Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является теоретико-правовой анализ (на основе соответствующих источников, трудов мыслителей прошлого) процесса эволюции различных взглядов, связанных с определением формы государства, ее структурных элементов, видов государственных форм и их классификации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть понятие формы государства;
2. Изложить понятия форм правления, а так же соотнести монархическую и республиканскую формы правления;
3. Рассмотреть формы государственного устройства;
4. Охарактеризовать государственные режимы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 6
1.1. Сущность и функции государства 6
1.2. Форма государства: сущность и основные элементы понятия 8
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 14
2.1. Понятие и виды форм правления 14
2.2. Понятие и разновидности форм государственного устройства 23
2.3. Понятие и виды форм политического режима 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

курсов. работа по ТГП.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

     2. Форма как проявление, выражение  чего-либо вовне (внешняя форма);

     3. Форма как способ устройства, внутренней организации чего-либо (внутренняя форма).

     Когда речь идет о форме государства, имеется в виду форма как способ устройства. Однако здесь нужно обратить внимание на одно обстоятельство общефилософского характера. А именно на то, что за исключением понимания формы как способа выражения вовне (внешней формы) за «формой» всегда стоит какое-либо целостное явление (при этом данное явление в одном отношении может рассматриваться как форма, а в другом - как содержание). А вот за «формой государства» никакого целостного явления нет. То, что обозначается как «форма государства», представляет собой, по существу, лишь набор основных параметров, позиций, которые издавна для характеристики государства представляются главными: исходя из них, государство может быть охарактеризовано как бы наиболее полно.

     При изучении категории «форма государства» нами рассмотрены наиболее устоявшиеся взгляды представителей юридической мысли дореволюционной России (Г.Ф. Шершеневич, Н.М. Коркунов и др.), советской и современной науки (М.А. Аржанов, М.И. Байтин, А.И. Денисов, В.В. Лазарев, Г.Н. Манов, М.Н. Марченко, B.C. Петров, В.О. Тененбаум, Н.П. Фарберов, В.Е. Чиркин и др.).

     Таким образом, можно отметить, что форма государства -  такое строение государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения.

     Основные  споры среди ученых-юристов разворачиваются  по поводу сочетания традиционно  выделяемых элементов: формы правления, формы государственного устройства, государственного (или политического) режима. 

     В советской юридической литературе сторонники условно традиционной точки  зрения отождествляли форму государства  с формой правления [18, с. 48], а в современной литературе предпочтение отдаётся трёхчленной (редко двучленной) структуре [25]. Исследования советского периода по проблеме государственной формы не уделяли должного внимания форме государственного устройства, в данных работах анализу подвергались в основном только форма правления и политический режим [18], иногда отождествляя общее понятие формы с одним из её элементов в современном понимании. Форма государственного устройства, по сути, анализировалась в основном посредствам критики буржуазных юристов (Бюрдо, Дюверже, ди Руффия и др.), которые, по мнению советских авторов [12], проблему государственного устройства сводили к вопросу о соотношении суверенитета государства и его составных частей, а также о государственных союзах. Выводы советских авторов по данному вопросу, по сути, были подобными, но акцент ставился не на проблемы суверенитета, а на организации территории. Так, по мнению В.С. Петрова, форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и с государством в целом [18].

      Изучая современную юридическую  литературу можно выделить несколько наиболее популярных точек зрения на выделение элементов формы государства (рис. 1.1). 

     

       
 
 
 
 
 

     Рис. 1.1. Различные подходы к выделению  элементов формы государства 

     Первая  точка зрения заключается в отождествлении формы государства с другим, обычно более узким, а иногда и разноплановым явлением: формой правления, политическим режимом. По мнению болгарского ученого В. Цонева, форма государства тождественна форме правления, между этими двумя понятиями нет никакого различия.

     Другие  авторы отстаивают узкий и широкий  подход к понятию «форма государства». В узком смысле форма государства по существу отождествляется с формой правления, а в широком — рассматривается как совокупность формы правления и формы государственного устройства.

     Третьи (их большинство — B.C. Петров, Б.А. Стародубский, В.Е. Чир-кин, венгр Халас, румынский ученый И. Четерки) под формой государства понимают совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического (политико-правового, государственно-правового) режима.

     В научной литературе, например, периодически ставится вопрос о необходимости рассмотрения в качестве самостоятельного элемента общей формы государства, наряду с традиционными тремя частными формами, еще такой формы, как политическая динамика. При этом верно утверждается, что политическая динамика, будучи производной от государственного режима, является более подвижным элементом, чем сам государственный режим и другие частные формы.

     Однако  в данной постановке проблемы остается неясным один вопрос – допустимо ли политическую динамику рассматривать, исходя из сложившегося представления о форме, в качестве самостоятельной формы или же только в качестве одного из признаков государственного режима или любой иной частной формы. Более логичным и убедительным представляется последнее.

     Таким образом, можно отметить, что в настоящий момент, в отличие от прошлых лет, когда шла острая дискуссия о структуре категории «форма государства», представление о форме государства в науке утвердилось как единство трех сторон организации государственной власти: формы государственного правления, формы государственного устройства и политического режима (рис 1.2).

       

     

       

       

     

     

       

       
 

     Рис. 1.2. Структурные элементы формы государства 

     Изучив  сущность понятия «форма государства» и выделив основные элементы понятия, перейдем теперь к более подробному рассмотрению каждого из выделенных элементов формы государства. 
 
 

 

    2. ХАРАКТЕРИСТИКА  ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

2.1. Понятие и виды форм правления

 

     Государственный строй любой страны характеризуется  прежде всего формой правления

     Исторически в науке теории государства и  права проблема формы правления  занимает ведущее место в изучении форм проявления государственной жизни. Понятие «форма правления» логически  предшествует остальным аспектам формы  государства. В юридической литературе отмечается, что: «Понятие формы правления является главным элементом, ядром в структуре понятия «форма государства», ибо именно в форме правления выражена суверенная государственная власть» [21].

     Почти во всех конституциях указывается на принадлежность государства к той или иной форме правления (монархия или республика), однако в них не дается четкого и развернутого определения самого понятия «форма правления». Оно было выработано учеными доктринальным путем [25].

     Проанализировав литературу, касающуюся данной проблематики, можно выделить, по крайней мере, семь основных концепций, определяющих форму государственного правления: 1) правовое положение главы государства; 2) структура и система взаимоотношений высших органов государственной власти, в основном главы государства, высшего законодательного органа, правительства; 3) образование, организация и функционирование (структура, правовое положение и взаимоотношения) высшей (верховной, суверенной) власти в государстве; 4) образование и организация высших государственных органов, а также их взаимосвязь с населением; 5) организация и функционирование не только органов высшей власти, но и всех органов государства в целом; 6) роль местных органов в общей государственной системе, отношения высших государственных органов с центрами политической и экономической власти, политическая среда и т. д.; 7) форма правления как процесс, а также внутренняя и внешняя формы правления [15, с. 11-12].

     С учетом вышеизложенного можно определить форму государственного правления как совокупность формальных (юридических) и неформальных (фактических) отношений, возникающих в процессе организации и функционирования высших органов государственной власти, их взаимодействия с населением и степень участия последнего в управлении государством.

     Формы правления различаются в зависимости  от того, принадлежит ли верховная  власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических  институтов (представительные органы власти, референдумы и т.д.). По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

     - монархические (единоличные, наследственные);

     - республиканские (коллегиальные,  выборные).

     Рассмотрим  выделенные формы правления (рис. 2.1) подробнее.

     1. Монархия

     Монархия – форма правления, при которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и во многом функции других властей – законодательной, исполнительной, судебной, и которая принадлежит одному лицу - монарху (император, Великий князь, султан, король, царь, конунг, шах) и переходит, как правило, по наследству.

     Монархия - греческое слово (monos - один только, arche - власть, monarchia - единовластие, самодержавие) [6, с. 51].

     Монархии  возникли еще в древности (Древний Рим в период империи), но наибольшее распространение получили в средние века и в новое время.  
 
 
 
 

       

     

       

     

     

       

     

       

       
 

     

     

     Рис. 2.1. Классификация форм правления 

     Проведенный анализ работ ряда ученых позволяет выделить следующие основные признаки классической монархической формы правления:

     1) Существование главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах), который сосредотачивает всю верховную власть в стране. Монарх - орган единоличный, его личная воля имеет властное значение;

     2) Наследственный порядок преемственности верховной власти (престолонаследие);

     3) Представительство государства монархом по своему усмотрению. Монарх лично осуществляет законодательную, исполнительную, судебную власть. Он представляет нацию как внутри страны, так и во внешних сношениях, являясь «лицом» государства;

     4) Полная политическая и юридическая безответственность как принцип принят в интересах поддержания престижа монарха, на котором строится вся его власть;

     5) Сакральный характер монаршей власти, которая опирается не только на юридические основы, но и на религиозные начала, особую общественно-психологическую атмосферу. Власть монарха воспринимается как нечто божественное, а монарх - как человек, наделенный божественной благодатью, который получил власть от Бога [5, с. 26].

     Таким образом, можно сделать вывод, что  монархия - форма правления, представляющая собой сложный конгломерат единоличной  власти, юридической основы ее организации  и социально-психологического состояния общества.

     В свою очередь монархия делится на:

     - абсолютную;

     - конституционную;

     - теократическую.

     В 2011 г. на политической карте мира монархий насчитывается 29: 13 – в Азии, 12 – в Европе, 3 – в Африке и 1 – в Океании (приложение 1). Среди них есть одна империя, королевства, княжества, герцогства, султанаты, эмираты, папское государство-город Ватикан. Обычно власть монарха пожизненна и передается по наследству, но в Малайзии и ОАЭ монархов избирают на пятилетний срок.

     Абсолютная  монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

     Выборные  парламенты в абсолютных монархиях отсутствуют, в лучшем случае при монархе существуют назначаемые им же совещательные органы, а исполнительная власть находится в полном подчинении монарха. Все ныне существующие абсолютные монархии расположены в Азии в основном в пределах Аравийского полуострова.

Информация о работе Формы государства