Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Когда раскрыта «сущность» государства – определено его социальное назначение, отличие от догосударственной организации общества, выделены главные признаки и даны основные характеристики, возникает задача рассмотреть, как устроено государство, т.е. в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества.

Содержание

Введение 3-7
Глава 1: Монархия как форма правления 8-9
1.1. Юридические признаки монархии как формы правления 9-10
1.2. Абсолютная монархия 10-11
1.3. Конституционная монархия 11-12
Глава 2: Республика как форма правления 13
2.1. Юридические признаки республики как формы правления 14-18
2.2. Президентская республика 19-20
2.3. Парламентская республика 20-21
Глава 3: Форма государства и форма правления 22-33
Глава 4: Иные формы правления 34
4.1. Деспотия 34-35
4.2. Тирания 35
4.3. Тоталитарный режим 35-39
4.4. Авторитарный режим 39-41
4.5. Либерально – демократический режим 41-45
Заключение 46
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик2.docx

— 86.88 Кб (Скачать)

    Субъекты  конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного  объединения. Только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы  могут также стать предметом  нормоустановительной деятельности конфедеративных  органов.

    Содружество – это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но тем не менее организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и д.р.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например у славянских стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций), в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но не всегда). Однако содружество – это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

    Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они  затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к  разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены  содружества – это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.

    В содружестве могут создаваться  и надгосударственные органы, но, скорее всего, не для управления, а для  координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для  целей содружества, объединяются добровольно  и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и  достаточными.

    Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые  могут принимать главы государств (устав Содружества, акты об их общих  вооруженных силах и т.п.).

    Для теории государства и права изучение такой формы организационного объединения  государств, как содружество, стало  относительно новым и особенно актуальным делом после распада СССР и  образования Содружества Независимых  Государств некоторыми республиками, ранее входившими в его состав.

    В этой связи следует отметить, что  Содружество как объединение  государств может носить и переходный характер. Оно может развиться  в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной  дезинтеграции специфического союза  государств.

    Межгосударственные  образования знают и такую  форму, как Сообщество государств. В  основе Сообщества, как правило, лежит  межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой в государственной  организации общества. Оно в большинстве  случаев усиливает интернациональные  связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские  сообщества).

    В Сообщество могут входить ассоциированные  члены – государства, принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода из него устанавливается членами Сообщества.

    В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы.

    Сообщество  может иметь цель выровнять экономический  и научно-технический потенциал  государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.

    Надо  подчеркнуть, что не следует федеративные и межгосударственные объединения  – конфедеративные, содружественные формы – понимать догматически. В реальной жизни эти формы могут иметь самый широкий спектр, давать, например, такие сочетания, как конфедеративно-федеративные, когда в одних областях между государствами осуществляются федеративные, а в других – конфедеративные связи. Или, например, давать сочетание унитарно-федеративных государственных образований (например, Россия: в ее состав входят республики и вместе с тем она имеет в других регионах четкое административно-территориальное устройство). Как и в других, и в этих случаях теория государства и права выделяет и рассматривает самое типичное, основное, что характеризует те или иные реальные формы устройства государства. Теория государства учитывает, что и в этой сфере, как и в других политико-правовых областях, действует целая система разных факторов, тенденций, которые дают самые разнообразные и удивительные сочетания национально-государственных и административно-территориальных форм.

    Например, такое образование, как империя  – насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления (экономического, политического и т.п.). Вместе с тем история знает и добровольное, договорное вхождение некоторых государств в состав империи. Это происходит, как правило, тогда, когда народу этого государства грозит уничтожение со стороны другого государства, и в воссоединении с родственными государствами (по религии, языку) народ этого государства видит свое спасение. Но в основном империя держится на применении принуждения (военного, политического, экономического, идеологического), и как только этот опорный столп исчезает, она рушится.

    Словом, межгосударственные формы делятся  на два вида: добровольные и насильственные. Если на начальном этапе развития человечества преобладали насильственные формы межгосударственного объединения, то с развитием цивилизации они  уходят в прошлое. Их место занимают добровольные формы международного общежития, объединения. В перспективе  интеграционные связи между государствами  будут все более и более  возрастать.

    Теперь  о политическом режиме. Как уже  отмечалось, форма правления и  форма государственного устройства не могут ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов, приемов осуществляется взаимодействие государственной власти с населением, как проявляется в политической сфере действительное соотношение  классовых сил, каков политический статус различных общественных организаций, какую роль выполняют фактически органы государства по управлению населением, проживающим на его территории. На эти вопросы отвечает третий блок формы государства – политический режим.

    В этой характеристике формы государства  отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства – тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участие в управлении народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

    Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство  управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политического режима, становится также объективно необходимым для  постижения формы государства.

    Теория  государства и права выделяет несколько основных видов политического  режима, которые применялись в  многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий  диапазон между авторитарным и демократическим  режимами, крайними полюсами на всей шкале  политических методов осуществления  власти.

 
 

    Глава 4: Иные формы правления.

    4.1. Деспотия.

    Деспотический режим (despotia – в переводе с греч. Неограниченная власть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа производства с их общественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жесткой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют карательная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.

    При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают  воображение своей суровостью, причем, как правило, они не соответствуют  содеянному, а определяются произвольно. Жесткое подавление применяется  весьма широко.

    Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизывает все поры в  государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию, Монтескье пишет  о том, что все должны чувствовать  ежеминутно вечно поднятую длань  государя. «Если государь хотя бы на мгновение опусти угрожающую руку, если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как страх – единственное начало этого образа правления – исчез, и у народа нет более защитника».

    Деспотический режим встречался в основном в  странах Средиземноморья, на Ближнем  Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих  обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может  возникать и в некоторых современных  государствах в силу исторического  своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и  ее осуществление или подавление противников режима и т. д.

    4.2.. Тирания.

    Тиранический  режим – также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

    Тирания как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и  самовластие обрушиваются, прежде всего  на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку  тираническая власть в большинстве  своем не стремится их создать.

    4.3. Тоталитарный режим.

    Тоталитарный  режим является, как правило, порождением  ХХ в., это фашистские государства, социалистические государства периодов «культа личности». Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство и искали четкое определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть.

    Тоталитарный  режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа в  большинстве случаев харизматическим.

    Тоталитарный  режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее  существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой  общества, ее установки рассматриваются  как священные догмы. Конкурирующие  идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными  на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает  бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и  государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной  и государственной должности, а  там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные  посты. Кроме того, осуществляется демагогическая ориентация всех членов общества на якобы  имевшие место выдающиеся достижения правящей партии. Монополия на информацию делает это осуществимым.

Информация о работе Формы государства