Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является углубление знаний основных положений статистики рынка товаров и услуг. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие конъюнктуры рынка.
2. Ознакомиться с основными показателями конъюнктуры рынка
3. Освоить методику расчета и анализа потенциала рынка

Содержание

Введение 3
I. Теоретическая часть 5
1. Понятие и сущность конъюнктуры рынка 5
1.2. Задачи и показатели статистики конъюнктуры рынка 8
3. Анализ тенденции развития колеблемости и цикличности рынка 13
II. Расчетная часть 22
Задание 1. Исследование структуры совокупности 22
Задание 2. Выявление наличия корреляционной связи между признаками, установление направления связи и измерение ее тесноты 28
Задание 3. Применение выборочного метода в финансово-экономических задачах 32
Задание 4. Использование одного из статистических методов (балансового, индексного, анализа рядов динамики и др) в финансово-экономических задачах 33
III. Аналитическая часть 36
Аналитическая часть 36
1. Постановка задачи 36
2. Методика решения задачи 37
3. Технология выполнения компьютерных расчетов 38
4. Анализ результатов статистических компьютерных расчетов 40
Заключение 42
Список литературы 44

Работа содержит 1 файл

Statistika_kursovaya_rabota_8_variant.doc

— 823.00 Кб (Скачать)

 — веса,  величина,  характеризующая   размерность единицы совокупности,   например  объем  товарооборота,    численность потребителей.

В тех случаях, когда взвешивание  невозможно осуществить, или когда  структура более или менее однородна, допустимо прибегать к косвенным характеристикам или использовать невзвешенные средние.

Устойчивость рынка можно также  оценивать с помощью группировок фирм (предприятий, регионов) по основным показателям состояния и развития рынка. Например, группировок конкурирующих фирм по объему или темпам продажи, по уровню цен (естественно, с поправкой на различия в качестве и ассортименте).

В развитии рынка как единого  экономического пространства, равно  как и в развитии локальных  рынков, могут проявиться определенная повторяемость, цикличность, обусловленная как внутренними свойствами рынка, так и внешними причинами. Внутригодовая цикличность обычно носит сезонный характер. Она выявляется с помощью индексов сезонности, методов механического сглаживания, аналитических уравнений (обычно параболой 3-го или более высокого порядка), чаще — гармоникой Фурье:

где величина t определяет номер гармоники ряда Фурье; параметры и , определяются методом наименьших квадратов;  k — число гармоник, равное 1, 2 и т. д.

В ходе анализа сезонных циклов исключаются  случайные колебания (обычно для этого рассчитываются за каждый период многолетние средние) и тренд, характеризующий основную тенденцию развития, т. е. все фактические уровни относятся к сглаженным. Сезонные колебания спроса и предложения составляют важную компоненту развития рынка. Силу сезонной цикличности можно измерять обычным коэффициентом вариации, а также с учетом исключения тренда (аналогично коэффициенту аппроксимации).

Цикличность рынка связана также с жизненными циклами товаров— неотъемлемой компонентой рыночного/механизма. Данное явление изучается в ходе маркетингового исследования, но является также объектом статистического моделирования и прогнозирования. Различные этапы жизненного цикла — выведение товара на рынок, рост, зрелость и упадок могут быть смоделированы кривой соответствующей конфигурации, чаще всего параболоидальной.

Смена циклов - неотъемлемое свойство рыночной экономики, когда подъем приводит к насыщению, кризису сбыта, сменяющейся депрессии, которая, в свою очередь, переходит в оживление, и цикл повторяется многократно. Надо сказать, что классификация циклов, их последовательность и продолжительность не всегда совпадают в различных экономических условиях и в соответствии со взглядами разных научных школ. Например, существует известная классификация Гарвардской экономической школы, несколько иная классификация содержится в «Капитале» К. Маркса. Известны и другие классификации. Циклы различаются по продолжительности. Выделяются, например, двадцатилетние циклы, обусловленные сдвигами в воспроизводственной структуре сферы производства, сменами экономической политики; циклы Джанглера (7—10 лет), проявляющиеся как итог взаимодействия разнообразных денежно-кредитных факторов; циклы Катчина (3—5 лет), генерируемые динамикой оборачиваемости запасов; частные хозяйственные циклы (от 1 до 12 лет), обусловленные колебаниями инвестиционной активности.

Классические циклы Гарвардской  школы выглядят следующим образом (мы приводим только признаки товарного рынка, хотя в действительности цикличность всех рынков взаимообусловлена):

депрессия: активность товарного рынка ослабевает, цены имеют тенденцию к снижению;

оживление: в товарном производстве и торговле начинается рост;

подъем: темпы деловой активности на товарном рынке повышаются, цены продолжают расти;

инфляция: рост производства и торговли приостанавливается, цены на товары замедляют рост;

кризис: промышленная и торговая деятельность замирает, договоры не менее чем на 50% не реализуются, поставка не оплачивается, растут товарные запасы, цены падают.

Известный американский экономист К. Митчел предлагал выделять всего четыре конъюнктурных цикла: оживление, подъем, кризис, ликвидация.

Эти циклы редко проявляют  свое действие в «чистом виде», во всей своей полноте и последовательности. В отечественной экономике слишком мал срок осуществления экономической реформы, чтобы четко могли проявиться рыночные циклы. В стране с деформированной экономикой обнаружились противоречивые тенденции, в частности спад производства и сокращение торговли сочетаются с сильной инфляцией (так называемая стагфляция). Поэтому встречаются различные, несовпадающие оценки цикла отечественного рынка.

Методика выявления  цикличности заключается в следующем. Отбираются рыночные показатели, проявляющие наибольшие колебания, и строятся  их динамические ряды    за возможно  более длительный период. В каждом из них исключается тренд,    отражающий единую тенденцию к росту или снижению («вековое движение»), а также сезонные колебания. Остаточные ряды, отражающие только конъюнктурные или чисто случайные колебания, стандартизуются, т.  е. приводятся к единому знаменателю, обеспечивающему их сравнимость. Затем устанавливаются синхронность и взаимосвязь показателей  (путем расчета коэффициентов корреляции). Многомерность связи обеспечивается разбивкой показателей на однородные кластерные группы. Нанесенные на график кластерные оценки должны показать последовательность  (лаг)  изменений основных рыночных процессов    и    их движение по фазам конъюнктурных циклов.

В зарубежной экономической  науке была разработана многофакторная статистическая прогнозная модель, получившая название экономического барометра. В нее включался набор основных факторов, характеризующих уровень развития рынка. Естественно, товарный рынок является составной частью рыночной экономики  и должен изучаться не только изолированно, но и в комплексе с другими компонентами рыночной экономики. Однако построение многофакторной модели типа экономического барометра, как показывает многолетний опыт, не исчерпывает проблемы интеграционной характеристики состояния и развития рынка в силу наличия множества неучтенных случайных и невыявленных факторов. В то же время модель такого рода позволяет дать комплексную оценку закономерностей развития рынка. Параллельно решается проблема разделения динамического ряда на составляющие: тренд (общая тенденция); внутригодовые (сезонные) колебания; циклические (долгие и быстрые) колебания; остаточные (случайные) колебания. Весьма продуктивным направлением является использование так называемой шведской модели с лагом, что позволяет по набору индикаторов предсказать изменения конъюнктуры.

 

II. Расчетная часть

Задание 1. Исследование структуры совокупности

Имеются следующие выборочные данные о деятельности российских банков на 1 августа 2004 г. Выборка 3-% механическая из отраслей экономики произведена 10%-ная механическая выборка, в результате которой получены следующие данные за год, млн. руб.:

Таблица 1

Исходные данные

№ предприятия п/п

Выручка от продажи продукции

Чистая прибыль

№ предприятия п/п

Выручка от продажи продукции

Чистая прибыль

1

28,8

3,4

16

42,6

6,8

2

50,0

10,5

17

52,5

9,3

3

17,0

1,6

18

43,0

7,3

4

24,4

2,8

19

35,3

5,4

5

42,0

8,1

20

38,1

3,0

6

33,1

5,3

21

28,2

3,7

7

39,5

4,6

22

46,1

8,7

8

34,2

5,3

23

39,2

3,4

9

77,0

21,4

24

39,7

7,2

10

57,3

13,2

25

28,8

3,3

11

55,1

11,4

26

37,6

5,0

12

53,4

10,2

27

54,1

15,7

13

33,8

5,5

28

56,8

10,5

14

46,5

7,4

29

65,7

18,6

15

38,9

4,3

30

24,4

2,0


По исходным данным табл. 1:

1. Постройте статистический  ряд распределения организаций по признаку выручка от продажи, образовав пять групп с равными интервалами.

2. Постройте графики  полученного ряда распределения.  Графически определите значения  моды и медианы.

3. Рассчитайте характеристики ряда  распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

4. Вычислите среднюю  арифметическую по исходным данным (таблица 1), сравните ее с аналогичным  показателем, рассчитанным в п. 3 настоящего задания. Объясните  причину их расхождения. Сделайте  выводы по результатам выполнения  задания.

Решение

Определим величину интервала, при максимальном значении выручки  от продажи продукции – 77 млн. руб., минимальном значении равном 17 млн. руб. на человека и числе интервалов 5, воспользуемся формулой:

,

где хмах - максимальное значение признака,

xmin – минимальное значение признака,

n- число интервалов.

 млн. руб.

Получаем следующие  пять групп по размеру выручки  от продажи продукции: 17-29, 29-41, 41-53, 53-65, 65-77.

Показатели, характеризующие  выручку от продажи продукции разносятся по 5 группам, строим вспомогательную таблицу 2, результаты группировки заносим в таблицу 3.

Таблица 3

Вспомогательные расчеты

№ предприятия

Интервал по выручке

 от продажи

 продукции, млн.  руб., х

№ предприятия п/п

Выручка от продажи продукции, млн. руб., х

Чистая прибыль, млн. руб., у

у2

1

17-29

3

17

1,6

2,56

   

4

24,4

2,8

7,84

   

30

24,4

2

4

   

21

28,2

3,7

13,69

   

1

28,8

3,4

11,56

   

25

28,8

3,3

10,89

Итого по 1 группе

 

6

151,6

16,8

50,54

2

29-41

6

33,1

5,3

28,09

   

13

33,8

5,5

30,25

   

8

34,2

5,3

28,09

   

19

35,3

5,4

29,16

   

26

37,6

5

25

   

20

38,1

3

9

   

15

38,9

4,3

18,49

   

23

39,2

3,4

11,56

   

7

39,5

4,6

21,16

   

24

39,7

7,2

51,84

Итого по 2 группе

 

10

369,4

49

252,64

3

41-53

5

42

8,1

65,61

   

16

42,6

6,8

46,24

   

18

43

7,3

53,29

   

22

46,1

8,7

75,69

   

14

46,5

7,4

54,76

   

2

50

10,5

110,25

   

17

52,5

9,3

86,49

Итого по 3 группе 

 

7

322,7

58,1

492,33

4

53-65

12

53,4

10,2

104,04

   

27

54,1

15,7

246,49

   

11

55,1

11,4

129,96

   

28

56,8

10,5

110,25

   

10

57,3

13,2

174,24

Итого по 4 группе

 

5

276,7

61

764,98

5

65-77

29

65,7

18,6

345,96

   

9

77

21,4

457,96

Итого по 5 группе

 

2

142,7

40

803,92

Всего

 

30

1263,1

224,9

2364,41


 

Таблица 3

Группировка предприятий по выручке  от продажи продукции

№ группы

Интервал по выручке  от продажи продукции, млн. руб.

Число предприятий

Кумулята

1

17-

29

6

6

2

29-

41

10

16

3

41-

53

7

23

4

53-

65

5

28

5

65-

77

2

30

Итого

   

30

 

Построим графики полученного распределения.

Рис. 1. Гистограмма распределения  предприятий по выручки от продажи  продукции

 

Рис.2. Кумулята распределения предприятий по выручки от продажи продукции

Мода – это значение случайной величины, встречающейся с наибольшей вероятностью, т.е.  имеющей наибольшую частоту. Значение моды определим по рис. 1. Значение моды – 36 млн руб.

Медианой называется значение признака, приходящегося на середину упорядоченной совокупности. Значение медианы определим по рис.3. Середина совокупности – 15, значение медианы – 40 млн. руб.

Мода – это значение случайной величины, встречающейся  с наибольшей вероятностью, т.е.  имеющей наибольшую частоту.

Мо – мода,

хмо- нижняя граница модального  интервала,

iмо – величина модального интервала,

fмо- частота, соответствующая модальному интервалу,

fмо-1 - частота, предшествующая модальному интервалу,

fмо+1 - частота интервала, следующего за модальным

Модальный интервал имеет наибольшую частоту – это вторая группа.

 млн. руб.

Медианой называется значение признака, приходящегося на середину упорядоченной совокупности.

Ме – медиана,

хме - нижняя граница медианного  интервала,

Информация о работе Статистический анализ эффективности экономической конъюнктуры