Социалистическое государство и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:04, реферат

Описание работы

Целью исследования является раскрытие сущности социалистического государства.
Сформулированная цель определили необходимость решения следующих основных задач:
Раскрыть понятие и основные признаки социалистического государства.
Рассмотреть проблемы социалистического государства на примере СССР.

Работа содержит 1 файл

Социалистическое государство и право.docx

— 58.37 Кб (Скачать)

Введение

Актуальность  темы исследования детерминирована тем, что социалистический тип государства является по сути идеальным типом государственного устройства, в котором в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, ставится глобальная цель свержения капитализма, построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего историю человечества, и мобилизующего для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы; а также тем, что споры о том был ли построен социализм в Советском Социалистическом государстве, а если был, то что явилось основой кризиса социализма не утихают и до сих пор.

  Теоретическая разработанность темы представлена в трудах основоположников научного коммунизма и социализма К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты в произведениях В. И. Ленина, а также в документах коммунистических партий и научных исследованиях ученых, стоящих на марксистско-ленинских позициях.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе становления и развития социалистического государства.

Предметом исследования выступают  признаки социалистического государства.

Целью исследования является раскрытие сущности социалистического государства.

Сформулированная  цель определили необходимость решения следующих основных задач:

  1. Раскрыть понятие и основные признаки социалистического государства.
  2. Рассмотреть проблемы социалистического государства на примере СССР.

Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к познанию социальных процессов и явлений. В процессе исследования применялись также общенаучные и частнонаучные методы и приемы: сравнительно-правовой, исторический, системно-структурный, методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме.

Курсовая работа включает: введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социалистическое государство.

Впервые идеи социализма были изложены в работах древнегреческого философа Платона, диалогах «Государство»  и «Законы». По Платону, основное качество идеального государства — справедливость.

Идеи социализма были распространены также в Афинах в IV в. до н. э. Их содержание изложено в аллегорической форме в комедии Аристофана «Законодательницы».

Теоретические основы социалистического  государства и права были

заложены в трудах основоположников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса, а термин «социалистическое государство» в марксистскую литературу был введен В. И. Лениным, который вложил в него действительное социально-политическое содержание, придал указанному термину подлинно научный смысл.

С момента своего зарождения марксистское учение о государстве  и праве вообще и о социалистическом государстве и праве в особенности  подвергалось резким нападкам и критике  со стороны представителей различных  политических течений и идеологий. Подвергается оно им и в настоящее  время. Это вполне естественно и  понятно, если исходить из многократно  подтвержденного жизненного тезиса о том, что любое учение о государстве  и праве всегда отражает определенные, нередко весьма противоречивые политические взгляды и интересы, а также  несовместимые друг с другом политические ценности и амбиции.

На критике марксизма  и «советизма» выросли целые поколения западных «советологов» и «кремленологов». Функционируют многочисленные специализированные институты и их филиалы. Издаются книги и журналы. Одним из таких изданий был журнал «Проблемы коммунизма», выходящий в настоящее время под названием «Проблемы посткоммунизма».

Марксистское учение о  социалистическом государстве и  праве в отличие от других учений и доктрин практически не было полностью реализовано ни в одном из ранее существовавших или ныне существующих государств. В СССР и во многих других странах, называвших себя социалистическими, предпринимались попытки реализации идеи социалистического государства и права. Однако в силу многих объективных и субъективных причин они оказались безуспешными. Вместо социалистического государства и права, какими они представлялись в марксистской доктрине, были созданы их суррогаты, псевдомарксистские институты государства и права.

Марксисты всех оттенков и  направлений говорят о научности  и прогрессивности развиваемых ими идей о социалистическом государстве и праве. Их политические и идеологические оппоненты, естественно, утверждают обратное.

Однако, независимо от оценок и подходов к изучению марксистского  учения о социалистическом государстве  и праве, основные его постулаты и исходные положения остаются следующими.

Первое. Социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, возникают не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции. Ближайшей целью коммунистов, говорилось в «Манифесте Коммунистической партии», является «ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти». А «первым шагом в рабочей революции» является «превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии» 1.

В работах классиков марксизма-ленинизма  обстоятельно разработана теория социалистической революции — ее цели, формы осуществления, основные направления, методы. Еще в  ранних произведениях К. Маркса и  Ф. Энгельса развивались, например, идеи о необходимости соблюдения последовательности и непрерывности социалистической революции. Наши интересы и наши задачи, писали они, заключаются в том, «чтобы сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти»2.

В более их поздних работах проводилась мысль о необходимости использования в процессе осуществления социалистической революции различных — мирной и немирной — форм. Восстание было бы безумием там, доказывал, в частности, Ф. Энгельс, «где мирная агитация привела бы к цели более быстрым и верным путем». И далее: Мы, «ниспровергателе», гораздо больше «преуспеваем с помощью легальных средств, чем с помощью нелегальных или с помощью переворота»3.

Используя марксистский тезис  о непрерывности революции, В. И. Ленин разработал доктрину о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую. «От революции демократической, — писал он, — мы сейчас же начнем переходить и как раз в меру нашей силы, силы сознательного и организованного пролетариата, начнем переходить к социалистической революции. Мы стоим за непрерывную революцию»4.

Второе. Важной закономерностью  и одновременно предпосылкой становления  и развития социалистического государства  и права, согласно марксистской доктрине, является слом старой государственной  машины, уничтожение буржуазного  государственного аппарата

Все перевороты, писал в  связи с этим К. Маркс, лишь усовершенствовали старую государственную машину «вместо того, чтобы сломать ее. Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за господство, рассматривали захват этого огромного государственного здания, как главную добычу при своей победе»5.

Развивая эту мысль, В. И. Ленин убеждал, что «революция должна состоять не в том, чтобы новый класс командовал, управлял при помощи старой государственной машины, а в том, чтобы он разбил эту машину и командовал, управлял при помощи новой машины»6.

На вопрос, как это сделать  и все ли в старом государственном  аппарате нужно разбивать, Ленин  отвечал, что к слому старого, буржуазного аппарата нужно подходить  строго дифференцированно, разнопланово. Дело в том, что в каждом буржуазном государстве, наряду с преимущественно-угнетательскими  органами и институтами в виде армии, полиции, жандармерии и прочих, которые подлежат немедленному слому, есть также такие органы, которые связаны с банками и синдикатами, выполняют учетно-регистрационные функции. «Этого аппарата разбивать нельзя и не надо»7.

Третье. Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата. Данному  положению в марксистской теории придается настолько важное, принципиальное значение, что с ним напрямую связывают принадлежность к марксизму или оппортунизму.

Марксист лишь тот, писал В. И. Ленин, «кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом надо испытывать действительное понимание и признание марксизма»8.

Что представляет собой диктатура  пролетариата и что она означает? Если перевести это историко-философское понятие на более простой язык, разъяснял В. И. Ленин, то она означает то, что «только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемы в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов». Диктатура пролетариата «есть особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся»9.

Четвертое. В своем становлении  и развитии социалистическое государство, а вместе с ним и право, согласно марксистской теории, проходит несколько  этапов или ступеней эволюционного  изменения

В советской и зарубежной марксистской литературе длительное время  велись споры о количестве проходимых этапов, их последовательности, сущности и содержании каждого из них - их качестве, наконец, о соотношении каждого этапа в развитии государства с соответствующими этапами развитии общества.

Возобладала и получила достаточно широкое распространение, а затем  и официально закрепилась в СССР точка зрения, согласно которой вновь  создаваемое после совершения социалистической революции государство проходит следующие этапы в своем развитии: этап существования государства диктатуры пролетариата, этап функционирования собственно социалистического государства и, наконец, этап развития общенародного государства.

Каждым из этих этапов в  развитии государства и права  соотносился с соответствующим  этапом в развитии общества. А именно - этап существования государства диктатуры пролетариата соотносился с переходным от капитализма к социализму этапом в развитии общества Этап функционирования собственно социалистического государства и права отражал особенности этапа развития собственно социалистического общества. И, наконец, этап развития общенародного государства соотносился с этапом существования и функционирования развитого социалистического общества.

Данная концепция развития социалистического государства  и права, находящаяся в неразрывной  связи с теорией становления  и развития социалистического общества, получила свое прямое отражение в  конституционных актах социалистических стран и в их текущем законодательстве. Так, в Конституции СССР 1977 года утверждалось, что «выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным». Одновременно указывалось на то, что в обществе произошли огромные изменения, и оно превратилось в «развитое социалистическое общество», в «общество зрелых социалистических общественных отношений».

Характерными особенностями  общенародного государства являются: выражение интересов не только рабочих, крестьян и интеллигенции, но и «трудящихся всех наций и народностей страны»; сохранение им классовой сущности; развитие подлинной демократии в условиях нового общества и государства; усиление роли Коммунистической партии и др.

Пятое. Формой правления  социалистического государства, согласно марксистскому мировоззрению, является республика. Касаясь данного вопроса, Ф. Энгельс писал: «Маркс и я в течение сорока лет без конца твердили, что для нас демократическая республика является единственной политической формой...», однако она, «как всякая другая форма правления определяется своим содержанием»10.

В переводе на язык политической практики это означает, что для  социалистического государства  приемлемой формой правления является лишь та республика, которая служит интересам трудящихся масс и которая, следовательно, наполняется социалистическим содержанием. Что же касается всех иных, несоциалистических форм, в частности, республиканской формы буржуазного  государства, то она, по словам Энгельса, «также враждебна нам, как любая монархия (если отвлечься от форм проявления этой враждебности)». В силу этого, делался вывод, «принимать ее за форму по существу социалистическую или доверять ей, пока она во власти буржуазии, социалистические задачи — это ничем не обоснованная иллюзия».

Развивая идеи о республиканской  форме правления социалистического  государства применительно к  России, В. И. Ленин признавал в  качестве таковой лишь Советы. На первых этапах развития государства это  были «Советы рабочих, батрацких  и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху, а на последующих  — Советы народных депутатов и  Советы депутатов трудящихся»11.

Что же касается формы государственного устройства, то, согласно марксистской политической концепции, предпочтение отдавалось унитарному государству, построенному на основе принципа демократического централизма. При этом, как утверждал, в частности, В. И. Ленин, демократический централизм «не только не исключает местного самоуправления с автономией областей, отличающихся особыми хозяйственными и бытовыми условиями, особым национальным составом населения и т. п., а напротив, необходимо требует и того и другого».

Информация о работе Социалистическое государство и право