Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Когда раскрыта «сущность» государства – определено его социальное назначение, отличие от догосударственной организации общества, выделены главные признаки и даны основные характеристики, возникает задача рассмотреть, как устроено государство, т.е. в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества.

Содержание

Введение 3-7
Глава 1: Монархия как форма правления 8-9
1.1. Юридические признаки монархии как формы правления 9-10
1.2. Абсолютная монархия 10-11
1.3. Конституционная монархия 11-12
Глава 2: Республика как форма правления 13
2.1. Юридические признаки республики как формы правления 14-18
2.2. Президентская республика 19-20
2.3. Парламентская республика 20-21
Глава 3: Форма государства и форма правления 22-33
Глава 4: Иные формы правления 34
4.1. Деспотия 34-35
4.2. Тирания 35
4.3. Тоталитарный режим 35-39
4.4. Авторитарный режим 39-41
4.5. Либерально – демократический режим 41-45
Заключение 46
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик2.docx

— 86.88 Кб (Скачать)

    В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним  централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками  команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

    Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о  благе народа. Какое-либо критическое  отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические  личности.

    На  фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает  всевластие номенклатуры, т. е. Должностных  лиц, назначение которых согласуется  с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура-бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях. Возрастают дискреционные, т.е. законом  не предусмотренные и не ограниченные полномочия, растет свобода усмотрения административных органов. Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов «силовой кулак» (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и т.п.), т.е. карательные органы.

    Тоталитарный  режим широко и постоянно применяет  террор по отношению к населению. Физическое насилие, несмотря на его  широкое использование, уже не становится самоцелью, как при деспотии и  тирании. Оно выступает как главное  условие для укрепления и осуществления  власти.

    При тоталитаризме устанавливается  полный контроль над всеми сферами  жизни общества. Государство стремится  буквально «слить» общество с собой, полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Демагогия, догматизм становятся способом идеологической, политической, правовой жизни. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника.

    Тоталитарный  режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой» идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.

    Милитаризация – также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится необходимой, во-первых, для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия – основные опоры тоталитаризма.

    Во-вторых, тоталитаризм имеет социальные силы, поддерживающие его. Это люмпенизированные  слои общества, социальные структуры, зараженные уравнительной идеологией, социальным иждивенчеством, идеями «равенства в нищете». Тоталитарное государство опирается на архаические, общинные формы земледелия, быта. Патерналистические представления о государстве также питают поддерживающие его структуры.

    Разновидностью  тоталитаризма являются режимы, где  осуществляется «культ личности», культ вождя – непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров.

    Государство при тоталитаризме берет как  бы на себя заботу о каждом члене  общества. Со стороны населения при  тоталитарном режиме развивается идеология  и практика социального иждивенчества. Члены общества полагают, что обеспечивать их поддерживать, защищать во всех случаях  должно государство особенно в сфере  здравоохранения, образования, жилищной сфере. Развивается психология уравнительности, идет существенная люмпенизация общества. С одной стороны, насквозь демагогический, декоративный, формальный тоталитарный режим, а с другой, социальное иждивенчество  части населения питают и поддерживают эти разновидности политического  режима. Зачастую тоталитарный режим  окрашивают в националистические, расистские, шовинистические краски.

    Однако  социальная цена за такой способ осуществления  власти со временем все возрастает (войны, пьянство, разрушение мотивации  к труду, принудительность, террор, демографические и экологические  потери), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного  режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного  режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических  сдвигов и соответствующего этому  возрастания людей, политической борьбы, иных факторов. В рамках тоталитарного  режима, обеспечивающего федеративное устройство государства, могут возникать  на социально- освободительные движения, которые разрушают и тоталитарный режим, и само федеративное устройство.

    Фашистский  режим представляет одну из крайних  форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой  националистической идеологией, представлениями  о превосходстве одних наций  над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью.

    Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим – это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т. п.

    Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма 

    Для фашистского режима характерны опора  на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический  централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной  власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм. При фашизме происходит разрушение общечеловеческих ценностей, растет произвол, упрощаются карательные процедуры, ожесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права  и свободы личности, увеличивается  число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает  контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо сводятся на нет конституционные  права и свободы граждан. В  отношении других прав граждан часто  допускаются нарушения со стороны  властей и открыто демонстрируется  пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные  приоритеты, основанные на «великой», «исторической» национальной идее. Противопоставление интересов государства и гражданина решается в пользу государственных интересов, зачастую ложно принятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право – это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальной принадлежности.

    В настоящее время фашизм в его  классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии  можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке  шовинистических, люмпенизированных  слоев населения активно борются  за овладение государственным аппаратом  либо, по крайней мере, за участие  в его работе.

    4.4. Авторитарный режим.

    Авторитарный  режим может осуществляться в  иных формах. Он может быть основан  на праве, моральных началах, но его  нельзя все же отнести к режимам, где население участвует в  управлении, а власть осуществляется наиболее эффективным способом.

    Все же при любой форме авторитаризма  государственная власть не формируется  и не контролируется народом. Не смотря на то что существуют представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент  штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой  лиц (хунтой, олигархией).

    Реально жизнь в стране направляется элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде выделяется еще более  узкий круг людей, небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда  руководство государства формируется  вследствие военного или государственного переворота, авторитарный режим называют кликой или хунтой. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние  очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы, рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со своей  командой становятся для него необходимыми. Лидером является обычно сильная, порой  харизматическая личность. И хотя общественное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем  не менее, оно ориентируется на эту  сильную личность.

    Зачастую  авторитарные режимы в относительно «мягкой» форме осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, централизованно.

    Решения центральной власти, не учитывающие  зачастую экономические, национальные, географические, бытовые, религиозные  и другие особенности тех или  иных групп населения, исполняются  отнюдь не добровольно. В случае отклонения людей от «генеральной линии» применяется принуждение. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Вот почему авторитарное государство не может существовать без опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве – вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные методы принуждения людей.

    Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать  и несколько партий, однако все  эти партии должны ориентироваться  на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим  законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве  фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они  и провозглашаются формально, так  как отсутствует механизм их реализации, гарантии. Она лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения. Провозглашается  полный приоритет интересов государства  над личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что доверие народа – великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и превращая население в простой объект манипуляций. В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во многих странах. Авторитарному режиму противостоит демократический режим, прежде всего наиболее современная форма последнего – либерально-демократический режим.

    4.5. Либерально –  демократический  режим.

    Либерально-демократический  режим существует во многих странах. Его значение такого, что некоторые  ученые полагают: либеральный режим  – это собственно не режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократический режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти, например, все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов и т.п.

    В теории государства и права либеральными называются также политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических  принципов.

    Эти принципы прежде всего характеризуют  экономическую сферу взаимоотношений  личности и государства. При либеральном  режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически  самостоятельным. В отношении личности и государства приоритет сохраняется  за личностью и т.п.

Информация о работе Формы государства