Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Когда раскрыта «сущность» государства – определено его социальное назначение, отличие от догосударственной организации общества, выделены главные признаки и даны основные характеристики, возникает задача рассмотреть, как устроено государство, т.е. в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества.

Содержание

Введение 3-7
Глава 1: Монархия как форма правления 8-9
1.1. Юридические признаки монархии как формы правления 9-10
1.2. Абсолютная монархия 10-11
1.3. Конституционная монархия 11-12
Глава 2: Республика как форма правления 13
2.1. Юридические признаки республики как формы правления 14-18
2.2. Президентская республика 19-20
2.3. Парламентская республика 20-21
Глава 3: Форма государства и форма правления 22-33
Глава 4: Иные формы правления 34
4.1. Деспотия 34-35
4.2. Тирания 35
4.3. Тоталитарный режим 35-39
4.4. Авторитарный режим 39-41
4.5. Либерально – демократический режим 41-45
Заключение 46
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик2.docx

— 86.88 Кб (Скачать)

    Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок  требует равноправных, свободных, независимых  партнеров. Либеральное государство  и провозглашает формальное равенство  всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор  частной инициативе. Права и свободы  личности не только закрепляются в  конституции, но и становятся осуществимыми  на практике.

    Таким образом, экономическую основу либерализма  составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от соей опеки и не вмешивается  в экономическую жизнь людей, а только устанавливает общие  рамки свободной конкуренции  между производителями, условия  экономической жизни. Оно же выступает  и в качестве арбитра при разрешении между ними споров. На поздних стадиях  либерализма государственное вмешательство  в экономические и социальные процессы приобретает общественно-ориентированный  характер, что обусловливается многими  факторами: необходимостью рационально  распределять экономические ресурсы, решать экологически проблемы, участвовать  в мировом разделении труда, предотвращении международных конфликтов и т.д. Либеральный режим допускает  существование оппозиции, более  того, в условиях либерализма государство  принимает все меры к существованию  оппозиции, представляющей интересы меньшинства, учитывает эти интересы, создает  специальные процедуры учета  этих интересов. Плюрализм и, прежде всего, многопартийность – необходимые атрибуты либерального общества. Кроме того, при либеральном политическом режиме существует множество ассоциаций, корпораций, общественных организаций, секций, клубов, объединяющих людей по интересам. Возникают организации, позволяющие гражданам выразить свои политические, профессиональные, религиозные, социальные, бытовые, местные, национальные интересы и потребности. Эти объединения составляют фундамент гражданского общества и не оставляют гражданина лицом к лицу с государственной властью, которая обычно склонна к навязыванию своих решений и даже к злоупотреблению своими возможностями.

    При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход  которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых  для проведения избирательных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система «сдержек и противовесов» способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством голосом.

    В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех  вопросов, которые не может решить местная власть.

    Разумеется, не следует апологизировать либеральный  режим, так как и он имеет свои проблемы, главные среди них – социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.

    Собственно  демократический режим (democratia – в переводе с греческого – народовластие) – это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате – широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

    В демократическом государстве народ  является источником власти. И это  становится не просто декларацией, а  фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом  государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием  избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти – отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.

    Демократическое общество характеризуется развитием  ассоциативных связей на всех уровнях  общественной жизни. При демократии существует институциональный и  политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным  интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности  и свободы личности.

    Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют  в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система  прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке  решений, советов, рекомендаций, а также  осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие  народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев  – профессионалов и прямое участи в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления.

    Управление  в демократическом государстве  производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и  с использованием метода согласования при принятии решений.

    На  новый уровень поднимается система  разграничения полномочий между  центральными и местными органами. Центральная государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование  общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом  сообществе, предотвращение конфликтов и т.д. Остальные вопросы решаются децентрализовано. В результате этого  снимается вопрос о концентрации, монополизации власти и необходимости  ее нейтрализации.

    Нормативное регулирование приобретает качественно  новый характер. В идеале, поскольку  демократическое общество характеризуется  достаточно высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают  прямое и непосредственное участие  в выработке решений, снимается  вопрос о массовом применении принуждения  при неисполнении решений. Люди, как  правило, добровольно подчиняют  свои действия решению большинства.

    Разумеется, и демократический режим имеет  свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых  исторических условиях этот режим ведет  к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условие для  существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного  выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.

    Следует также иметь в виду, что демократический  режим появляется зачастую в тех  государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены  идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы  в организации и осуществлении  государственной власти.

    Кроме того, демократический режим в  устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством  современное состояние цивилизации  с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    В результате продельной мною работы я  более углублённо познакомился со всеми  формами правления существующими в нашем мире.

    По  моему мнению, у каждой формы правления  существуют свои преимущества и недостатки:

    У монархии «персональное единовластие» правления и государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных, классовых движений.

    У республики органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти. Теоретически это также означает, что работники разных органов государства (чиновники) выполняют разные трудовые функции, осуществляют разделение труда по управлению государством.

    Исходя  из выше сказанного говорить о том  что в том или ином государстве  со схожими формами правления  существуют разные проблемы, связанные  со становлением той  или иной формы  правления и поэтому говорить что в одном государстве чистая демократия а в другом нет, не приходится, так как в государствах с разными  формами правления проблемы того или иного характера решаются с помощью разных методов и  средств.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    Венгеров  А.Б."Теория государства и права"- М.: Юрист, 1994

    Хропанюк  В.Н."Теория государства и права"- М.: Отечество, 1993

    Лившиц  Р.З. "Теория права" - М.: БЕК, 1994

    Коваленко А.И. "Теория государства и права"- М., 1994

Информация о работе Формы государства