, принятия): она – эта власть, как правило, передается по наследству. В разных странах устанавливается различный порядок наследования власти (например, наследование только по мужской линии, наследование власти по старшинству наследников и т.д.). Общим же является тот факт, что народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому, не участвует в этом раз навсегда установленном порядке.

    Монарх  имеет бессрочную и пожизненную  власть. Это отнюдь не означает, что  только естественная смерть монарха  может прервать его полномочия. Напротив, пожизненное занятие престола нередко  приводило к тому, что время  властвования и даже сама жизнь монархов укорачивалась внеправовыми и противогосударственными  способами. Бессрочность монархического правления означает лишь то, что  срок правления не устанавливался заранее. Впрочем, история изобилует примерами, когда неугодные монархи оказывались  свергнутыми, убитыми, замененными  другими лицами.

    Монарх  считается свободным от ответственности. Но «безответственный» монарх – это отнюдь не человек, не заботящийся о державе и пустивший все на самотек. Таких в истории встречается немного. Монарх, как правило, не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления, а за ошибки и злоупотребления в государственном управлении отвечают его советники, другие чиновники. Впрочем, история знает примеры и таких ситуаций, как правило, революционных, когда монарха народ привлекал к ответственности.

    Разумеется, приведенные выше юридические признаки монархической формы правления  – это как бы идеал, типичная форма монархии. В конкретной исторической действительности, конечно же, были различные исключения и отступления от перечисленных юридических признаков. Различные сочетания этих признаков дают и различные виды монархий: например, монархию неограниченную (абсолютистскую) и ограниченную, в том числе конституционную.

    1.2. Абсолютная монархия.

    Для абсолютистской монархии – характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, ведет внешнюю и внутреннюю политику, собирает и расходует налоги, причем делает это самостоятельно без всякого участия народа в законодательной деятельности, без контроля народа за управлением государством. Абсолютистские формы монархии, как правило, сопровождаются произволом, жестокой эксплуатацией народа, безудержным господством классов, выразителем и защитником интересов которых и выступает чаще всего монарх.

    Так, в рабовладельческом обществе монархия зачастую выступает как неограниченная деспотия, но расцвет абсолютистской монархии как формы правления  приходится в основном на средневековье. С развитием буржуазных отношений  абсолютистская монархия в некоторых  государствах эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь, таким  образом, к интересам нового господствующего  класса – буржуазии.

    Ограниченная  монархия имеет разные формы. В поздний  период средневековой Европы наличие  монархии уже сопровождалось появлением парламентов – представительных учреждений «третьего сословия». Возникала своеобразная двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что, хотя монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он назначал правительством, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте. Монарх имел сильное влияние на парламент: мог наложить вето на его законы, имел право назначения депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх.

    1.3. Конституционная  монархия.

    Конституционной монархии свойственно юридическое, законодательное ограничение власти монарха как в области законодательной, так и исполнительной деятельности. Несмотря на то, что монарх формально  назначает главу правительства  и министров, правительство несет  ответственность не перед ним, а  перед парламентом. Все исходящие  от монарха акты приобретают юридическую  силу, если они одобрены парламентом, основаны на конституции. Монарх в конституционной  монархии играет главным образом  представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит.

    Монархию  как форму правления весьма красноречиво характеризуют не только юридические, но и социально-психологические  признаки. Можно указать на следующее. Власть монарха воспринимается как  нечто божественное, а монарх – как человек, осененный божьей благодатью, наделенный властью от бога. Монархия основана и держится на патриархальном сознании, представлении, что «каждый за себя, один царь – за всех», признании неравенства людей, их ранжированности по имущественному положению, званию, месту в социальной иерархии. Монархическая власть сопровождается доверием к монарху, провозглашением верности и любви к нему, надеждами на царя-батюшку. Вместе с тем монархия держится и на принуждении, жесткой дисциплине и субординации, наконец, монархическое сознание в целом является консервативным. Ему свойственны терпение, желание сохранять существующие традиции, установившиеся нормы поведения.

    Таким образом, монархия как форма правления  – это сложный конгломерат власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально-психологического состояния общества.

    И не следует считать, что это какая-то отжившая, прошедшая форма правления, которая с неизбежностью уступит  место иным формам в развитии государственности.

    Современный мир насчитывает немало государств с монархической формой правления. В иных государствах политические лидеры, носящие иные наименования, фактически также обладали властью и статусом монарха (например, Генеральные секретари  Коммунистических партий в некоторых  социалистических государствах). Кроме  того, наследственный характер власти при монархии обеспечивает легитимность (законность, принятие) каждого нового монарха, представляет весьма стабильный и удобный способ перехода власти, «работает» на спокойствие, сплоченность соответствующего общества в критических ситуациях. Монархия весьма традиционная у многих народов система организации и осуществления власти, к которой «привыкли», которую «уважают», которая, наконец, полезна до такой степени, что может реставрироваться                                                              неоднократно                                                                                                                          после революционных перемен, устраняющих монархию.

 
 
 
 
 
 

    Глава 2: Республика как форма правления

    Республика  или республиканская форма правления  также является весьма древней формой государственной организации общества.

    Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III тысячелетии до н.э.), как впоследствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру (городская  община – собрание и совет, дворец, храм). И в этой структуре зачастую в определенной исторической обстановке верховенство оставалось за демократическим органом власти – собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета.

    То  или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те или  иные способы образования (избрания) собраний, советов определяют различные  республиканские (от лат. Res publicum – общее дело) формы правления. Но всегда при этом республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются. Разумеется, республиканские, точно также, как и монархические, формы правления определяются не только соотношением классовых сил, стремлением тех или иных социальных сил господствовать, эксплуатировать другие классы, но и историческими традициями, национальной психологией, экологическим (географическим) фактором, различными контактами с окружающими государствами (фактор заимствования, подражания, завоевания) и т.п.

Информация о работе Формы государства