Государство, как особое звено политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:01, лекция

Описание работы

Государство является главным звеном политической системы, ее центральным структурным элементом и занимает в политической системе особое место:
— центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство. Парламент, Верховный суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие право вое положение и механизм действия всех элементов политической системы;

Работа содержит 1 файл

ТГП ЛЕКЦИИ 1.doc

— 542.50 Кб (Скачать)

   Правоспособность - закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь субъективные права (права субъекта) и нести юридические обязанности. Возникает в момент рождения и исчезает с момента смерти (ликвидации для ЮЛ).  
Дееспособность - признаваемая нормами права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности.  
Для физических лиц:  
•    Зависит от возраста: гражданское, политическое брачное совершеннолетие.  
•    Состояние здоровья.  
•    Состояние родства (для семейного права: родственные браки запрещены)  
•    Законопослушности (сидит или не сидит).  
Для юридических лиц:  
•    Признание за ним "правового статуса", т.е. правоспособности для юридического лица, актом государственной регистрации согласно установленных законодательством норм, а именно: обладать обособленным имуществом, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком.  
•    Установление дееспособности в виде определение компетенции юридического лица, например, ограниченная компетенция для государства, его органов и организаций.

   Объект правоотношений: материальное или нематериальное благо, либо фактическое поведение участков правоотношения. Материальное благо: земля, недра, объекты, здания и т.д. Обычно действуют методы гражданско-правовые, т.е. признающие равенство сторон, свободное самоопределение субъектов правоотношений. Нематериальное благо: патент, интеллектуальная собственность, честь достоинство и т.д.

   Поведение субъектов: оферта, договор поручение.  
Предпосылки правоотношений:  
•    Нормы права ( установление прав и обязанностей)  
•    Юридические факты (установление условий возникновения прав и обязанностей)  
•    Правосубъектность (правоспособность и дееспособность)  
•    Объект правоотношений.

СОЦИАЛЬНЫЕ  И ТЕХНИЧЕСКИЕ  НОРМЫ

   Нормативное регулирование зародилось на заре человеческого общества и свелось к созданию двух типов норм, правил — социальных и технических. Социальные нормы возникли как способ управления делами общества и обеспечения согласованных действий между членами первобытно-общинного строя.

   С развитием  производящей экономики, пастушества, ремесла, земледелия в жизни человека важное значение приобретают разного  рода правила производственной деятельности, следование которым обеспечивает достижение поставленной цели. Правила производственной деятельности вырабатывались постепенно, путем проб и ошибок. По мере их накопления образовывались своды общеобязательных правил, следование которым значительно увеличивало возможности людей по преобразованию природы и. удовлетворению своих потребностей в орудиях труда, пище, жилье. Например, развитию земледелия в странах Ближнего Востока способствовало создание агрокалендарей, которые буквально по дням расписывали жизнь членов земледельческой общины, содержали четкие указания, какие сельскохозяйственные работы необходимо делать в соответствующий период, а какие работы производить нельзя.

   Нормы, которые определяют отношение человека к природе, порядок его деятельности по созданию материальных благ, пользования  орудиями труда, называются техническими нормами. В отличие от них социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями в процессе материального производства, политической или социально-культурной сфере.

   Как технические, так и социальные нормы являются важнейшим и необходимым атрибутом современного общества. С их помощью современный человек регламентирует все социально значимые способы человеческой деятельности.

   Современную систему технических норм составляют технологические правила, правила техники безопасности, пользования современными приборами и машинами, правила санитарии и гигиены, грамматики, педагогики, профессиональной деятельности. Словом, везде, где человек действует и создает какие-либо материальные и духовные блага, он должен знать и творчески применять соответствующие технические правила.  
При несоблюдении технических норм человек, уподобляется героине басни И.А. Крылова «Мартышка и очки». Даже располагая современной техникой, он в скорее всего не сможет получить ожидаемых результатов. В то же время с большой долей вероятности можно предположить, что такой человек испортит сложный прибор, иные орудия труда. Несоблюдение правил техники безопасности может обернуться производственной травмой или иными тяжкими последствиями как для самого нарушителя, тек и для окружающих.

   Столь же важное значение в современном  мире имеет и соблюдение социальных норм, которые регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления экономических, политических, социально-культурных задач, стоящих перед обществом, государством и отдельной личностью.

   Социальное  нормативное регулирование осуществляется двумя способами:  
1) установлением запретов на действия, которые признаются опасными для общества или его отдельных членов. В частности, запрещается посягать на жизнь и здоровье других людей, их собственность, мешать им распоряжаться своим имуществом, призывать к насильственному свержению конституционного государственного строя, разжигать национальную, религиозную и иную рознь;  
2) закреплением в общеобязательном правиле прав и обязанностей участников соответствующего отношения. В таком правиле обязательно указываются те права, которыми обладают участники отношения, и их обязанности по отношению друг к другу и иным членам общества.

   Благодаря социальным нормам в обществе создается  стабильность и порядок в отношениях между людьми и их объединениями. Выбирая тот или иной вариант поведения, человек заранее знает круг своих прав и обязанностей, как ему нужно действовать, чтобы стать участником конкретного отношения. Например, вступить в трудовые отношения с предприятием, поступить в образовательное учреждение, осуществить поездку в городском транспорте, познакомиться с другим человеком.

   Способы регулятивного воздействия социальных норм на поведение человека, деятельность его объединении зависят от того, к какому виду социальных норм относится конкретная норма, как она была установлена и кто конкретно осуществляет охрану этой нормы от нарушения.

   Юридические нормы, отличаются возможностью принуждения и тем, что санкционированы государством. Технические нормы, базирующиеся на законах природы, они не зависят от нас. Однако, использование их может оказаться социально значимым, а следовательно нужно и можно регламентировать из применение (ГОСТы и т.п.)

СТАДИИ  ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

   Применение норм права - это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

   Признаки применения норм права:  
•    Применяются только компетентными органами государственной власти.  
•    Деятельность по их применению имеет государственно-властный характер.  
•    Содержание применения выражается в издании на основании норм права индивидуальных правовых предписаний (актов).  
•    Применение осуществляется в строго установленном законом порядке.

   Необходимость применения норм права:  
•    Когда предусмотренные юридические права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно-властной деятельности компетентных органов.  
•    Когда имеются определенные препятствия реализации прав отдельных граждан и организаций.  
•    Когда юридические обязанности не исполняются добровольно.  
•    Когда совершено правонарушение и необходимо определить меру юридического взыскания правонарушителя.

   Основные стадии процесса применения:  
1.    Установление конкретных обстоятельств дела: складывается из фактов, которые образуют фактическую сторону дела. Выделение фактов, необходимых для правильного юридического разрешения дела. Должно быть обоснованным и законным: всестороннее исследования полученных фактов, выяснение их истинности и объективной достоверности.  
2.    Выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам. Дать квалификацию фактическим обстоятельствам дела, выбрать соответствующую норму права. Определить не противоречит ли она законам или прочим нормативным актам. Провести проверку действия выбранной нормы по кругу лиц, времени и месту.  
3.    Вынесение решения компетентными органами и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций.

   Акты применения правовых норм - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание определенного компетентного органа, выносимое в результате рассмотрения конкретного дела.

   Признаки: Имеет государственно-властный характер и охраняется принудительной силой государства. Является индивидуальным правовым актом. Должен быть законным, выносится в полном соответствии с последним. Издаются по определенной законом форме и имеют точное наименование.

   Структура:  
•    Водная часть: наименование органа, время издания, адресат;  
•    Описательная часть: изложение фактической сути дела;  
•    Мотивировочная часть: обоснование принятого решения;  
•    Резолютивная часть: содержание решения.

   Классификация:  
1.    В зависимости от субъектов применяющих:  
•    Акты представительских органов власти;  
•    Акты исполнительно-распорядительных органов власти;  
•    Акты правоохранительных органов власти;  
•    Акты государственного контроля.  
2.    В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним  
нормам права:  
•    Регулятивные, устанавливающие юридические права и обязанности в связи с право  
мерным поведением субъектов.  
•    Охранительные, издаваемые в связи с совершением правонарушения.  
3.    По действию во времени:  
•    Акты, вступающие в силу с момента принятия решения правотворческого органа.  
•    Акты, вступающие в силу по истечение определенного срока с момента опубликования.  
•    Акты, вступающие в силу с даты, указанной в акте.  
4.    По действию в пространстве.  
5.    По кругу лиц.

   Пробелы в праве, применение прав по аналогии:  
1.    Пробел в праве: Отсутствие нормы для разрешения конкретных жизненных случаев, охватываемых правовым регулированием и должных быть разрешенными на основе права. Наиболее просто устраняются путем принятия соответствующей нормы права.  
2.    Аналогия закона: решение конкретного дела на основе нормы, регулирующей сходные с регулируемым случаи.  
3.    Аналогия права: Принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права, когда нельзя подобрать сходную со случаем норму права.

СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ

   Норма права как системное образование  имеет определенную структуру. Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов. Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция, санкция.

   Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой содержится условие ее реализации. Например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: определенный возраст и вменяемость.  
По характер у содержания различают общие и конкретные гипотезы.

   Общая (абстрактная) гипотеза определяет условия действия норм общими родовыми признаками.  
Конкретная (казуистическая) гипотеза устанавливает частные специальные условия действия нормы. Примером такой гипотезы являются нормы уголовно-процессуального кодекса, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается.

   Диспозиция — это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиции содержит признаки запрещенных деяний.По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные.

   Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.  
Описательная диспозиция содержит признаки правомерного либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: а) незаконное, б) безвозмездное, в) изъятие, г) чужого имущества, д) совершенное тайным способом.  
Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы.  
Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону.

   Санкция — это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания. Трудовое право и ряд других отраслей в качестве позитивных санкций предусматривают поощрительные меры. По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.

   Позитивные  санкции предусматривают меры поощрения (стимулирующие санкции) и меры восстановления субъективных прав (правовосстановительные санкции).  
Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания (карательные санкции) и возможность признания деяний недействительными (санкции ничтожности).  
Карательные меры в литературе иногда называют полными санкциями, а санкции ничтожности именуются неполными, так как они не сопровождаются наказанием нарушителя.

Информация о работе Государство, как особое звено политической системы