Государство, как особое звено политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:01, лекция

Описание работы

Государство является главным звеном политической системы, ее центральным структурным элементом и занимает в политической системе особое место:
— центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство. Парламент, Верховный суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие право вое положение и механизм действия всех элементов политической системы;

Работа содержит 1 файл

ТГП ЛЕКЦИИ 1.doc

— 542.50 Кб (Скачать)

   При понимании  законности как метода деятельности законность отождествляется с формами реализации законов. Однако законность — не метод реализации, а состояние общественных отношений, обусловленное реализацией законов.     

    Отдельные  авторы понимают законность как  положительное отношение к законам  в практической деятельности и в повседневной жизни. При таком подходе законность ошибочно отождествляется с положительной правовой установкой. Законность — это не положительное отношение к законам, а законосообразное, то есть соответствующее законам поведение субъектов правоотношений. В широком смысле понятие законности — это господство законов в общественной жизни, то есть правовой режим, при котором нормативные предписания осуществляются всеми участниками правовых отношений. Законность в узком смысле слова — это правомерная деятельность государственных органов, которая соответствует принципу законосообразности.

   Сущность  законности заключается в точном и неуклонном соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных  актов всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.

   В содержание законности включают два элемента: наличие законов и реализацию законов. Однако законы как таковые  не входят в содержание законности: Они являются нормативной основой  законности. При этом законы должны иметь правовой характер, то есть выражать интересы всего населения, а не произвол властей.

   Значение законности состоит в том, что законность противостоит деспотизму власти, охраняет личность от произвола, государство от анархии, общество от насилия. Отсутствие законности порождает широкий административный произвол и всеобщее беззаконие. Отказ от законности способствует росту коррупции, преступности, эскалации насилия во всех его формах и ведет к деградации общества.     

    Под принципами законности понимают принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности. К принципам законности относят всеобщность законности, верховенство закона, единство законности и целесообразности, связь законности с культурой, неотвратимость ответственности и контроль за реализацией закона.

   -  Всеобщность законности означает равенство всех перед законом независимо от социального положения, благосостояния, национальности и других признаков.  
 - Единство законности означает, что законы имеют одинаковую силу на территории всего государства. Законность не может быть калужской или казанской, она должна быть единой всероссийской.  
-  Верховенство закона означает, что законы обладают высшей юридической силой и выступают основным регулятором общественных отношений. Все другие нормативные акты являются подзаконными и принимаются на основе и во исполнение законов.

   Единство  законности и целесообразности означает недопустимость отступлений от предписаний  закона по соображениям мнимой либо пресловутой целесообразности, ибо высшая целесообразность заключается в неукоснительной реализации требований законов.

   Неразрывная связь законности с культурой  состоит в том, что законность должна опираться на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные законы создают нормативную базу законности, а правовая культура выступает в качестве условия создания правовых законов и качественной их реализации.  
   Неотвратимость ответственности. Этот принцип означает, что укрепление законности связано не с суровостью законов, а с неизбежностью наказания.  
   Контроль за реализацией законов. Выполнение этого принципа заключается в осуществлении контроля за деятельностью государственных органов, должностных лиц и правоохранительной системы в целом в срорме прокурорского и конституционного надзора, ибо бесконтрольность во многих случаях порождает беззаконие.

   Принципы  законности взаимосвязаны между  собой и образуют систему принципов, которая позволяет судить о состоянии  законности, ее уровне и характере.

КРИТЕРИИ  И СПОСОБЫ КЛАССИФИКАЦИИ  ПРАВОВЫХ НОРМ

   Правовые нормы регулируют различные типы общественных отношений и поэтому отличаются друг от друга по своим видам. Подразделение их на виды осуществляется по различным основаниям.

   В зависимости от социальной функции права различают:  
•    регулятивные нормы, устанавливающие субъективные права и юридические обязанности субъектов права, условия их возникновения и действия (например, норма, устанавливающая порядок заключения договора подряда);  
•    охранительные нормы, определяющие условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Например, меры уголовного кодекса, определяющие различные виды наказания за те или иные преступления.  
 
В зависимости от способа воздействия на поведение людей различают:  
•    обязывающие нормы, устанавливающие обязанность лиц совершать определенные положительные действия, например плата за проезд на том или ином виде транспорта;  
•    запрещающие нормы, устанавливающие запрет совершать недозволенные действия, например злоупотреблять властью, нарушать права граждан, грабить, убивать и т. д.;  
•    управомочивающие нормы — предоставляют участникам правовых отношений возможность совершать положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов, например, получать зарплату, подавать иск в суд и т. д.  
 
В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов различают:  
•    абсолютно определенные нормы - определяющие условия своего действия, права и обязанности участников, меры юридической ответственности за нарушение этих прав и обязанностей с абсолютной точностью. Уточнение предписания данного вида нормы не допускается;  
•    относительно определенные нормы, не содержащие достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников правовых отношений и мерах юридической ответственности. Они предоставляют правоприменительным органам возможность решить дело с учетом конкретных обстоятельств;  
•    альтернативные нормы, предусматривающие несколько вариантов условий их действия, поведения сторон или санкций за их нарушение.  
 
В зависимости от способа установления правил поведения различают:  
•    императивные нормы, в категорической форме предписывающие определенное поведение. Отступление от выраженных в этих нормах требований недопустимо. Они действуют независимо от усмотрения субъектов. Императивные нормы могут устанавливать запреты, связывания или дозволения;  
•    диапозитивные нормы, предоставляющие участникам правоотношений возможность самим выбирать предпочтительный для них вариант поведения, либо самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей.  
 
По отраслям нормы права делят на:  
•    нормы государственного права,  
•    нормы административного права,  
•    нормы трудового права,  
•    нормы уголовного права  
•    нормы гражданского права.  
 
По кругу лиц:  
•    Общие (на всех лиц, находящихся на данной территории);  
•    специальные (определенный круг лиц).  
 
Специализированные:  
•    Закрепительные - в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений (нормы, устанавливающие общие условия исполнения обязательства).  
•    Дефинитивные - содержат научно сформулированные определения юридических понятий и категорий (преступление, договор).  
•    Нормы-принципы - формулируют общие или отраслевые правовые принципы или задачи данной группы юридических норм.

КРИТЕРИИ  ВЫДЕЛЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА

   Система права - это объективное явление, возникающее в связи с регулированием сложной системы общественных отношений, имеющее внутреннее строение, выражающееся в единстве и согласованности действующих в стране правовых норм и деление права на самостоятельные структурные элементы.

   Структурные элементы права:  
•    Отрасль права: систематизированная совокупность правовых норм, образующих самостоятельную часть системы права, регулирующих качественно своеобразный вид общественных отношений своих специфическим методом.  
•    Институт права: совокупность норм, образующих самостоятельную часть отрасли права, регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений (институт "купли-продажи").  
•    Подотрасль права: группа родственных институтов права в составе определенной отрасли права (обязательственное право, совокупность институтов: мены, купли- продажи, подряда и т.п.).  
•    Норма права: правило должного, первичная составляющая системы права, регулирующая типовое общественное отношение определенной разновидности.  
 
Критерии деления права на отрасли.  
1.    Предмет правового регулирования: качественно определенный вид общественных отношений, на который направлено воздействие данной отрасли права.  
2.    Метод правового регулирования: сочетание юридических средств и приемов, при помощи которых осуществляется воздействие права на поведение субъектов и на общественные отношения.  
3.    Трудовые отношения (отрасль трудового права)  
•    Соглашение сторон, договор (метод гражданского права)  
•    Семейно-брачные отношения (отрасль семейного права)  
•    Приказ, предписание (метод административного права)  
 
Основные отрасли права:  
•    Государственное (конституционное)  
•    Административное  
•    Гражданско-процессуальное  
•    Уголовное  
•    Уголовно-процессуальное  
•    Гражданское  
•    Семейное  
•    Финансовое  
•    Земельное  
•    Исправительно-трудовое  
•    Трудовое  
•    Природоохранительное (экологическое)  
•    Международное  
Система законодательства - совокупность источников права, которые являются формой выражения права, то есть совокупность законов и подзаконных нормативных актов.  
 
Структура системы законодательства  
По горизонтали (по сферам общественных отношений):  
•    Отраслевое законодательство содержит нормы, регулирующие качественно определенный вид общественных отношений, являющийся предметом одной отрасли права (земельное, семейное законодательство).  
•    Внутриотраслевое законодательство содержит нормы подотрасли или института права, регулирующих разновидности отраслевых правоотношений (авторское в составе гражданского)  
•    Комплексное законодательство включает нормы нескольких отраслей права, регулирующих различные по своему содержанию общественные отношения, составляющие самостоятельную сферу общественной деятельности (хозяйственное, транспортное, военное).  
По вертикали (по уровню юридической силы, в зависимости от органа, государственной власти, издавшего нормативный акт):  
•    Парламентские законы  
•    Нормативные указы главы государства (Президента)  
•    Постановления Правительства  
•    Нормативные акты министерств и ведомств  
•    Нормативные акты муниципальных органов власти.  
 
Соотношение отраслей права и законодательства. Отрасль системы права: группируется по признаку единства предмета и метода правового регулирования общественных отношений. Отрасль законодательства: комплекс законов и подзаконных нормативны актов, содержащих нормы одной или нескольких отраслей права.

МЕХАНИЗМ  ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

   В общей  теории права механизм правового регулирования рассматривается как юридическая надстройка в системном, "работающем" виде. Взаимодействие норм права и правосознания осуществляется в рамках правового регулирования общественных отношений. Правовое регулирование понимается прежде всего как деятельность государства и общества по подготовке и принятию нормативно-правовых актов.

   В этом процессе ведущая роль принадлежит государству, его законодательным и исполнительным органам. Именно они принимают наибольшую часть действующих в обществе норм права. Активную правотворческую деятельность осуществляет также общество, его организации и объединения. В частности, население в ходе референдума может принимать и принимает законы.

   Правовое  регулирование осуществляется с  определенными и вполне конкретными  юридическими и социальными целями. Общие юридические цели правового  регулирования сводятся к созданию в обществе стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов, граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.

   Согласно  Конституции РФ общие юридические  и социальные цели правового регулирования в Российской Федерации выражаются прежде всего в утверждении прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранении исторически сложившегося государственного единства, возрождении суверенной государственности России, утверждении незыблемости ее демократической основы. Конечным итогом деятельности по достижению этих целей видится обеспечение благополучия и процветания России, что согласуется с пониманием ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

   Под механизмом правового регулирования в узком смысле понимается система правовых средств, с помощью которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения. Правовое воздействие охватывает все формы и направления влияния права на общественную жизнь, в том числе правовое регулирование, идеологическое и воспитательное воздействие.

   Центральное место в системе правового  воздействия занимает правовое регулирование, которое осуществляется при помощи особой системы правовых средств, образующих в совокупности механизм правового регулирования.

   Основными элементами механизма правового  регулирования являются юридические  нормы, правоотношения и акты реализации прав и обязанностей.  
Юридические нормы — это начальный элемент механизма правового регулирования, выполняющий роль модели поведения.  
Правоотношения - это элемент механизма правового регулирования, с помощью которого осуществляется правовая связь между субъектами права посредством субъективных прав и юридических обязанностей.

   Акты реализации прав и обязанностей - это завершающий элемент механизма правового регулирования. Его роль заключается в реализации правовой нормы (модели поведения) в правомерное поведение (факт действительности). В ряде случаев в качестве "пускового элемента", приводящего в действие правовую программу, заложенную в норме, выполняют юридические факты и акты применения. Последние обеспечивают возникновение правоотношения в совокупности с юридическими фактами либо его реализацию.

   Кроме трех основных и двух факультативных элементов механизма правового регулирования, специфическую роль в этом механизме играет правосознание (субъективная среда функционирования механизма правового регулирования) и законность (стержень механизма правового регулирования). Остальные правовые явления - юридическая техника, толкование норм права, юридическая ответственность и другие - примыкают к элементам механизма правового регулирования, входят в его орбиту.

ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

   Реализацией права называется его воплощение в поведении людей и в общественных отношениях. Право оказывает многообразное влияние на общественную жизнь.

   В зависимости  от содержания правовых норм и от отношения  к их осуществлению со стороны  государственных органов, должностных  лиц, граждан и их объединений  оно способно создать либо демократический правопорядок, основанный на гарантированных правах и свободах граждан, либо тоталитарный строй с детальной регламентацией большой части общественных отношений, замкнутых на государство и подверженных его контролю, либо, наконец, режим беззакония, при котором большинство законов носит декларативный характер, а многие общественные отношения регулируются произвольными велениями агентов власти. Правовое воздействие на общественные отношения имеет разные формы, частично совпадающие с влиянием на те же отношения идеологии, политики, морали.

   Специфические для права способы его осуществления  принято называть — реализация правовых норм. Основными формами (способами) реализации правовых норм обычно называются использование права, исполнение обязанности, соблюдение запретов, применение правовых норм. Две из названных форм или способов представляют собой реализацию правоотношения. Не все правоотношения возникают в результате сознательно-волевых действий их участников, но все они реализуются через сознательно-волевые действия их участников.

Информация о работе Государство, как особое звено политической системы