Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:01, лекция
Государство является главным звеном политической системы, ее центральным структурным элементом и занимает в политической системе особое место:
— центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство. Парламент, Верховный суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие право вое положение и механизм действия всех элементов политической системы;
В случае
ущемления прав граждан государство
обязано принять меры к их защите
и восстановлению. Обязанности государства,
возникающие в связи с
Нормативно определенные государством свободы личности - это практически те же права человека и гражданина, имеющие лишь некоторые особенности. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно стремится к самой минимальной регламентации поведения граждан, обеспечивая их свободы прежде всего невмешательством. Законодательство определяет свободу совести как право каждого человека исповедовать любую религию, либо не исповедовать никакой. С понятием и содержанием прав и свобод тесно связаны законные интересы личности.
Законные интересы личности — это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственным содержанием прав и свобод граждан. Законные интересы защищаются государством, законом наряду с правами и свободами. В отличие от прав и свобод содержание законного интереса не определено конкретно законодателем. Это связано с тем, что правовые нормы не способны заранее предусмотреть все возможные жизненные ситуации и соответственно не могут и не должны детально регламентировать непрерывно развивающиеся и возникающие впервые притязания человека на социальные блага. Важной особенностью прав, свобод, законных интересов лично является то, что характер их воплощения в жизнь в огромной степени определяется личностным отношением к ним их носителей. От субъекта права требуется проявление хотя бы минимума активности, а нередко и настойчивости. В частности, такие политические права граждан, как право на свободу объединения, право на проведение митинг демонстраций, предполагают проявление значительной активности организованности субъектов этих прав.
Юридические обязанности личности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека официальная мера должного поведения. Юридические обязанной являются необходимым средством воздействия на общественные отношения.
Правовая карта мира включает множество национальных правовых систем, каждая из которых интегрирует всю правовую действительность конкретного государства (доктрину, структуру, источники, ведущие институты и отрасли, традиции, правосознание, правопорядок, правовую культуру и т.д.)
Романо-германская правовая семья (рецепция римского права на базе кодификации Юстиниана; главный источник права - закон) объединяет правовые системы многих государств современного мирового общества. Сформировалась она на территории Европы в латинских (Италия, Испания, Португалии и германских (Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Дания) странах. К романо-германской правовой семье относятся правовые системы государств континентальной Европы, вся Латинская Америка, значительная часть Африки, страны Ближнего Востока. Влияние этой правовой семьи нашло выражение в правовых системах Японии, Индонезии, других государств.
Основным признаком этой правовой семьи является ее формирование на основе римского права. Решающая роль в становлении ее принадлежала средневековым университетам Европы, где было поставлено изучение римского и канонического права, а позже началось развитие и национального права. Датой основания романо-германской правовой семьи считаются ХII-ХIII вв. Болонский университет в Италии был alma mater общего права университетов — романо-германской правовой системы. В рамках западно-университетской науки право изучали в его связях с религией, философией, теологией. Изучение римской правовой культуры, кодификации императора Юстиниана, быстрый рост авторитета римского права, так называема» «рецепция римского права» имели место в условиях быстрого экономического развития, роста торговли и городов. Изучение римскою права, процесс становления самой юридической наук» стимулировались политическими событиями того времени, прежде всего борьбой между светскими и церковными властями, ростом бюрократических структур власти. В каждом отдельном государстве Европы формирование национальной правовой системы базировалось на изучении римского права и соединялось с записью норм обычного права страны в точных и ясных терминах, организацией этих норм обычного права в определенную систему.
Для романо-германской правовой системы характерен взгляд на право в его взаимосвязи с моралью как на требование должного, оптимальная обобщенность нормы права, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права. В этой семье особо полно разработано гражданское право, что находит отражение в науке гражданского права. Правовые системы романо-германской семьи имеют хорошо разработанное законодательство. Если в течение длительного времени основным источником права в этой семье была доктрина, то в современную эпоху признается верховенство закона среди других источников права. В государствах этой правовой семьи основным законом является конституция, осуществляется систематизация законодательства, действуют кодексы. Формами государственно-правовых актов являются декреты, регламенты, административные циркуляры и другие. В романо-германской правовой семье закон и право не отождествляются. Это обстоятельство находит отражение в толковании закона, второе дается судами. Ограниченная роль среди источников права в настоящее время принадлежит обычаю, который имел важное значение в развитии романо-германской правовой семьи. Для романо-германской правовой семьи характерно наличие развитой судебной системы.
Религиозная
правовая семья (Иран, Ирак, Пакистан,
Судан,Индия, Сингапур).
Признаки:
1. Главный творец права - Бог;
2. Юридические предписания даны раз и
навсегда, в них нужно верить и соблюдать;
3. Источником права является религиозно-нравственные
нормы, содержащиеся в Коране, Сунне, Инме
(у мусульман), в отношении индусов действуют
шастры, веры и законы Ману;
4. Тесное переплетение юридических положений
с религиозными, моральными и философскими
постулатами. Эти юридические положения
в соответствии с местными обычаями являются
едиными правилами поведения для населения;
5. Отсутствует деление права на частное
и публичное;
6. Законодательство имеет вторичное значение;
6. Семья основана на идеи обязанности,
а не прав человека.
Семья
традиционного права (Мадагаскар,
Отдельные страны Африки).
Признаки:
1. Главное место занимают обычаи и традиции,
имеющие преимущественно неписаный характер
и передающиеся из поколения в поколение;
2. Обычаи и традиции являются своеобразным
юридическим предписанием, которые складываются
естественным путем и в последствии признаются
государством;
3. Традиции и обычаи регулируют отношения
групп и сообществ, а не отдельных индивидов;
4. Нормативные акты имеют вторичный характер;
5. Судебная практика не выступает в качестве
источника права,
6. При разрешении споров судебная власть
руководствуется идеей примирения сообществ;
7. Юридическая доктрина не играет роли
в жизни общества.
Англо-саксонская (англо-американская, или "общего права") семья - в основе своей является прецедентным правом, создана судами англоговорящих стран - US, CAN, GB, Австралия, Новая Зеландия.
Понятие
правопорядка. Соотношение законности
с общественным порядком, правопорядком
и дисциплиной
Законность соотносится с тремя однопорядковыми
явлениями: общественным порядком, правопорядком
и дисциплиной.
Общественный порядок представляет
собой систему упорядоченных стабильных
общественных отношений, сложившихся
под воздействием социальных норм, норм
права, морали и обычаев.
Правопорядок — это часть общественного порядка, которая складывается под воздействием правовых норм и составляет ядро общественного порядка. По своей сути правопорядок представляет собой реализованную законность, ибо правовая упорядоченность общественных отношений предполагает повсеместную и всестороннюю реализацию правовых норм. Правопорядок — это результат законности, то есть упорядоченная система всех правоотношений: конституционных, административных, гражданско-правовых и других.
Правопорядок и законность не тождественные понятия: они соотносятся между собой как цель и средство. Причем целью является правопорядок, а средством выступает законность. Это означает, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами и законными методами. Незаконные способы поддержания порядка разрушают его изнутри, так как противоречат природе правопорядка как порядка законного.
Там, где порядок в обществе держится только на узаконенной силе, выдаваемой за право, правовой порядок отсутствует. Его место занимает законопорядок — суррогат правопорядка. Законопорядок находит свою опору не в правосознании граждан, а в зако-нопослушании, основу которого составляют негативные санкции закона. Подлинный правопорядок тесно связан со свободой личности. Такой правопорядок основывается, с одной стороны, на сознательном и добровольном осуществлении правовых предписаний гражданами, с другой стороны — на защите прав и свобод граждан органами государства.
Дисциплина — это система общественных отношений, которая складывается в учреждениях, предприятиях и организациях и других общественных местах в соответствии с нормами права, правилами внутреннего распорядка и другими социальными нормами, способствующими достижению социально-значимых результатов. Сущность дисциплины заключается в сознательном самоограничении индивида в процессе коллективной деятельности. Внешняя дисциплина — проявление муштры, внутренняя — явление культуры.
Законность — более узкое понятие, чем дисциплина, ибо если первое означает соблюдение лишь правовых норм, то второе — соблюдение всех социальных норм, включая нравственные, эстетические и правовые. Если результатом законности выступает правопорядок, то результатом дисциплины - порядок общественный.
Гарантиями
законности являются объективные и
субъективные факторы, которые создают
прочную основу точной и неуклонной реализации
законов всеми субъектами права. В систему
гарантий законности входят социально-экономические,
политические, идеологические, юридические
и общественные гарантии:
Социально-экономическими
гарантиями законности являются высокий
уровень и стабильность экономики, многообразие
форм собственности, устранение монополизма,
отсутствие социальных кризисов, высокий
уровень социальной защищенности и материального
обеспечения граждан.
Политические гарантии заключаются
в укреплении демократизма государственного
и общественного строя, расширении гласности
и общественного контроля за деятельностью
администрации всех уровней, формировании
и развитии открытой политической системы.
Идеологические гарантии включают
в себя нормирование, развитие и укрепление
идеологии, рассматривающей человека
в качестве высшей ценности общества,
а гражданина — в качестве высшей ценности
государства.
Юридические гарантии заключаются
в совершенствовании нормативной базы,
разделении властей, своевременном предотвращении,
предупреждении и пресечении правонарушений,
обеспечении прав личности законными
средствами.
Общественные гарантии включают в
себя высокий уровень правового сознания
и правовой культуры общества, нетерпимость
к нарушениям законов, активность общественных
организаций и массовых правозащитных
движений.
Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
Основные
элементы правонарушения:
1) Противоправное поведение может быть
выражено как в действии, так и в бездействии.
Бездействие в данном случае состоит в
не совершении таких действий, которые
оно должно было и могло совершить в данных
конкретных условиях (например, неоказание
помощи водителем человеку, которого он
сбил на проезжей части улицы и т.д.).
2) Противоправным является деяние (действие
или бездействие), которое причиняет вред
гражданам, государству, обществу. Вред
может быть физическим и духовным, материальным
и моральным, измеримым и неизмеримым
и т. Но главное состоит в общественной
вредности противоправного деяния. Общественная
вредность проявляется в том, что правонарушение
всегда сопряжено с посягательством на
интересы и ценности индивида, общества,
государства.
3) Общественно вредное (опасное) деяние
должно быть официально удостоверено
(подтверждено) законом в качестве противоправного,
т. е. противоречащего образу поведения,
установленному в правовой норме. Противоправность
деяния может проявиться в прямом нарушении
правового запрета, в неисполнении возложенных
обязанностей, в превышении должностных
полномочий и т. д.
4) Правонарушение обязательно должно
быть виновным деянием. Сущность вины
заключается в отрицательном отношении
субъекта к охраняемым правом интересам
общества, которые выражаются в совершении
общественно вредных деяний.
5) Правонарушения осуждаются обществом
и влекут за собой меры государственного
воздействия в виде наказания.
Все правонарушения по степени общественной опасности подразделяются на преступления и проступки. Преступления — это общественно опасные, противоправные виновные и наказуемые деяния, причиняющие существенный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям или создающим угрозу причинения ущерба. Основными характерологическими признаками преступления являются повышенная степень общественной опасности и более ощутимый вред личности, обществу, государству. Все правонарушения, не предусмотренные нормами уголовного кодекса, относятся к проступкам. Проступок— это разновидность правонарушения, наносящее незначительный вред личности, обществу, государству.
В зависимости от сферы общественных отношений, которым причиняется вред в результате противоправного поведения, поступки подразделяются на ряд видов:
Информация о работе Государство, как особое звено политической системы