Государство. Право. Демократия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы вытекает из того, что вопросы правового государства широко обсуждаются в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее приемлемого оформления и осуществления. Проблемы демократии на ее современном уровне – одни из главнейших в научном исследовании политологии и правоведения.
Цель курсовой работы раскрыть сущность и содержание государства, права и демократии. Охарактеризовать основные признаки правового демократического государства Республики Казахстан. Понять механизм функционирования демократии и многочисленных ее проявлений. Кроме того, проанализировать и обобщить рассмотренные в научной литературе концепции демократического развития.
Задача курсовой работы: систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания по данной проблеме, методом теоретического анализа учебной и научной литературы сформировать свою точку зрения на данную проблему, путем изучения трудов таких авторов, как Ибраева А.С., М.Н. Марченко, Бабаева В.К., политолога Смагулова Е.М. и др.

Содержание

Введение 3


1. Сущность и типы государства


1.1 Понятие, сущность государства, его социальное назначение 5

1.2 Признаки государства 7

1.3 Типология государств 9


2. Понятие и сущность права


2.1 Понятие права, его сущность и содержание права 13

2.2. Основные направления учений о праве 16

2.3 Принципы и функции права 19


3. Демократия: принципы, установки и ценности.


3.1 Понятие демократии. Истоки и содержание. 22

3.2. Формы проявления демократии 25

3.3 Конституционные основы демократии 26


Заключение 29



Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

государство право демократия 1.doc

— 258.50 Кб (Скачать)

  Эти требования являются минимальными условиями, позволяющими говорить о наличии демократической формы правления в той или иной стране. 

     Демократию каждый понимает по-своему. Потому что само понятие полно внутренних противоречий. Если вовремя не замечать их и не вносить коррективы, то сам этот институт может впасть в кризис.

         Кроме того,  демократия — не голые принципы.

1. Она  должна оказывать воздействие  на позитивные изменения в обществе, помогать нам в борьбе с охватившей страну коррупцией, с казнокрадством и взяточничеством. Если не будет покончено  с такими позорными явлениями в обществе, трудно ожидать положительных изменений.   А реальность такова: во-первых, — это нечестный путь, когда все богатства, нажитые без труда и пота, сосредоточены в руках небольшой группы людей, а большинство влачат полунищенское существование; во-вторых, в народе теряется вера во власть и чиновников, в само будущее государства. Теряется авторитет государства и появляются сомнения в правильности избранного пути развития. 

  2.  Демократия должна обеспечить  правильное руководство экономикой, основанное на неукоснительном следовании законам. Она должна поднимать дух народа и помогать улучшать уровень жизни граждан. Демократия должна способствовать установлению в обществе справедливости. Иначе все останется на уровне пустых лозунгов и не принесет ей авторитета. Никому не нужна декларированная, не подкрепленная привлекательным содержанием демократия.

  3.  Демократия должна помочь народу строить свободную мирную жизнь, без опасений и оглядки. Только тогда она станет уважаемой в обществе ценностью и будет признаваться гражданами.  Государство устраивает только та демократия, которая будет работать на народ и общество.  

  3. Дальнейшее  развитие демократии необходимо  сочетать с усилением 
фундамента независимости республики. Иначе цена демократии — копейка. Но наша независимость должна   опираться на конкретные дела сегодняшнего дня.  Независимость—святое понятие, на протяжении веков жаждал ее народ. Но  сегодня нельзя успокаиваться на том, что приобрели ее, и думать, что почувствовали ее прелести и теперь не променяем независимость ни на какой другой рай.  С этой мечтой простые люди связывали достойную жизнь, достаток и изобилие, хорошую работу в радость. Они никак не ожидали, что независимость принесет им бедность и безработицу, воровство и взяточничество чиновников, незаконное обогащение одних за счет слез и пота большинства. 

Прекрасно понимая это, Глава государства в своих традиционных ежегодных посланиях народу придает большое значение этим вопросам.  Задача Правительства — обеспечить финансовые и организационные ресурсы и обозначить социально-экономические пути выполнения предложенных мероприятий. Но какими бы ни были хорошими планы и замыслы, без непосредственного участия масс они обречены на неудачу. Масштабные дела в обществе делаются только руками большинства. Поэтому Послание Президента РК нуждается не только в поддержке, но и в энергичном и активном участии всех и каждого в реализации поставленных в нем задач. Народ не должен оставаться сторонним наблюдателем и выжидать, что получится из задумки Президента. Это и есть один из принципов демократического правового государства. 

      В заключение, еще раз о сути демократии:

-  Основным  носителем власти является народ,  поэтому он должен принимать  непосредственное участие в формировании  всех ее уровней.

   -  Власть не должна принадлежать  одной группе или одному человеку, необходимо реальное разделение полномочий трех ее ветвей, основанное на системе сдержек и противовесов, чтобы не допускать узурпации власти одной из них.

    -  Судебная система должна  быть независимой, подчиняться  только Конституции и законам,  обеспечивать верховенство закона  в жизнедеятельности общества.

   -  Должна быть обеспечена реальная  свобода слова и честность  выборов, созданы условия для  полного осуществления гражданами  своих прав.

Выполнение  всех  этих требований является самой  надежной гарантией демократического пути развития государства.

    Словом, демократия разнолика, но  ее суть одна: добиваться оптимальной  организации правления обществом, где каждый имел бы право на свободу и на равный старт для реализации собственных потенциальных возможностей и самоорганизации своей личной жизни.   
 

  3.2. Формы проявления демократии

     

  В настоящее время термин «демократия» используется в нескольких значениях.

      Во-первых, в своем первоначальном смысле он означает форму правления, при которой право принятия политических решений осуществляется прямо всеми без исключения гражданами, действующими в соответствии с правилами правления большинства. Эта форма известна под названием прямой демократии, или демократии участия.

     Во-вторых, это форма правления, где граждане осуществляют свое право не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними. Ее, как правило, называют представительной, или плюралистической.

     В-третьих, это форма правления, где власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и др. Это либеральная, или конституционная демократия.

    В-четвертых, термин «демократический» часто используется для характеристики любой политической или социальной системы, которая независимо от того, является ли она действительно демократической или нет, ставит своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия, в особенности те, которые вызваны неравным распределением частной собственности. Данную форму называют социальной демократией, крайним выражением которой является социалистическая демократия.

      Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления и выражения воли и интересов различных слоев общества. Различают две разновидности форм демократии.

  - формы представительной демократии (выборные органы государственной власти, выборные партийные и общественные органы), с помощью которых народ осуществляет власть через своих представителей,

-  формы непосредственной демократии (референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и пр.) с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно.

    В научной литературе и публицистике много пишут о формах представительной демократии. Но очень мало уделяется внимания раскрытию таких форм непосредственной демократии, как петиции, собрания, сходы, всенародные опросы, референдумы и др.

одной из таких форм является референдум.

    Референдум в рамках западной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутригосударственных и межгосударственных проблем. В специальной юридической литературе принято считать датой проведения первого в истории человечества референдума 1439 г., а его «родиной» — Швейцарию. В последующие годы и столетия, вплоть до настоящего времени, в этой стране на разных уровнях было проведено множество референдумов, из которых более ста только по конституционным вопросам.

Референдумы неоднократно проводились во Франции, Италии, Дании, Норвегии, Ирландии, Бразилии, Уругвае и ряде других стран. Среди наиболее известных референдумов, имевших место перед началом Первой мировой войны и привлекших к себе внимание международной общественности, можно назвать референдум 1905 г. в Норвегии. Особенность этого референдума заключалась, во-первых, в том, что с его помощью решался важный вопрос о дальнейшем пребывании этого государства в реальной унии со Швецией. А во-вторых, в том, что его решение было заранее предопределено общественным мнением, явно сложившимся в пользу выхода Норвегии из этой унии.

      Периодическое проведение референдумов практиковалось в западных странах не только в предшествовавшие Первой мировой войне, но и во все последующие годы. На основе сложившейся практики в конце XIX — начале XX в. и под ее влиянием в конституциях некоторых стран появились статьи, предусматривающие возможность обращения к референдуму при решении не только сугубо внутренних, но и отдельных внешнеполитических вопросов.    

      В научной литературе широко распространено, например, подразделение референдумов на конституционные, законодательные и консультативные. По сфере применения референдумы классифицируются на общенациональные (проводимые в масштабе всей страны или нации, и местные, осуществляемые в пределах одного или нескольких регионов) или же отдельных административно-территориальных единиц (краев, областей, провинций и т.п.).

     Референдум как форма выражения общественного мнения и как способ принятия принципиально важных нормативно-правовых актов и политических решений, несомненно, является достоянием не, одной нации или народа, а всего человечества.  
 

3.3  Конституционные  основы демократии. 

       Демократический характер политической системы определяется тем или иным основополагающим документом, прежде всего в форме конституции, которая фиксирует гражданские свободы и права человека, плюрализм, договорную систему и принцип представительства. Важное значение для развития демократической теории имели формирование и утверждение идеи о необходимости ограничений на политическую власть, ограничений, требуемых для того, чтобы правительство реализовало свои основные функции обеспечения общего блага.

      Главная идея конституции — это разделение и ограничение власти для оптимального обеспечения свободы. Конституция определяет горизонтальное и вертикальное распределение прерогатив между различными ветвями и уровнями власти. Фиксирует, какие органы или ветви осуществляют соответственно законодательные, исполнительные и судебные функции, как они формируются, как взаимодействуют друг с другом, какими правилами, нормами и процедурами в своих действиях руководствуются. Тем самым конституция четко очерчивает рамки и формы коллективной политической борьбы, смены правительства, взаимодействия правительства и оппозиции, принятия политических решений и др.

      Вопрос о конституционализме соприкасается со сферой демократии и демократических институтов. И это естественно, поскольку в наши дни конституционное правительство — это по своей сути демократическое правительство. Почти все писаные конституции содержат декларацию относительно основных органов и ветвей власти, возлагаемых на них властных прерогатив, а также относительно того, как они связаны друг с другом и как они сдерживают и ограничивают друг друга. В случае, когда та или иная страна не имеет писаной конституции, важнейшие институты правления устанавливаются исторически, а традицией и обычаем утверждаются их прерогативы и рамки. Знаменитое выражение Наполеона о том, что конституция должна быть «краткой и туманной», отражает реальности эпохи, в которой конституции являются сводами правил с широкими потенциальными возможностями для злоупотреблений.

        В современных условиях жизнеспособность конституции измеряется пределами, в которых она обеспечивает эффективное функционирование таких фундаментальных институтов власти, как суды, законодательные собрания, исполнительные органы, политические партии и др. Конституция обеспечивает необходимый уровень и основу легитимизации государственного правового порядка. Любая конституция, заслуживающая это название, включает в себя следующие основополагающие положения: верховенство закона, конституционные права, реализация которых обеспечивается механизмом разделения властей, сдержек и противовесов.

      Демократическая конституция выполняет три основополагающие функции: выражение согласия народа, в силу которого устанавливается само государство; фиксацию определенной формы правления; предоставление и одновременно ограничение властных полномочий правительства.

      Унитарные государства имеют конституции, представляющие собой не просто перечень властных полномочий, а свод общих политических принципов, что оставляет широкое поле для маневра законодательной и исполнительной ветвям власти.

Конституция фиксирует фундаментальные принципы политического устройства, а не постоянно меняющиеся законы. Этим принципам подчиняются все законы государства и действия правительства, которые должны согласовываться с конституционными нормами. В этом смысле конституцию можно рассматривать как своеобразную узду на политическую власть, призванную не допустить неограниченного господства последней над обществом и людьми. В таком контексте конституция дополняет существующие в обществе противовесы власти, такие как общепринятые морально-этические правила и нормы, системы ценностей, промежуточные институты (семья, община, церковь, заинтересованные группы и др.).

Информация о работе Государство. Право. Демократия