Государство, как особое звено политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:01, лекция

Описание работы

Государство является главным звеном политической системы, ее центральным структурным элементом и занимает в политической системе особое место:
— центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство. Парламент, Верховный суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие право вое положение и механизм действия всех элементов политической системы;

Работа содержит 1 файл

ТГП ЛЕКЦИИ 1.doc

— 542.50 Кб (Скачать)

    Либерально-демократические  системы открытого характера формирует социальная среда рыночного типа.  
     Для либерально-демократических политических систем характерны:  
— в экономической сфере - рыночные отношения, наличие частной собственности, которые обеспечивают экономической свободой субъектов политических отношений;  
— в сфере политических отношении — многопартийность, плюрализм, приход к государственной власти демократическим путем. Партии в такой системе стремятся к завоеванию, удержанию и использованию власти с учетом интересов избирателей;  
— приоритет личности, ее прав и свобод над интересами коллектива. Индивид, его права и свободы становятся выше коллективных интересов;  
— в сфере общественных отношении преобладают правовые формы поведения людей;  
— в сфере государственной жизни широко используются демократические институты.    

    Для  политической системы открытого  общества присуще разномыслие,  обмен идеями, знаниями, товарами, инвестициями. Государственная власть действует  в организационно-правовых формах  Взаимоотношение государства, профсоюзов, иных организаций носи г конституционный характер. Политическая система открытого типа выполняет общественно значимые функции и обеспечивает интересы всего гражданского общества.    

    Переходные  политические системы формирует  смешанная социальная среда, для которой характерна конвергенция (смешение) противоречивых социально-политических явлений и процессов.    

    В  таких системах плюрализм, как  правило, соседствует с политической  нетерпимостью, а реформы сопровождаются  попытками сохранить старые порядки.  Переходные политические системы нестабильны. Однако их эволюция ведет к формированию политических систем иного, более устойчивою типа. Государство в таких системах либо препятствует становлению новой политической системы общества, либо обеспечивает неизбежную эволюцию политической системы общества.

ТИПЫ  ПРАВОПОНИМАНИЯ

 

     Основополагающей  проблемой теории государства  и права является проблема  сущности и социальной природы  права. Современные теории права  не имеет единого понимания  сущности права. Наиболее значимыми в истории политико-правовой мысли являются трактовки права, данные представителями естественной, психологической, исторической, позитивистской, социологической теорий права, философией права и марксизмом.      

    Согласно  теории естественного права (Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье и др.), в обществе существует два права: естественное и благоприобретенное. Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым. Благоприобретенные права устанавливаются государством в форме законов и иных нормативно-правовых актов. В основе этого права лежат естественные права человека.     

    Два  вида права признают и представители  психологической теории права  (Л.И. Петражицкий). Согласно этой теории право представляет психическую деятельность человека, его правовые, "императивно-атрибутивные" эмоции, чувства, оценки, переживания. Человек чувствует свою волю связанной притязаниями других лиц, ожидающих от него исполнение определенной обязанности.    

    В  позитивистской теории правом  признаются только правила должного  поведения, устанавливаемые законом  и иными нормативно-правовыми  актами, принимаемыми государственными  органами. "Закон есть закон", который нужно исполнять в  любом случае, независимо от психологических переживаний человека и его естественных прав. Представители этой теории весьма негативно относятся ко всяким попыткам искать право вне официально установленных государством нормативно-правовых предписаний.    

    В  отличие от позитивистов историческая школа (Савиньи, Пухта и др.) понимала право как продукт народного духа, сознания народа, который живет и проявляется во взаимоотношениях его представителей. Право, как и язык, представляет собой неотъемлемый компонент народа или нации и развивается по аналогичным законам. Образование права осуществляется путем постепенного раскрытия народного духа в историческом процессе. Народный дух определяет особенности народного правосознания, а оно выливается в нормы права. Наиболее полным и последовательным источником развития народного духа являются народные обычаи. По мнению представителей исторической школы права, каждому народу присущ свой дух и, соответственно, свое правосознание. Поэтому нормы права одного народа не будут годными для других народов и национальностей.      

    Представители  социологической школы права  также полагают, что право не  следует искать в законах или  психологических переживаниях личности. Право, по их мнению, - это реальная  жизнь, воплощенная в конкретных  решениях в сфере предпринимательской деятельности, во взаимоотношениях работников и предпринимателей, иных лиц и социальных групп. При этом поиск «живого» права ведется в двух направлениях. Одни авторы считают, что в обществе существует множество правовых систем, поскольку государство не в состоянии предусмотреть все необходимые для общества и его компонентов нормы права. Каждая коллективная общность людей, будь то спортивный клуб, торговое общество, профсоюзы или нация, может иметь и имеет свое право. Представители другого направления «живое» право видят в свободе судейского усмотрения при разрешении конкретных дел. Разумное и точное решение юридических казусов представляется им большим правом, нежели абстрактные нормы с их абстрактной справедливостью.      

    Принципиально иную трактовку права, его сущности дают основоположники марксизма. Рассматривая общество как органически целостное образование, действующее и развивающееся по объективным, независимым от воли людей законам, К. Маркс и Ф. Энгельс весьма четко и последовательно различали право и закон. Право они понимали как меру свободы членов общества. Каждый класс в силу его особого положения в системе экономических отношений общества имеет свою меру свободы, свое право. Но не всякий класс способен выразить свое право в системе общеобязательных норм, в законе.   

    Многообразие  трактовок сущности и природы  права в российской юридической  литературе нередко рассматривается  как весьма позитивное явление,  свидетельствующее о достаточно  высоком уровне развития правовой  науки, и прежде всего теории права.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

 

   Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между составными частями государства и местными органами власти.  
    Форма государственного устройства показывает:   
• Какие части имеет внутренняя структура государства;  
• Правовое положение отдельных частей и взаимоотношение органов;  
• Отношения центральных и местных органов власти;  
• Какой государственной формой выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории государства.   

     Унитарное государство - единое целое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, подчиняющихся органам центральной власти и признаками государственного суверенитета не обладают.   
    Основные признаки унитарного государства:  
• Единая конституция, единый высший представительский, исполнительный и судебный орган, единое законодательство, одно гражданство, денежная система, налоговая и кредитная политика.  
• Составные части суверенитетом не обладают (нет законодательства, армии и т.д.), но обладают самостоятельностью - децентрализованное или централизованное самоуправление (если во главе местных властей стоит назначенный сверху чиновник).  
• Допускается национальная и законодательная автономия для малочисленных наций;  
• Все внешние сношения осуществляются центральными органами власти  
• Единые вооруженные силы.     

   Федерация - добровольное объединение нескольких ранее независимых государственных образований в одно единое союзное государство.  
     Основные признаки федерации:  
• Территория федерации состоит из территорий субъектов  
• Верховная судебная, законодательная и исполнительная власть принадлежит  
федеральным органам  
• Разграничение полномочий межу федерацией и субъектами регулируется федеральной конституцией.  
• Субъекты имеют право принятия собственных конституций и имеют свои высшие суд, законодательные и исполнительные органы.  
• Существует единое федеральное гражданство и гражданство субъектов.  
• Представление внешнеполитической деятельности - федеральные органы власти.  
• При федеральном Парламенте есть палата, представляющая интересы субъектов.   

     Виды федераций:  
1. Территориальная федерация.  
• Территориальные образования не являются суверенными государствами, разграничение компетенции и полномочий;  
• Нет права прямого представительства в международных органах;  
• Зачастую запрещен односторонний выход из союза.  
• Управление армией осуществляется на союзном уровне.  
2. Национальные федерации.  
• Субъекты - национальные государства и национально-государственного образования;  
• Принцип добровольности объединения субъектов и их равные права в федерации;  
• Государственный суверенитет больших и малых наций;  
• Высшие органы формируются из представителей субъектов;  
• Право на самоопределение - свободный выход.   

     Конфедерация - временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Члены сохраняют свои права как во внешнем так и во внутреннем деле.  
    Основные признаки конфедерации:  
• Нет единых законодательных, исполнительных и судебных органов;  
• Нет единой армии, налогов, бюджета;  
• Сохранение гражданства тех государств, кои находятся в союзе;  
• Могут договориться о единой денежной, таможенной, визовой и т.д. системе.  
• Недолговечность.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

 

    Государство осуществляет свои функции в определенных формах. Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.   

    Формы  осуществления функций государства  делятся на правовые и организационные.   
      Правовая форма - это однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов. К правовым формам относятся:   
1) правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов);   
2) правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.);      

    Организационная  форма - это однородная деятельность  государства, направленная на  создание организационных условий  для обеспечения функций государства:   
1) организационно-регламентирующая форма - это текущая работа структур по обеспечению функционированию органов государства;   
2) организационно-хозяйственная форма включает в себя оперативно-техническую работу (бух.учет, статистика);  
 3) организационно-идеологическая форма (воспитание).   

     Методы осуществления функций государства - это способы и приемы с помощью, которых органы государства реализует свои функции (убеждения, поощрения, принуждения, наказание)    

    Институционно-организационная,  независимая форма осуществления  правовой функции государства.  Данная функция обособлена от законодательной и исполнительной функции вследствие независимости суда. Осуществляется в форме правосудия, т.е. как непрерывная деятельность судов, непрерывный процесс установления субъективных прав и обязанностей, фиксирование и формирование объективного права в конкретной ситуации, в конкретном споре о праве. Таким образом, правосудие состоит в выполнении судом своей правоформирующей функции, состоящей из нескольких функций.  
    Структура правоформирующей функции.  
• Отправление правосудия в узком смысле: установление субъективных прав и обязанностей в конкретном споре о праве (разрешение споров) и вынесение приговоров, обвинительных или оправдательных в уголовных делах.  
• Правоохранительная функция суда, предварительный контроль за правомерностью действий административно-исполнительных органов власти и должностных лиц (заключение под стражу, обыск и прочее).  
• Административная юрисдикция суда - существует в основном в виде конкретного контроля, процедура которого возбуждается по жалобе (иску) конкретного лица.    

    По  всеобщей декларации прав человека  любое лицо для установления  своих прав имеет право на  рассмотрение его дела независимым судом. Поскольку суд несет в себе функцию контроля за конституционностью решений и действий исполнительной власти, то любое обращение в суд должно быть должным образом рассмотрено и по нему должно быть вынесено решение.     

     Нормотворческая функция суда, например в осуществлении административной юрисдикции, когда принимается толкование закона, которое в дальнейшем служит стандартом для принятия административных решений.

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ

 

       Форма правления в государстве - это структура высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.  
      Форма государственного правления дает возможность уяснить:  
• как создаются высшие органы государства и какого их строение;  
• как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;  
• как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением  
страны;  
• в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.    

Информация о работе Государство, как особое звено политической системы