Шпаргалка по теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 00:10, шпаргалка

Описание работы

Проблема возникновения государства и права остается дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет/Во-вторых, исторические науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

Работа содержит 1 файл

ЗАЧЕТ.docx

— 103.67 Кб (Скачать)

Принцип справедливости в правотворчестве  означает установление равных прав и  обязанностей для всех субъектов  права, независимо от их происхождения,социального положения и отношения к религии.

Принцип научности правотворчества заключается  в учете при разработке текста научных рекомендаций, экономических, политических, идеологических, юридических  обоснований необходимости принятия данного норматив-неправового акта, учете требований юридической техники, компетенции правотворческого органа и т.д. Надо отметить, что со времен перестройки и до сегодняшних дней в нашей стране данный принцип слабо учитывается. Верх берут политические амбиции, имеют место многочисленные факты лоббирования законов.

Принцип демократизма в правотворчестве  означает участие народа в обсуждении и принятии нормативно-правовых актов. Непосредственной формой демократии в  правотворчестве является принятие нормативно-правового акта на референдуме. В России с момента принятия Конституции 1993 г.этот принцип также не действует. Проект Конституции 1993 г. не выносили на всенародное обсуждение. Более того, ряд законов в современной России вообще противоречит интересам государства и ее народа.

Прмниип гласности « правотворчестве означает, что тексты принимаемых и принятых нормативно-правовых актов должны быть доведены до сведения граждан. Проекты кодифицированных законов должны публиковаться, обсуждаться на собраниях трудовых коллективов, в печати и на телевидении. Принцип гласности в правотворчестве означает, что нормативно-правовые акты по своему содержанию не должны иметь норм, унижающих человеческое достоинство, не соответствующих современным представлениям о справедливости равенстве. Вряд ли можно считать гуманными н справедливыми многие законодательные акты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 2000-2001 гг. Например, ФЗ о ввозе и нахождении ядерных отходов в России или ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему свои полномочия,и членам его семью».

28. Проблемы правотворческой  деятельности в  Российской Федерации

Правотворчество- это социальная деятельность компетентных государственных органов,непосредственно народа (при референдуме) и по уполномочию государства негосударственных организаций по установлению норм права, их переработке и отмене.

Правотворчество- это составная часть понятия  формирования права. Под формированием  права понимают сложный, длящийся во времени, многофакторный процесс становления  в обществе нормотворческих решений (идей, взглядов, обусловливающих необходимость  принятия нормативно-правовых актов). Испытывая сильные субъективные влияния, он обусловлен, в первую очередь, социально-экономическими потребностями  общества в конкретный исторический период Существенно влияют на формирование права уровень правосознания  и правовой культуры общества, национальный, этнический,религиозный и иные факторы, а также международное положение страны.Правотворчество - это решающий и завершающий этап формирования права.Законотворчество является видом правотворчества.

Доя того чтобы нормативно-правые акты были понятны для правоприменителя и для правооользователя, они должны быть выполнены на высоком уровне юридической техники.

Юридическая техника также понимается е широком  и узком смысле. В широком смысле - это вся юридическая техника, которая используется в юридической практике, в узком - это совокупность приемов, способов, методов, направленных на разработку,обсуждение, принятие и обнародование нормативно-правовых актов. Разновидностью юридической: техники является законодательная техника.

Законодательная техника - это элемент правотворчества, представляющий систему правил и  приемов подготовки наиболее совершенных  по форме v структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов(требования к форме акта, изменения или отмены ранее принятых актов, устранение противоречий, оформление новой редакции статей и т.п.). Низкая законодательная техника связана также с быстрым рассмотрением Госдумой многих кодифицированных нормативно-правовых актов.

29.Проблема  реализации принципов  правотворчества  РФ

Правотворчество в идеале оно должно основываться на принципах законности, справедливости научности, демократизма, гласности, гуманизма.

Принцип законности в правотворчестве означает, что каждый нормативный акт должен приниматься государственным органом  только в пределах его компетенции  и в строго установленном нормами  права процессуальном порядке, а  сам принимаемый нормативно-правовой акт по содержанию не должен противоречить  ранее принятым,обладающим по сравнению с ним большей юридической силой нормативно-правовым актам.

Принцип справедливости в правотворчестве  означает установление равных прав и  обязанностей для всех субъектов  права, независимо от их происхождения,социального положения и отношения к религии.

Принцип научности правотворчества заключается  в учете при разработке текста научных рекомендаций, экономических, политических, идеологических, юридических  обоснований необходимости принятия данного норматив-неправового акта, учете требований юридической техники, компетенции правотворческого органа и т.д. Надо отметить, что со времен перестройки и до сегодняшних дней в нашей стране данный принцип слабо учитывается. Верх берут политические амбиции, имеют место многочисленные факты лоббирования законов.

Принцип демократизма в правотворчестве  означает участие народа в обсуждении и принятии нормативно-правовых актов. Непосредственной формой демократии в  правотворчестве является принятие нормативно-правового акта на референдуме. В России с момента принятия Конституции 1993 г.этот принцип также не действует. Проект Конституции 1993 г. не выносили на всенародное обсуждение. Более того, ряд законов в современной России вообще противоречит интересам государства и ее народа.

Прмниип гласности « правотворчестве означает, что тексты принимаемых и принятых нормативно-правовых актов должны быть доведены до сведения граждан. Проекты кодифицированных законов должны публиковаться, обсуждаться на собраниях трудовых коллективов, в печати и на телевидении. Принцип гласности в правотворчестве означает, что нормативно-правовые акты по своему содержанию не должны иметь норм, унижающих человеческое достоинство, не соответствующих современным представлениям о справедливости равенстве. Вряд ли можно считать гуманными н справедливыми многие законодательные акты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 2000-2001 гг. Например, ФЗ о ввозе и нахождении ядерных отходов в России или ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему свои полномочия,и членам его семью».

авления правосознания.

44. Правовая культура: понятие,структура. Правовая аккультурация и правовая конвергенция

В юридической  науке нет ясности в понимании  правовой культуры. Некоторые считают,что правовая культура - это сфера человеческой практики, представляющая собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации). Другие считают что правовая культура - это«более высокая и емкая форма правосознания».

Под правовой культурой понимается также обусловленное  всем социальным, духовным,политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности,юридических актов, правосознания в целом и уровне правового развития субъекта(человека, различных групп всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. Правовая культура,есть «особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям». Правовая культура - это одна из форм социально значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений,которая выражается в правовых нормах, институтах, в способности оценки этих явлений и духовных продуктах жизнедеятельности в навыках и ценностях, которые влияют на нх юридически значимое поведение Совсем кратко правовая культура - это способность действовать «по закону», а не «по совести». Поэтому некультурдическим нормам, нарушение действующего законодательства. Всякое противоправное поведение есть антикультура. Однако любое определение правовой культуры не может являться абсолютно правильным, так как существует проблема понимания не только самой культуры, но и права. В зависимости от того, что человек понимает под правом, в определенной степени складывается его осмысление и трактовка правовой культуры. Правовая аккультурация - заимствование. Правовая конвергенция - сближение(ром герм с англо сакс). В РФ ист пр - ПТТВС.ППВ АС,ППКС РФ.

45. Правовой нигилизм  истоки и профилактики

Правовой  нигилизм, т. е. отрицательное отношение  к праву, закону н правовым формам организации общественных отношений. В России оег имеет глубокие корни. «Правовая необеспеченность исконно тяготела над народом. Несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство». Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме.

Правовой  нигилизм имеет 2 формы — теоретической: (идеологической) и практической. В  первом случае имеет место теоретическое  обоснование правового нигилизма, когда ученые доказывают, что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем  право вообще, а тем более право  отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто  выливается в террор государства  против своего народа.

В тех  обществах, где правовой нигилизм воспроизводится  самим государством в соответствующих  масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди  населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются  законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения  обыденный, массовый правовой нигилизм.Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания («в интересах народа», и т.д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

В одном  ряду с правовым нигилизмом находится  прямо противоположное явление  —правовой идеализм или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается,что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.

58)ФОРМИРОВАНИЕ  ПРАВОВОГО ГОС_ВА В РОССИИ

В Конституции  РФ признано, что «человек, его права  и

свободы являются высшей ценностью», а «основные

права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат

каждому от рождения» (ст. 2, 17). Это — юридическое

закрепление положения о том, что человек  есть основание

и центр  российской правовой системы; все остальные  ее

субъекты  — организации, объединения, хозяйственные

общества  и товарищества, органы государства  суть лишь

производные образования, следствие активной деятельности

человека, самоопределяющегося в любой  из названных форм.

Вся деятельность государства, его органов и должностных

лиц направлена на утверждение прав и свобод человека и

гражданина, которые, определяют смысл, содержание и

применение  законов, деятельность законодательной и

исполнительной  власти, местного самоуправления и  обеспе-

чиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Защита прав

и свобод человека и гражданина — основная функция

государства. В то же время носителем суверенитета и

источником  государственной власти является многонац.

народ, а в конечном счете человек  и гражданин.Т.о., основания

правовой  системы вырастает гос-сть в целом.

53. Способы толкования  права.

Эффективность толкования зависит от уровня правосознания  толкователя. Способы толкования -относительно обособленная совокупность приемов анализа правовых актов я правил толкования. Однако общепризнанными способами толкования являются языковой (или грамматический), исторический и систематический. Спорным является выделение логического толкования. Логическое толкование предполагает самостоятельное использование законов и правил логики.

Для устранения неясностей, которые возникают при  грамматическом толковании норм права.

Информация о работе Шпаргалка по теории государства и права