Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является теоретико-правовой анализ (на основе соответствующих источников, трудов мыслителей прошлого) процесса эволюции различных взглядов, связанных с определением формы государства, ее структурных элементов, видов государственных форм и их классификации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть понятие формы государства;
2. Изложить понятия форм правления, а так же соотнести монархическую и республиканскую формы правления;
3. Рассмотреть формы государственного устройства;
4. Охарактеризовать государственные режимы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 6
1.1. Сущность и функции государства 6
1.2. Форма государства: сущность и основные элементы понятия 8
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 14
2.1. Понятие и виды форм правления 14
2.2. Понятие и разновидности форм государственного устройства 23
2.3. Понятие и виды форм политического режима 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

курсов. работа по ТГП.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

     Политический  режим характеризует динамическую, функциональную сторону государства: то, как оно действует, властвует, какую политическую атмосферу создает  в обществе. Категории же «форма правления» и «форма государственного устройства» имеют непосредственное отношение к характеристике строения государства [16, с. 151]. Не случайно в теории государства существует позиция, в соответствии с которой политический режим выносится за пределы формы государства. И надо заметить, что такой подход ближе к истине.

     Политические  режимы могут быть демократическими и антидемократическими. Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.

     

       

     

     

     

     

       

     

     

       

     Рис. 2.3. Классификация форм политического  режима 

     Рассмотрим  выделенные формы политического  режима (рис. 2.3) подробнее.

     1. Антидемократические  режимы

     Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:

     - определяет характер государственной власти - это соотношение государства и личности;

     - антидемократический режим характеризуется  полным (тотальным) контролем государства  над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;

     - ему свойственно огосударвстление  всех общественных организаций  (профсоюзов, молодежных, спортивных  и др.);

     - личность в антидемократическом  государстве фактически лишена  каких-либо субъективных прав, хотя  формально они могут провозглашаться даже в конституциях;

     - реально действует примат государства  над правом, что является следствием  произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в  общественной жизни;

     - всеохватывающая милитаризация  общественной жизни;

     - игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;

     - не учитывает особенностей религиозных  убеждений населения.

     Антидемократический режим может устанавливаться  как при монархической, так и  при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом.

     2. Демократические  режимы

     Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.

       Конкретно режим демократической  власти выражается в следующем:

     - режим представляет свободу личности  в экономической сфере, которая  составляет основу материального  благополучия общества;

     - реальная гарантированность прав  и свобод граждан, их 
возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях;

     - создает эффективную систему  прямого воздействия населения  страны на характер государственной  власти;

     - в демократическом государстве  личность защищена от произвола,  беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;

     - власть в одинаковой степени  обеспечивает интересы большинства  и меньшинства;

     - основным принципом деятельности  демократического государства является  плюрализм;

     - государственный режим базируется  на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

     История знает различные формы демократических  режимов. Наибольшее распространение  в настоящее время получил  режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим.

     Изучив  теоретические аспекты форм государства, перейдем к рассмотрению формы государственного устройства Российской Федерации.

     Территориальная организация государственной власти в России — одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.

     Рассмотрим все составляющие формы государства применительно к Российской Федерации: форма правления; форма государственного устройства; форма  политического режима.

     Статья 1 российской Конституции гласит: «Российская  Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» [1].

     Таким образом, декларируется, что в Российской Федерации господствует демократический  политический режим (и, соответственно, ей присуще все то, что присуще  демократическому политическому режиму: признание воли народа единственным источником государственной власти; осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей; выборность и сменяемость государственной власти). Формой государственного устройства является федерация, а формой правления в России - республика.

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Категория форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы  государственного устройства, формы  политического режима. Целью данной работы было рассмотрение каждого из этих трех элементов, выделение общего и особенного, поиск соответствия между различными элементами формы государства, систематизация и обобщение многообразных фактов современной политической жизни.

     Современная концепция организации государственной власти, заключающаяся в единстве трех элементов - правления, государственного устройства и государственного режима, нам кажется отражает всю полноту представлений по этой проблеме в современной политологии.

     Изучив этот вопрос нельзя не отметить, что между различными элементами формы государства существует известное соответствие. Так монархическая форма правления феодального государства периода абсолютизма тяготеет к унитарной централизованной форме государственного устройства и автократическому государственному режиму. Республиканские формы правления хорошо "вписываются" в условия либерально-демократического государственного режима, а при наличии двух- или многонационального состава населения могут задавать федеративное государственное устройство.

     Ответить  же на вопрос о том, какое государственное устройство является абсолютно идеальным для всех народов и во все времена, вряд ли возможно даже изучив все формы государства. Наилучшим государственным устройством будет то, которое при данных конкретных обстоятельствах обеспечит всем своим гражданам наибольшее счастье, не ущемляя при этом их свободу и достоинство. 

 

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

     1. Нормативные правовые акты

     1. Конституция Российской Федерации  по состоянию на 2011 год – М.: Изд-во Эксмо, 2011. 

     2.  Специальная литература

     2. Абдуллаев М.И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений. М.: Магистр-Пресс, 2004. 410 с.

     3. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М «ФОРУМ», 2000. – 483с.

     4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. Изд. 8-е, стереотип. – М.: Омега-Л, 2011. - 608 с.

     5. Грузинов В. А. Формы правления современного российского государства : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.01 - Теория и история права и государства ; История учений о праве и государстве / В. А. Грузинов ; Науч. рук. М. И. Байтин. - Саратов, 2008. - 26 с.

     6. Ефимов Е.Н. Элементарные понятия о государстве и праве. Курс законоведения для школы и самообразования 2-е изд. М.: Тип. Т-ва "ЗАДРУГА", 1917. – 128 с.

     7. Иринин Антон Евгеньевич. Сущность унитарной формы государственного устройства : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Иринин Антон Евгеньевич; [Место защиты: Кубан. гос. аграр. ун-т].- Краснодар, 2007.- 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-12/2335

     8. Контарев А.А. Идея российской государственности. Монография. Ростов-на/Д: РЮИ МВД России, 2000. 264 с.

     9. Киреева, С.А. Политический режим как элемент формы государства (теоретико-правовое исследование): дис. . канд. юрид. наук / С.А. Киреева. — Саратов, 1997. 254 с.

     10. Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Норма, 2009. - 384 с.

     11. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. 
Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: Юрайт, 2010. - 640 с.

     12. Левин И.Д. Современная буржуазная наука государственного права. – М.: Изд-во АН СССР. – 1961.

     13. Максаковский В. П. Географическая картина мира. Книга I Общая характеристика мира. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, Кн.1 – 2008. – 495 с.

     14. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Дело АНХ, 2009. - 528 с.

     15. Опритов Я.И. Специфика формы государственного правления современной России: теоретико-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2001. – 24 с.

     16. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. - М.: Новый Юрист, 1999. – 240 с. (Серия "Подготовка к экзамену")

     17. Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. Л., 1971.

     18. Петров В.С. Тип и формы государства. – Ленинград: Изд-во ЛОЛГУ. – 1967. – 48 с.

     19. Сальников В.П., Степашин СВ., Хабибулин А.Г. Государственность как феномен и объект типологии: теоретико методологический анализ. Монография. СПб.: Фонд «Университет», 2001. – 208 с.

     20. Сорокин В.В. Государство переходного периода: теоретические вопросы./ Науч. ред. Корельский В.; Алтайская академия экономики и права. Барнаул, 2000. –190 с.

     21. Тененбаум В.О. Государство: система категорий. Саратов, 1971. – 185 с.

     22. Тепс Д. Конституционные основы федерализма. /Д. Тепс. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. – С.18-19.

     23. Фельдман Д.И. Курдюков Г.И. Основные тенденции развития международной правосубъектности / Д.И. Фельдман, Г.И. Курдюков. - Казань: Изд-во Казанского ун-та. – 1974.

     24. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие доя высшых учебных заведений/ Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – М.: «Дабахов, Ткачев, демидова», 1995. – 382 с.

Информация о работе Формы государства