Механизмы защиты прав несовершеннолетних в российском законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть механизмы защиты прав несовершеннолетних в российском законодательстве.

Для достижения указанной цели необходимо:

1. Изучить законодательство о защите прав несовершеннолетних;

2. Проанализировать научные работы ученых-юристов по данной проблематике;

И, таким образом, ответить на вопрос – как же в нашей стране осуществляется защита прав несовершеннолетних граждан.

Работа содержит 1 файл

курсовая права несовершеннолетних детей.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

    Ежегодно  из-за разводов около 470 тыс. детей остаются без одного из родителей. Возрастает численность детей, рожденных вне  брака (около 23% общей численности  всех рожденных).

    В России за 10лет на 7,2% возросло число исков о   лишении родительских прав, удовлетворенных судами Российской Федерации, всего 27 640 человек лишены родительских прав.

    Увеличилось число родителей, для которых  установлено ограничение  дееспособности в отношении детей. Комиссиями по делам            несовершеннолетних органов исполнительной власти всех уровней в 2005г. рассмотрено более 159 тыс. дел в отношении родителей, не            обеспечивающих должного развития и воспитания детей, более 209 тыс.            родителей или лиц, их заменяющих, не выполняющих своих обязанностей,            состоят на учете в органах внутренних дел.[25,c.32]

    Мощным  фактором детской безнадзорности, помимо неблагополучной семьи,  несомненно, становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, при получении профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства, воспитания  и дальнейшей судьбы детей, оставшихся без попечения родителей.

    Совокупность  всех этих негативных  факторов приводит к тому, что не уменьшается количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними. 

    Негативные  тенденции в общественном развитии в целом в стране напрямую оказывают  влияние на состояние здоровья  детей. Приходится констатировать все большую распространенность социально-значимых заболеваний среди детей – это: туберкулез, чесотка, педикулез, алкоголизм, наркомания и токсикомания. 

      Анализ действующего законодательства  в части, касающейся закрепления прав и обязанностей несовершеннолетних граждан, позволяет сделать вывод о том, что, к сожалению, на сегодняшний день нет четкого определения правового положения этой категории граждан.

    Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определяет лишь общие гарантии прав ребенка, не закрепляя правового статуса несовершеннолетних граждан в целом. В различных отраслях права - административном, гражданском, семейном, уголовном содержатся нормы, лишь частично регулирующие правовое положение несовершеннолетних как участников тех или иных регулируемых правом общественных отношений.

    Так, например, в административном праве эта группа участников административно-правовых отношений выделяется для регламентации минимального возраста, по достижении которого наступает административная ответственность, а также общих положений, устанавливающих порядок привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.

    Процессы, происходящие сегодня в формировании правовой системы государства, характеризуются  усилением взаимодействия различных отраслей российского права. Так, правовое регулирование рынка, в своей основе относится к сфере гражданского законодательства, хотя здесь применяется и будет развиваться взаимодействие гражданско-правовых норм с нормами административного права, банковского, финансового и таможенного регулирования. Из этого положения следует, что в проблеме правового регулирования статуса несовершеннолетних граждан существует взаимодействие и взаимовлияние норм различных отраслей российского права. [10,c.44]

           К сожалению, до сих пор учеными-юристами не предпринимались попытки синтеза с учетом своего предмета регулирования различных отраслей права для создания целостного правового статуса несовершеннолетнего гражданина.

1.2. Права несовершеннолетних детей.

    В прошлом веке был принят ряд международных  документов, которые уделяли серьёзное  внимание вопросам признания за ребёнком права на особую защиту .

    В 1948 году была принята всеобщая декларация прав человека, в 1959 году – Декларация прав ребёнка, в 1966 году – Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, в 1958 году были приняты минимальные стандартные правила Организации Объединённых наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних детей ( Пекинские правила). Данные документы разрабатывались c целью обеспечения детям счастливого детства, призывали родителей местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путём законодательных и других мер.[26,c.10]

      В нашей стране так же особое место уделяется защите интересов ребёнка. Вопросы, касающиеся прав детей нашли отражения в Гражданском, Уголовном, Семейном, Трудовом кодексах и прочих нормативных документах. В статье 3 закона РФ об основных гарантиях прав ребёнка отмечено, что законодательство РФ в области защиты прав детей основывается на конституции РФ и состоит из соответствующих федеральных законов и  иных нормативно правовых актов Российской Федерации,  а так же законов  и иных нормативно правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

      Чтобы рассмотреть более подробно защиту прав несовершеннолетних детей в законодательстве РФ, для начала я бы хотела обозначить те основные права ребенка, которые необходимо подвергать защите:

      1.  Первое самое важное  право это, прежде всего – право ребёнка на жизнь.

    Право на жизнь одно из основных прав человека, является логической предпосылкой для всех остальных прав. Сущность этого права заключается в защите человеческой жизни, поскольку  жизнь это важнейшая основополагающая ценность.

    Право на жизнь затрагивает вопросы, связанные не только  с началом жизни рождением, но и её прекращение смертью. Первоначально оно включало в себя защиту от убийства. В последующем сфера применения этого права была значительно расширена.

    Право на жизнь имеет ряд гарантий не только его сохранения, но и обеспечения. Такими гарантиями выступают:

  • Охрана труда беременных женщин, будущих матерей;
  • Предотвращения преждевременного рождения;
  • Меры по предотвращению детской смертности;
  • Охрана материнства и здоровья детей;
  • Профилактика дорожно-транспортных происшествий, техногенных и экологических катастроф;
  • Развитие системы психолого-педагогических консультаций для несовершеннолетних  и др. меры.

    В реализации ребёнком права на жизнь  непосредственное усастие принимают  не только сам ребёнок и его  родители, но и различные учреждения, организации ведомства.[12,c.27]

          2. Следующие не мало важные права я объединила в категорию прав ребёнка на воспитание и нормальные условия существования.

    Согласно  ст.1 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», ребёнком является лицо до достижения им возраста 18 лет. Как было отмечено ранее сразу после своего рождения любой ребёнок становиться обладателем целого набора прав – на жизнь, на сохранение своей индивидуальности, на имя, на приобретение гражданства, на  совместное  проживание с родителями. За ребёнком закреплено и такое право как право на общение с обоими родителями и ближайшими родственниками. Согласно ст. 58 Семейного кодекса каждый ребёнок имеет право на имя, отчество и фамилию . имя ребёнку даётся по согласию родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

    К важным личным правам ребёнка относится  его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса) что является обязанностью родителей, лиц их заменяющих,  органов опеки и попечительства, прокуроров и судей. В соответствии с частью 2 статьи 56 Семейного кодекса ребёнок имеет право на защиту от злоупотребления со стороны родителей или лиц их заменяющих. Действующие семейное законодательство РФ предусматривает право ребёнка выражать своё мнение. Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а так же заслушанным в подготовке судебного  или административного разбирательства. Учёт мнения ребёнка достигшего возраста 10 лет обязателен кроме случаев, когда это противоречит интересам ребёнка, так же обязательно при решении вопроса о восстановлении в родительских правах согласие ребёнка является обязательным. Согласие ребёнка достигшем возраста 10 лет требуется и для решения вопросов  усыновления (об имени, отчестве и фамилии), при вопросах связанных с отменой усыновления и передачей ребёнка на воспитание в приёмную семью.[26,c.100]

       3. Право ребёнка на охрану здоровья.

    Здоровье  детей является важнейшим показателем благополучия страны. Серьёзными факторами угрозы здоровью населения продолжает оставаться окружающая и производственная среда, качество продуктов питания, питьевой воды,  недостатки в деятельности органов здравоохранения и оздоровительных учреждений. Общая заболеваемость детей в РФ по прежнему находится на высоком уровне. Сохраняются тенденции к росту как к общей так и хронической заболеваемости детей.

    Здоровье  ребёнка зависит от многих факторов: природно-климатических, экологических, санитарно эпидемиологических, социальных и других. Оно своего рода зеркало той системы материальных и духовных отношений, которые существуют в обществе. Охрана здоровья детей является общенациональным приоритетом. Государственным гарантом обеспечения и защиты прав и интересов детей на охрану здоровья и среды обитания является продолжение формирования нормативно –правового обеспечения данной сферы.[17,c.12]

    Законодательство  РФ предлагает различные меры обеспечения  условий охраны здоровья детей. Так  ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» в статье 10 в  целях обеспечения прав детей  на охрану здоровья предусматривает осуществление следующих мер:

  • Оказание бесплатной медицинской помощи;
  • Осуществление профилактики заболеваний, медицинские диагностики,     лечебно-оздоровитеные работы;
  • Саноторно-курортное  лечение детей.

    Закон РФ « Об образовании» обязует образовательные учреждения создавать условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся.

         4. Право на образование.

    Государство гарантирует общедоступность и  бесплатность дошкольного, основного  общего и начального профессионального  образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Закон «Об образовании» предусматривает правило в соответствии, с которым при приеме гражданина в образовательные учреждения последнее обязано ознакомить его и родителей с уставом образовательного учреждения и другими документами. В соответствии с законом гражданам предоставляется возможность обучения на родном языке.

    Реализация  права на образование для граждан РФ начинается ещё в дошкольных период. В сфере образовательных отношений правами наделяются не только воспитанники и обучающиеся, но и их родители. Образовательная правоспособность ребёнка возникает с момента его поступления в образовательное учреждение.[26,c.103]

         5. Право на труд.

    Трудовая  правоспособность в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ возникает по общему правилу по достижению возраста 16 лет, но в некоторых случаях  трудовой договор может заключаться с 15 лет. В РФ ратифицировано несколько международных конвенций  Международных организаций труда по вопросам труда несовершеннолетних. Международное трудовое законодательство является ориентиром в формировании правовой базы по вопросам труда работников  моложе 18 лет. Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на труд. Эта норма распространяется так же и на ребёнка (по достижению возраста, указанного выше). Особенности регулирования труда работников определяет Трудовой кодекс РФ в главе 42. [12,c.65] Более подробно специфика регулирования труда несовершеннолетних работников будет мною рассмотрена в следующей главе.

    Характеризуя  остальные права детей я посчитала  нужным выделить в отдельную категорию, гражданские  права ребёнка.

          6. Гражданские права ребёнка. 

    Имущественные права ребёнка определяются Гражданским и Семейным кодексами РФ. Ребёнок имеет право:

  • На получение содержания от своих родителей и других членов семьи( ст. 60 п.1 СКРФ)
  • Право собственности на доходы полученные им , имущество полученное им в дар или в порядке наследования, а так же любое другое имущество приобретённое на средства ребёнка ( ст. 60 п. 3 СКРФ, ст. 26 п. 2 ГКРФ)
  • Дети в возрасте от 6 до 14 лет могут совершать мелкие бытовые сделки, а так же сделки на безвозмездное получение выгоды, не требующей нотариального удостоверения (ст. 28 п. 2 ГКРФ)
  • 6 – 14 летние дети могут свободно распоряжаться средствами , предоставленными родителями в их пользование ( ст.28 п. 2 ГКРФ)
  • 14 – 18 летние дети имеют право совершать мелкие  бытовые сделки, вносить вклады в  кредитные учреждения (ст. 26 п. 2 ГКРФ)
  • С 16 лет быть членом кооператива (ст. 26 п. 2 ГКРФ)
  • Нести имущественную ответственность за совершение сделок с 14 лет (ст. 26. п. 3 ГКРФ)
  • Может пользоваться имуществом родителей, но не имеет при этом прав на собственность родителей (ст. 60 п. 4 СКРФ)
  • Общая собственность детей и родителей регулируется гражданским законодательством.

    Неимущественные права ребёнка закреплены в Семейном кодексе РФ.

Информация о работе Механизмы защиты прав несовершеннолетних в российском законодательстве