Тоталитарное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Государство стало не просто орудием экономически доминирующего класса; оно приобрело собственные интересы и цели. Выделившись из общества как внешняя, подавляющая и регулирующая сила, оно присвоило себе, в первую очередь, монополию на принятие общих решений и на применение насилия.
В ходе исторического развития совершенствовались и механизмы государственного воздействия, а полномочия властных аппаратов неуклонно росли. В феодальной Европе сохранялась автономия общин, союзов, цехов, ассоциаций, братств и т. д., государства мало вмешивались в их внутреннюю жизнь.

Содержание

Введение 3

Глава I Понятие и характеристика тоталитарного государства 5

Глава II Виды тоталитарных государств
§ 1. Фашистское тоталитарное государство 10
§ 2. Коммунистическое тоталитарное государство 20
§ 3. Современное тоталитарное государство 22
Глава III Критика тоталитаризма 28

Заключение 31

Список источников и литературы 33

Работа содержит 1 файл

сама курсовая.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

      Шестой  признак тоталитарного фашистского режима – антикапитализм. Если первые пять признаков являются формальными, то антикапитализм формально может и не проявляться, но внутренне присущ тоталитаризму. На самом деле полное отрицание капитализма имеется лишь в левых тоталитарных формах. Что же касается правой формы, то здесь этот признак проявляется как направление, политическая тенденция, но он непременно присутствует. Так, национал-социалистам в Германии антикапиталистические лозунги помогли прийти к власти. Хотя на практике существовало сотрудничество между нацизмом и капиталом.

      По  сути, тоталитаризм представляет собой  реакцию страха за «национальную независимость». И в стремлении к «защите нации» тоталитарный режим направляет все свои усилия на централизацию, подчинение и контроль всех сфер жизни общества, чтобы не допустить никаких проявлений, направленных «против нации», а фактически против режима, поскольку тоталитарный режим всегда ассоциирует себя с нацией. А в таком процессе, конечно же, нет места ни конкуренции, ни экономической зависимости. Отсюда и происходит антикапитализм.

      Идеальным государством теоретики фашизма  считали государство всеобъемлющее, включающее в себя все сферы человеческой деятельности. А идеальной политической системой – ту, которая в состоянии полностью контролировать не только все действия своих граждан, но и их мысли, идеалы, стремления.

      Можно долго рассуждать о перспективах развития подобных режимов. Была возможность  демократизации итальянского фашизма: «В ноябре 1943 года Муссолини распорядился опубликовать Веронскую хартию, в которой провозглашалось «освобождение» фашизма от прежних политических пут и возврат к «революционным истокам». Хартия обещала демократическое избрание главы государства, демократический контроль за деятельностью правительства, социализацию предприятий и др.»28. Возможно, в такой форме фашизм был бы более жизнеспособен. Известно лишь, что эта хартия стала исходным моментом для послевоенного развития неофашизма, который в Италии имел много приверженцев.

        Фашизм опирается на массовую  тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится  государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Тотальный, в т. ч. идеологический, массовый террор, шовинизм, переходящий в геноцид и ксенофобию по отношению к «чужим» национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации – непременный элемент идеологии и политики. Фашистские режимы и движения фашистского типа широко используют демагогию, популизм, лозунги социализма, имперской державности. Фашизм находит опору преимущественно в социально обездоленных группах в условиях общенациональных кризисов и катаклизмов модернизации. 

      § 2. Коммунистическое ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО 

      Первым  коммунистическим тоталитарным государством в мире был Советский Союз. В  результате победы во второй мировой  войне он распространил своё политическое и экономическое влияние на страны Восточной Европы и Азии. Возник так называемый социалистический лагерь, названный на Западе «вторым миром». СССР был наиболее крупным и развитым из всех коммунистических государств того времени и поэтому он стал для них чем-то вроде эталона. Режим, который ныне называется тоталитарным, сложился в Советском Союзе в результате социально-политических сдвигов 1930-х годов.

        К числу наиболее важных черт коммунистической тоталитарной системы можно отнести:

      1) управляющая страной элита была  сформирована в период ослабления  общества военными катаклизмами (примеры: гражданская война, как это было в России и Китае, оккупация, в период которой проявили себя будущие руководители Югославии, Вьетнама и других стран). Получив власть, она начинает уничтожать механизмы контроля со стороны общества над ней и, разрушая традиционные социальные структуры, резко расширяет свою власть над обществом;

      2) сверхцентрализм, необходимый правящей  верхушке для господства, приводит  к образованию элиты внутри  её самой, появляется культ  личности, формируются различные  группы в самой партии (фракции). Борьба за власть время от времени принимает кровавый характер;

      3) все сферы общества подчиняются  руководству партии, а большинство  несогласных с этим подчинением  структур уничтожается (примером  могут послужить гонения на  церковь, проводившиеся фактически на протяжении всей истории советской власти в России);

      4) рост промышленного производства  стимулируется применением внеэкономических  форм принуждения к труду;

      5) создание крупных форм государственного  хозяйства, ориентированных на  военно-промышленный комплекс;

      6) государством осуществляются «культурные революции», целью которых является духовное  преобразование общества, создание социалистической культуры, борьба с неграмотностью, уничтожается или подавляется «враждебная буржуазная культура», господствует искусство агитационного характера.

      Установившаяся  общественная структура по ряду параметров соответствовала другим тоталитарным режимам, таким как гитлеровский режим в Германии. Но всё-таки полностью отождествлять их нельзя. В основе идеологии этих двух форм тоталитаризма лежали разные принципы. Сталинизм как форма коммунистического движения исходил из классового господства, а нацизм — из расового. Тотальная целостность общества в СССР достигалась путём сплочения всех против «классового врага», потенциально угрожавшего режиму. Это подразумевало под собой более радикальную, чем в фашистских системах, трансформацию общества на базе трудящихся классов, и направленность режима на внутренние, а не внешние цели (по крайней мере, до конца 30-х годов). Сталинская политика предполагала национальную консолидацию, она не сопровождалась расовыми чистками (преследования по национальному признаку проявились лишь в 40-е гг.). Диктатура в СССР была вынуждена прикрываться высокими идеалами, унаследованными от социалистической мысли. Конституция 1936 года провозглашала демократические избирательные права, которых не было даже в некоторых развитых западных государствах, гарантировалось даже право создания общественных организаций29. Но на практике всё выходило иначе.

      СССР 30-х гг. проходил такой же, как  и Германия, этап в развитии индустриального  государственно-монополистического общества, но со своими весьма существенными  особенностями.

      Развенчание культа личности Сталина отнюдь не положило конец тоталитарной системе. Но при Хрущёве произошло всё-таки некое ослабление. А в период «застоя» тоталитарная система стала постепенно загнивать. В обществе стал складываться слой новой, не знающей репрессий интеллигенции, которая была способна воспринять альтернативные идеи. Стало развиваться, несмотря на запреты, правозащитное движение. Оно стимулировалось инертностью механизмов власти. Геронтократия, усиление коррупции, бюрократизма сочетались с быстрым развитием теневой экономики.

      Постепенно  перестройка тоталитарной системы  вылилась в ее демонтаж. Расширение прав трудовых коллективов, разделение партийных и государственных органов (освобождение КПСС от функций непосредственного управления производством), создание не контролируемой партией экономики (кооперативы), допущение идейного, а затем и политического плюрализма, расширение прав союзных и автономных республик — всё это шаг за шагом разрушало советский тоталитаризм. Сильнейший удар ему нанесли идеи нового политического мышления, разрушившие образ «внешнего врага». 

      § 3. СОВРЕМЕННОЕ ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО 

      Тоталитаризм  по различным причинам сдал свои позиции  в течение XX века. Но в современном  мире ещё остаётся одна страна с  тоталитарным, коммунистическим, режимом – КНДР.

        Коммунистическое движение в  Корее было очень слабо и, вдобавок, почти не имело связей с СССР. Компартия Кореи, созданная в 1925 г., ещё в 1928 г. была распущена специальным решением Исполкома Коминтерна30. Немногочисленные разрозненные коммунистические группы существовали в глубоком подполье в тридцатые годы, но почти все они действовали в южной части страны. Влияние коммунистов в Северной Корее было незначительным, подавляющему большинству народа местные коммунистические лидеры были абсолютно неизвестны. Куда большим авторитетом пользовались правые националисты, но и они не представляли собой серьезной сплоченной политической силы. В силу этого советским властям пришлось создавать себе искусственную опору. Они не могли ограничиваться поддержкой местных коммунистических групп, но были вынуждены активно формировать эти группы сами31. Москвой принято решение о всяческой поддержке молодого и энергичного капитана Советской Армии Ким Ир Сена как будущего лидера Северной Кореи.

      Одной из характерных черт северокорейского общества является всеобъемлющий государственный контроль, который касается всех сторон жизни корейца. По-видимому, не будет особым преувеличением сказать, что Северная Корея –  наиболее контролируемое общество современного мира.

      На  первых порах структура северокорейского репрессивно-полицейского аппарата складывалась под сильным советским влиянием, при прямом участии выходцев из СССР и направленных Москвой советников, которые работали в аппарате корейского МВД вплоть до конца 1950-х годов. По-настоящему специфические методы административно-полицейского контроля над населением, характерные именно для КНДР, появились только в конце 1950-х гг., когда период безоговорочного следования в фарватере советской политики остался позади, и во многом были связаны с влиянием политической культуры маоистского Китая32.

      В ходе кампании, официально начатой  Постоянным комитетом ЦК ТПК33 30 мая 1957 г. по «превращению борьбы с контрреволюционными элементами во всенародное, всепартийное движение» всё население Северной Кореи было впервые разделено на 3 группы: «враждебные силы», «нейтральные силы» и «дружественные силы». Это трехчленное деление сохраняется и поныне. К «враждебным силам» были отнесены:

      1) семьи перебежчиков на Юг;

      2) бывшие помещики, предприниматели,  торговцы и служители культа, а также их семьи;

      3) не вернувшиеся на Север пленные и члены их семей;

      4) бывшие сотрудники японской колониальной  администрации и их семьи;

      5) семьи лиц, отбывающих тюремное  заключение, а также сами бывшие  заключенные; 

      6) «фракционеры» (то есть те члены  партии, что выступали против  действий Ким Ир Сена), и их семьи.

      К «дружественным силам» были отнесены:

      1) семьи погибших революционеров;

      2) семьи погибших военнослужащих;

      3) кадровые работники и их семьи. 

      Остальное население попало, естественно, в  разряд «нейтральных сил»34.

      Так была заложена основа жесткого, по сути – сословного деления населения на неравноправные и наследственные категории, которое стало характерной чертой политической организации северокорейского общества. От принадлежности к какой либо группе зависит поступление на работу или учёбу, а, значит, и уровень жизни, возможность жить в Пхеньяне и других престижных городах, тяжесть приговора в случае суда, и многое другое. Например, у представителей «враждебного слоя» обычно нет никаких шансов ни поступить в столичный вуз, ни жить в Пхеньяне и Кэсоне. Представители наиболее дискриминируемых группировок, как правило, могут найти себе супруга только среди товарищей по несчастью.

            Имеет смысл сказать несколько  слов о корейских местах лишения  свободы, без которых эффективный контроль режима над населением был бы немыслим. Все корейские тюрьмы и лагеря можно разделить на две группы: лагеря, в которые направляются политически неблагонадежные элементы и политические преступники; и «обычные» лагеря и тюрьмы, в которых содержатся лица, осужденные судом за уголовные преступления. Из известной на настоящий момент информации создается впечатление, что «сегрегация» между уголовными и политическими преступниками соблюдается в КНДР достаточно строго35.

            Северная Корея – одна из  немногих стран на земле, которая продолжает широко применять публичные казни. До 70-х годов публичные расстрелы, проводившиеся при большом стечении народа, были обычным зрелищем на стадионах Пхеньяна, но в настоящее время подобные шоу проводятся только в провинции. Осужденного привязывают к врытому в землю в центре спортивной арены столбу и на глазах собравшейся публики, зачитав приговор, расстреливают. Среди зрителей в обязательном порядке должны присутствовать сослуживцы осужденного. Иногда в воспитательных целях на казнь водят и студентов вузов, а то и старшеклассников.

            Уместно будет сказать и о  самих репрессивных органах. Формирование  северокорейского репрессивного  аппарата началось вскоре после  Освобождения страны. Уже в составе  созданного осенью 1945 г. Административного комитета 5 (северокорейских) провинций существовало Народное бюро безопасности, руководителем которого стал старый соратник Ким Ир Сена по партизанской борьбе в Маньчжурии Чхве Ен Гон. После провозглашения КНДР политическим сыском занималось Министерство внутренних дел, в котором с 1948 г. существовал «отдел специальной информации», который в июле 1949 г. получил название «отдел политической охраны».

            Одной из важнейших задач, которую  преследует система административно-полицейского контроля в Корее, является обеспечение «герметичности» корейского общества, организация жёсткого контроля над информацией. В Корее запрещена продажа приёмников со свободной настройкой: все продающиеся (точнее – выдающиеся по ордерам и талонам, а также в качестве «подарков Великого Вождя») приёмники имеют фиксированную настройку на волну пхеньянского радио, причем представители власти систематически проводят внезапные рейды на дома владельцев приёмников с целью их проверки. Даже в том случае, если кореец покупает приемник в валютном магазине или привозит его из-за границы, он обязан немедленно сдать его в Управление общественной безопасности для переделки, после которой с помощью приёмника можно слушать только идейно проверенное пхеньянское вещание. Наличие у кого-либо непеределанного приёмника уже само по себе считается преступлением. Другим средством информационного контроля над населением является чрезвычайно развитая система спецхранов в библиотеках. В отделы специального хранения попадает вся иностранная литература и все корейские издания более чем 10- или 15-летней давности, за исключением чисто технических, так что северокорейцы лишены возможности проследить за колебаниями линии властей по старым изданиям36.

Информация о работе Тоталитарное государство