Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является теоретико-правовой анализ (на основе соответствующих источников, трудов мыслителей прошлого) процесса эволюции различных взглядов, связанных с определением формы государства, ее структурных элементов, видов государственных форм и их классификации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть понятие формы государства;
2. Изложить понятия форм правления, а так же соотнести монархическую и республиканскую формы правления;
3. Рассмотреть формы государственного устройства;
4. Охарактеризовать государственные режимы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 6
1.1. Сущность и функции государства 6
1.2. Форма государства: сущность и основные элементы понятия 8
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 14
2.1. Понятие и виды форм правления 14
2.2. Понятие и разновидности форм государственного устройства 23
2.3. Понятие и виды форм политического режима 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

курсов. работа по ТГП.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

     Наиболее  ярким примером страны с этой отживающей формой правления может служить  Оман, где с 1970 г. единолично правит султан Кабус. Будучи главой государства, он в то же время выполняет функции премьер-министра, министра иностранных дел, обороны, финансов, а также главнокомандующего вооруженными силами. Конституции в этой стране нет. К числу абсолютных монархий относят также Саудовскую Аравию, где король одновременно является премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей, и Катар, где вся полнота власти принадлежит местному эмиру [13].

     Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

     С развитием  буржуазных отношений  абсолютистская монархия в некоторых странах эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь к интересам нового господствующего класса - буржуазии.

     Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

     Как форма правления, конституционная  монархия возникает в период становления  буржуазного общества. Формально  она не утратила своего значения в  ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

     Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:

      - правительство формируется из  представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

     - лидер партии, обладающий наибольшим  числом депутатских мест, становится  главой государства;

     - в законодательной, исполнительной  и судебной сферах власть монарха  фактически отсутствует, она является  символической;

     - законодательные акты принимаются  парламентом и  формально подписываются монархом;

     - правительство согласно конституции  несет ответственность не перед  монархом, а перед парламентом.

     Примерами такой монархии можно считать  -  Великобританию, Бельгию, Данию и др.

     Своеобразная  разновидность абсолютной монархии – теократическая монархия (от греческого слова Theos – Бог). В такой монархии глава государства одновременно является и его религиозным главой. Классический пример подобного рода – Ватикан, которым управляет папа римский. К числу теократических монархий обычно относят также королевство Саудовская Аравия и султанат Бруней.

     Такова  краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.

     2. Республика

     Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

     Республики  возникли еще в древности (Древний  Рим в республиканский период его развития), но наибольшее распространение  получили уже в эпоху нового и новейшего времени. Важно отметить, что в процессе распада колониальной системы большинство освободившихся стран приняли республиканскую форму правления. Только в Африке, бывшей до Второй мировой войны колониальным материком, образовалось более 50 республик. В итоге в 1990 г. в мире было уже 127 республик. Затем, после распада СССР, СФРЮ, Чехословакии, общее число их приблизилось к 150 [13].

     В «чистом» виде республиканская форма  правления отличается следующими признаками: 1) выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальностью; 2) наличием выборного на определенный срок главы государства; 3) производным характером государственной власти, которой пользуются по поручению суверенного народа; 4) юридической ответственностью главы государства [5, с. 26].

     Различные органы государства выполняют различные  функции по управлению государством: Парламенты (народные собрания, национальные ассамблеи, думы и т.д.) принимают  законы, правительство и его органы - выполняют эти законы, организовывают их исполнение, судебные органы - контролируют исполнение законов и привлекают к ответственности нарушителей этих законов.

     При выделении разновидностей республик  целесообразно исходить из того, насколько суверенно правительство и какая структурная часть высшей государственной власти оказывает на него наиболее ощутимое воздействие - президент или парламент. Наличие политической ответственности правительства перед парламентом предопределяет парламентскую форму правления, перед президентом - президентскую.

     Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

       В такой республике правительство  формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

     Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова.

     Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

     Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует  возглавляемое им правительство, которое  осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

     Главной функцией парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

     Парламентарная  форма республиканского правления  представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию, Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

     Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

     Наиболее  характерные черты президентской республики:

     - внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

     - ответственность правительства  перед президентом, а не перед  парламентом;

     - более широкие, чем в парламентарной  республике, полномочия главы государства.

     Классической  президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.

     Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает  полномочия главы государства и  главы правительства и участвует  в формировании кабинета или совета министров. Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

     В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

     Особое  внимание необходимо уделить рассмотрению республик со смешанной формой правления. В таких странах парламент и президент в той или иной пропорции делят свое властное влияние на правительство. Соответственно проводится анализ конституционного устройства республики со смешанной формой правления на примере Франции (президентско-парламентской республики), где Президент с широким кругом полномочий поставлен в состояние постоянной политической конкуренции с Национальным Собранием за свое влияние на правительство. В случае проигрыша президентской партии на выборах Президент вынужден «сосуществовать» с Премьер-министром - лидером оппозиции, которое получило большинство в Национальном собрании. При такой политической ситуации Премьер-министр, опираясь на поддержку большинства Национального собрания.

     На  следующем этапе анализа перейдем к исследованию разновидностей форм государственного устройства.

2.2. Понятие и разновидности форм государственного устройства

 

     Форма государственного устройства - это  национальное и административно-территориальное  строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

     В последние годы в литературе усилился критический подход к определению  понятия «форма государственного устройства», взамен которого современные исследователи предлагают понятия «территориальное устройство государства», «национально-государственное устройство», «территориальная организация государства», «территориальная организация публичной власти», «территориально-политическая организация государства», «система разделения властей по вертикали» и многие другие.

     Однако  в целом авторы признают, что для  обозначения системы взаимоотношений  между центральной государственной  властью и действующими в территориальных составных частях органами публичной власти полностью адекватный обобщающий термин еще не найден.

     В отличие от форм правления организация  государства рассматривается с  точки зрения распределения государственной  власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

     Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит внутренняя структура государства; каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

     По  форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы (рис. 2.2):

     - унитарное;

     - федеративное;

     - конфедеративное. 
 

     

     

       
 

     

       
 

Информация о работе Формы государства