Государство, как особое звено политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:01, лекция

Описание работы

Государство является главным звеном политической системы, ее центральным структурным элементом и занимает в политической системе особое место:
— центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство. Парламент, Верховный суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие право вое положение и механизм действия всех элементов политической системы;

Работа содержит 1 файл

ТГП ЛЕКЦИИ 1.doc

— 542.50 Кб (Скачать)

    По  указанным признакам формы государственного  правления подразделяются на:   
монархические (единоличные, наследственные)  
республиканские (коллегиальные, выборные)    

     Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит как правило по наследству.  
     Основные признаки монархии: Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно; наследственный порядок передачи верховной власти; представительство монархом государства по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха.  
     Виды монархий:  
1. Деспотия (неограниченная власть) - деспот (верховный властелин) обладает неограниченной наследственной властью по отношению к своим подданным, опираясь на силу военно-бюрократического аппарата.  
2. Сословно-представительская монархия - власть монарха ограничена сословно-представительским органом (собранием).  
3. Абсолютная монархия - верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.  
4. Конституционная монархия - власть монарха ограничена в значительной степени представительским органом, ограничение выражено в конституции, которую монарх не в праве изменять.  
5. Парламентарная монархия: правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство на выборах в парламент;  
- Лидер партии, обладающей наибольшим количеством мест в Парламенте становится главой государства;  
- В законодательной, исполнительной и судебной власти власть монарха - символическая;  
 - Законодательные акты принимаются Парламентом и формально подписываются монархом;  
- Правительство согласно конституции несет ответственность перед Парламентом, а не перед монархом.     

     Республика - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Признаки:  
• Существование единоличного и коллегиального главы государства  
• Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов власти;  
• Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;  
• Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом  
• Обязательность решений верховной государственной власти для всех госорганов  
• Преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.   

     Виды республик:  
1. Парламентарная республика - верховная власть принадлежит Парламенту:   
      Правительство формируется из депутатов Парламента, с коллегиальной ответственностью перед Парламентом за деятельность, в случае потери доверия - уход в отставку.  
      Глава государства избирается Парламентом (обнародует законы, право роспуска парламента, назначение главы правительства, главнокомандующий).  
      Глава правительства назначается главой государства (формирует правительство и т.д. по исполнительной власти)  
2. Президентская республика - президент сочетает в себе функции главы государства и главы правительства:   
     Президент избирается внепарламентскими методами,   
     Правительство формируется президентом, правительство отвечает перед президентом, а не парламентом;  
      Более широкие права главы государства по сравнению с парламентарной республикой.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

       Функции государства - это основные, социально значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачи определенного исторического этапа развития общества, а также механизм государственного воздействия на происходящие в нем процессы.     

    Существенными  признаками функций государства  являются:  
1) предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни; 2) направленность этой деятельности на выполнение тех задач и целей, которые стоят на конкретном историческом этапе развития общества;   
3) определенные формы (чаще всего правовые) реализации государственных функций, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.     

    Формирование функций происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели государства, а следовательно - и его различные функции. Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным - оно меняется вместе с изменениями, происходящими в обществе.      

    По  объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние. Внутренние функции - это основные направления деятельности государств внутри страны. К внутренним функциям государства относятся:   
1) функции охране законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;  
2) функции легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидуумов;   
3) политическая функция (обеспечение народовластия и государственного суверенитета);   
4) экономическая функция (выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т.д.)   
5) социальная функция (создание системы социальной защиты населения, систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.);   
6) экологическая функция (деятельность, направления на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей);   
7) идеологическая функция (пропаганда определении идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т.д.).      

    Такой  набор функций государства - свидетельство  полного огосударствления общества, характерное для тоталитарного общества. С изменением соц. структуры общества государство уменьшает свое влияние в экономике, в идеологической сфере. На первый план выходит охрана интересов, прав и свобод человека, учет координация интересов различных групп населения, защита прав меньшинств, охрана окружающий среды.     

     Внешние функции -это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими организацией или государствами. К внешним функциям относятся:   
1) защита государства от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т.д.);  
2) функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями.  
    Другим основанием для классификации функций государства является характер государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с ним все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные.  
     Охранительные функции - это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы).   
     Регулятивные функции - это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами).    

    Еще  одним основанием классификации  функций государства служит продолжительность  их существования. В соответствии  с этим функции могут быть постоянными и временными. Первые выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на ряде этапов его существования. Вторые - обусловлены конкретным периодом общественного развития и по мере перехода к иному периоду утрачивают свое значение.      

    По  важности в общественной жизни  функции делятся на основные и неосновные (подфункции). К последним относится, например, организация статистического учета. Но данная классификация вызывает возражения в юридической науке. Ряд ученых полагает, что т.к. функциями государства являются основные направления его деятельности, признание каких-либо функций неосновными некорректно.

ВИДЫ  СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

 

      Нормативное  регулирование общественных отношений  в современный период осуществляется с помощью достаточно сложной и многообразной совокупности социальных норм. Это: 1) мораль, 2) обычаи, традиции, обыкновения, 3) корпоративные нормы или нормы общественных объединении, 4) религиозные нормы, 5) правовые нормы.     

    Многообразие видов социальных норм объясняется сложностью системы общественных отношений, а также множественностью субъектов, осуществляющих нормативное регулирование общественных отношений. Нормы права устанавливают государство, его органы, общественные объединения и религиозные организации, а также отдельные социальные слои и общество в целом.

   Мораль или моральные нормы представляют собой правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных этических требованиях и принципах. Значительная часть моральных норм вырабатывается и поддерживается обществом в целом или же большинством его членов.

   Современное общество распадается на различные социальные группы в зависимости от рода занятий, профессии, возраста, пола и иных социальных характеристик. Неоднородность и даже противоречивость моральных норм, принадлежащих разным социальным слоям общества, составляет один из характерных признаков этого вида социальных норм.

   Для морали характерны еще два следующих  специфических признака. Моральные  нормы закрепляют по преимуществу должное  поведение человека, иных лиц. Мораль является наиболее изменчивым, динамичным видом социальных норм. Контроль за исполнением норм морали осуществляет либо общество в целом, либо отдельный социальный слой.

   Разновидностью  социальных норм выступают обычаи, традиции и обыкновения. Подобно  моральным нормам они устанавливаются  и охраняются от нарушений обществом  либо признающим обычай, традицию отдельным социальным слоем. В то же время этот вид социальных норм имеет и свои особенности.

   Обычай  представляет собой правило поведения, сложившееся в далеком прошлом, а в современном обществе поддерживаемое в силу привычки. Обычай не имеет связи с оценочными категориями типа «добро и зло», «плохое и хорошее».

   Критерий  разграничения обычаев и норм морали, действующих в современном  обществе, видится в том, что они  регулируют разные виды общественных отношений. Моральные нормы определяют должное, обязательное отношение одного лица к другому. По аналогии с правом можно сказат^ что это материальные нормы. Сохранившиеся же и применяемые в настоящее время обычаи являются по преимуществу процессуальными нормами, они регулирует процедуру, порядок реализации моральных норм. Можно найти ряд примеров, когда реализация моральных норм, вроде христианских заповедей «не убий», «не укради», идущих от седой старины, стала потребностью всего общества. И тем не менее эти заповеди остаются моральными нормами, а не обычаями.

   В пользу понимания обычаев как сохранившихся  от древних времен процедурных норм свидетельствует их объединение  в один вид, одну группу с традициями. Под традициями понимаются правила  поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества. В отличие от обычаев традиции могут применяться сравнительно короткий период. Они возникают в силу какого-либо единичного примера, поддержанного общественным мнением.

   В настоящее  время широкое распространение  получил такой вид социальных норм как нормы общественных объединении, политических партий, закрепленные их уставами. Иногда в юридической литературе эти нормы называются корпоративными. Специфика корпоративных норм состоит в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения — формально закрепляются письменным источником — уставом, принимаемым в установленном порядке. Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Но корпоративные нормы не обладают и не могут обладать свойствами права, поскольку регулируют отношения общественных образований, которые в силу их специфики не подлежат нормативно-правовому регулированию.

   Под религиозными нормами понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы содержатся в религиозных книгах: Библии, Евангелии, Коране, Талмуде и др. либо в сознании верующих, исповедующих языческие, многобожеские культы. Религиозные нормы имеют различное содержание. Одни из них определяют порядок организации и деятельности религиозных объединении, общин, монастырей, братств, другие регламентируют отношение верующих людей к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни, третья группа религиозных норм закрепляет порядок отправления религиозных обрядов. Религиозные нормы выступают источником права в ряде государств, исповедывающих ислам. Охрана и защита от нарушений этих социальных норм осуществляется самими верующими.

ЗАКОННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, УРОВНИ, ПРИНЦИПЫ

   Законность — сложное явление и в теории права понимается по-разному: как принцип, как метод, как режим государственного руководства обществом. Но при этом смешиваются разные понятия. При понимании законности как принципа деятельности происходит отождествление законности с правовыми идеями. При таком подходе законность из сферы поведения субъектов перемещается в сферу правосознания.

Информация о работе Государство, как особое звено политической системы