Государственная власть, ее происхождение и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение государственной власти от ее происхождения до современности.
Цель предусматривает решение ряда задач:
- изучение происхождения государственной власти;
- раскрытие понятия государственной власти и ее признаков;
- рассмотрение государственной власти в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 4
Глава 2. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ ПРИЗНАКИ 13
Глава 3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 20
3.1 Структура государственной власти 20
3.2 Принцип разделения властей в Российской Федерации 23
3.3 Законодательная власть в Российской Федерации 25
3.4 Исполнительная власть в Российской Федерации 27
3.5 Судебная власть Российской Федерации 30
3.6 Формы и методы осуществления государственной власти 37
3.7 Характеристика законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

Работа содержит 1 файл

Государственная власть курсовик.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

     Конституционный суд решает исключительно вопросы  права. Он состоит из 19 судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ.

     Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Верховный суд РФ может рассматривать дела особой важности в качестве суда первой инстанции, а также в качестве второй инстанции в порядке судебного надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, а также военным судам округов, флотов, групп войск и их видов.

     Военные суды относятся к судам специальной компетенции и создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, флотах, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела, связанные с преступлением военнослужащих по первой и второй инстанциям, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

     Высший арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров, осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики. Статус арбитражных судов определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации"13 1995 г., арбитражным процессуальным кодексом 1995 г., Федеральным законом "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации"14 2001 г. и другими федеральными законами.

     Высший  арбитражный суд рассматривает  экономические споры между РФ и ее субъектами, между самими субъектами РФ; рассматривает дела по протестам  на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в порядке  надзора; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в законную силу судебные акты, изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных актов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дает разъяснения по вопросам судебной практики, осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности других арбитражных судов, в том числе и по их кадровому и материально-техническому обеспечению, решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ.

     Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают  в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам РФ, кроме дел, отнесенных к компетенции Высшего  арбитражного суда РФ, пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам  вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, изучают судебную практику, анализируют судебную статистику.

     Согласно  ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации  судебная власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Все эти виды производства являются равноправными и призваны в своей совокупности обеспечивать реальную защиту прав и свобод граждан. Кроме уже существующих судебных органов могут быть сформированы специализированные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, учреждаемые федеральным конституционным законом15. Верховным Судом РФ был представлен в порядке законодательной инициативы проект Федерального конституционного закона "О федеральных административных судах в РФ", рассмотренный в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

     Судебная  статистика свидетельствует о том, что в последние годы параллельно  со снижением числа дел искового и особого производств возросло число дел, возникающих из административно-правовых (публичных) отношений. К ним относятся такие категории дел, как рассмотрение заявлений граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; заявлений о защите избирательных прав и прав граждан России на участие в референдуме; заявлений об оспаривании постановлений органов и должностных лиц, управомоченных рассматривать материалы об административных правонарушениях16. Ведь административная юстиция (в разных моделях) является неотъемлемой частью многих и многих национальных правовых систем. Более того, ее наличие или отсутствие является характеристикой соответствия международным стандартам17.

     Согласно  законопроекту административные дела будут рассматриваться судами общей  юрисдикции, включая федеральные  административные суды и соответствующие  судебные коллегии по административным делам. Таким образом, административные суды должны стать не самостоятельной системой, а составной частью системы судов общей юрисдикции, со своеобразными ответвлениями на определенных уровнях.

     Судебная  система РФ строится на определенных принципах, которые должны обеспечить ее эффективное функционирование. Одним из важнейших принципов судебной системы является принцип ее единства, которое устанавливается Конституцией и Федеральным конституционным законом "О судебной системе в РФ". Этот принцип означает, что суды действуют в соответствии с едиными правилами судопроизводства, а также то, что все суды применяют Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ, а также конституции и другие законы субъектов РФ. Единство судебной системы определяется обязательностью исполнения постановлений судов, вступивших в законную силу, законодательным закреплением единства статуса судей, финансированием федеральных судов из федерального бюджета.

     Важный  принцип - самостоятельность судов и независимость судей. Это означает, что суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Судьи и заседатели, осуществляющие правосудие независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону, которые устанавливают гарантии их независимости. В РФ запрещено издавать законы и иные нормативные акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. В связи с этим законом установлено, что лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, а также заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность судов, несут ответственность в соответствии с федеральным законом.

     Судья в своей профессиональной деятельности обязан быть беспристрастным, не допускать  влияния на свою профессиональную деятельность со стороны кого бы то ни было. При исполнении своих обязанностей судья не должен проявлять предубеждения расового, полового, религиозного или национального характера18.

     Принципом судебной системы является участие граждан в осуществлении правосудия. По конституции РФ граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия в соответствии с федеральными законами, а участие граждан в качестве присяжных, народных, арбитражных заседателей является гражданским долгом.

     Принципом деятельности судебной системы является гласность судопроизводства. Это означает, что разбирательство во всех судах открытое, а слушание дел в закрытых заседаниях допускается только в случаях, предусмотренных законом.

     Конституция РФ устанавливает принцип несменяемости судей, что означает одну из основных гарантий подлинной независимости и стабильности судебной власти. Кроме того, это традиционно один из самых демократических принципов организации и деятельности суда.

     Еще одна гарантия независимости судьи  и один из важнейших принципов  судебной отрасли власти - неприкосновенность судей. Закон устанавливает гарантии неприкосновенности судей. В частности, неприкосновенность судьи означает ограждение личности судьи от всяких посягательств, а также неприкосновенность его жилища и служебного помещения, используемого им транспорта и средств связи, его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документации. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнения и принятое решение. Судья может быть привлечен к уголовной ответственности не иначе как в порядке, предусмотренном законом.

     Один  из важнейших принципов судопроизводства - принцип состязательности сторон, который предусматривает, что истец  и ответчик, обвиняемый и обвинитель выступают в качестве сторон, у  которых имеется определенный процессуальный интерес и которым законом предоставлены равные права для обоснования своих утверждений и выводов, а также для оспаривания утверждений и выводов другого участника судебного разбирательства (противной стороны). Решение всех возникающих в деле вопросов принадлежит только суду, который не связан доводами сторон, свободен в оценке предоставленных ими доказательств, независим от любых посторонних влияний и действует исключительно как орган правосудия. Независимость судьи от законодательных и исполнительных органов должна обеспечить и норма закона, гарантирующая финансирование судов из государственного бюджета.

     Судебные  органы власти действуют на основе конституционных принципов, гарантирующих защиту прав и свобод граждан. Прежде всего, это конституционное право каждого на свободу и личную неприкосновенность.

     Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, а также право  каждого на получение квалифицированной  юридической помощи; в случаях, предусмотренных  законом, юридическая помощь оказывается  бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

    1. Формы и методы осуществления государственной власти

     Государственная власть реализуется в определенных формах и определенными методами. Формы осуществления функций управления государством характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, решает свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы осуществления государственной власти:

     1) Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые. Право рассматривается как функция государства. Это означает, что только государство имеет легальные полномочия по установлению правоустановок.

     В Российской Федерации наиболее распространенной является такая форма правотворчества, как принятие нормативно-правовых актов органами государства. В рамках этой правотворческой процедуры наиболее разработана законодательная процедура (процедура издания законов)19.

     2) Правоохранительная - государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применении принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.

     3) Правообеспечительная - государственная деятельность, выражающаяся в принятии мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность.)

     Функции  государства  и  его  органов  реализуются  с  использованием  разнообразных  методов.  методы осуществления власти– это те приемы, которые использует государственная власть в целях подчинения своей воле поведение и деятельность подвластных. Традиционно государственная власть использует два основных метода – метод убеждения и метод принуждения, как правило, сочетая их. Метод убеждения основан на использовании идейно-нравственных средств воздействия на поведение человека. Он предлагает целенаправленную культурно-воспитательную работу, связанную с разъяснением государственной политики, идеологическую обработку населения, другие приемы привлечения подвластных на свою сторону. Так выполняя охранительную функцию, органы государственной власти используют методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей, материальное стимулирование и т.д.

Информация о работе Государственная власть, ее происхождение и структура