Статистико-экономический анализ уровня и эффективности производства продукции растениеводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Предприятия растениеводства – одна из важных компонентов жизни человека. Темой данной работы является: «Статистико–экономический анализ уровня и эффективности производства продукции растениеводства». Продукция растениеводства, особенно зерновых культур и картофеля, является важнейшим источником питания населения страны. Вследствие всего этого, для сельскохозяйственных хозяйств очень важно производить высококачественную и недорогую продукцию. Вот почему на сегодняшний день данная проблема очень актуальна в нашей жизни.

Работа содержит 1 файл

Курсовой проект по статистике студентки 302 гр УФФ Трубниковой Н.Ю.doc

— 753.00 Кб (Скачать)
 
 

       На  предприятиях III типической группы существенно выше обеспеченность основными фондами (судя по амортизации), трудовыми и материальными ресурсами. Трудообеспеченность в расчете на 100 га с.-х. угодий в высшей типической группе увеличивается на 3 чел. или 70 % по сравнению с низшей группой. Производственные затраты также имеют тенденцию к увеличению. Абсолютный прирост составил 5616 тыс. руб., а темп прироста – 304 %. В том числе материальные затраты увеличиваются на 3209 тыс. руб. или в 3,7 раза. Из них затраты на семена возрастают 5,6 раза, а затраты на нефтепродукты и электроэнергию – в 1,7 раза и 3,11 раза, соответственно. Фондообеспеченность в высшей типической группе выше по сравнению с низшей, поскольку сумма амортизации увеличивается на 375 тыс. руб. или на 324,4 %.

       Следует отметить, что предприятия 3 типической группы по всем показателям, рассчитанным на 100 га с/х угодий, многократно опережают предприятия 1-й типической группы и 2-й группы. Из чего можно сделать вывод, что предприятия высшей типической группы ведут более интенсивное производство, чем средней и низшей. Это объясняется тем, что, как установлено ранее, размеры производства в хозяйствах высшей группы намного больше, чем в хозяйствах низшей  и средней групп, следовательно, высшая группа привлекает гораздо больше ресурсов, чем остальные. При этом средняя типическая группа ведет более интенсивное производство, чем низшая, так как по всем показателям предприятия второй группы опережают низшую.

       Теперь  рассмотрим показатели интенсификации по растениеводству (таблица 12).

Таблица 11 – Уровень интенсификации производства в расчете на 100 га с/х угодий

Показатели Группы  предприятий Высшая  группа к низшей ,%
1 Низшая 2 Средняя 3 Высшая
Затраты на семена и посадочный материал, тыс. руб. 39 92 254 644,5
Производственные  затраты в растениеводстве, тыс. руб. 347 984 2981 858,9
в то числе:        
материальные  затраты 233 591 1634 701,4
сумма амортизационных отчислений в раст-ве, тыс. руб. 33 71 281 850,9
затраты на оплату труда, тыс. руб. 61 222 542 889,2

       Можно отметить, что предприятия 3 типической группы по всем показателям, рассчитанным на 100 га с/х угодий, опережают предприятия 1-й типической группы и опережают предприятия 2-й группы. Уровень производственных затрат в расчете на 100 га с/х угодий в III типической группе значительно увеличивается по сравнению с I группой. Абсолютный прирост составляет 3127 тыс. руб., темп прироста – 901 %. Материальные затраты в III группе на 1672 тыс. руб. или 717,4 % выше, чем в I группе, в том числе затраты на семена и посадочный материал увеличиваются на 544,5 %. При этом сумма амортизации увеличивается на 891,6%

       Подводя итог, следует отметить, что предприятия  высшей типической группы имеют самый  высокий уровень интенсификации производства как сельского хозяйства в целом, так и растениеводства.

 

2.4 Анализ  производственной  и экономической  эффективности производства

       Эффективность производства — это его результативность в достижении поставленных целей, а  именно в увеличении выпуска продукции  и доходов производителей. Различают эффективность экономическую и технологическую (производственную). Исходной для характеристики эффективности производства продукции является производственная эффективность.

Таблица 12 – Показатели производственной и экономической эффективности

Показатели Группы  предприятий Высшая  группа к низшей ,%
Низшая Средняя Высшая
Урожайность культур, ц с га        
зерновые  и зернобобовые 0,49 2,18 2,61 531,06
картофель 0,08 1,18 3,39 4506,51
овощи открытого грунта 0,25 0,23 4,95 1986,79
Себестоимость продукции растениеводства, тыс. руб 14421 81560 86621 600,7
Прибыль с 1 га посевов, тыс. руб        
зерновые  и зернобобовые -0,049 0,136 0,131 115,4
картофель 0,026 0,178 1,047 4083,6
овощи открытого грунта -0,018 0,027 2,203 326,5
В расчете на 100 га с.-х. угодий:
валовая продукция, тыс. руб. 1832 3794 7215 394
в том числе растениеводства 355 1019 3152 888
валовой доход, тыс. руб. 527 1483 1520 288
в том числе растениеводства 321 356 1234 384
выручка от реализации продукции с. х., тыс. руб. 1353 2581 4907 363
в том числе растениеводства 43 269 1409 3262
В расчёте на 1 работника с/х производства:
Валовая продукция с. х., тыс руб. 613 785 903 147
в том числе растениеводства 119 196 460 387
Валовой доход с.х. производства, тыс. руб. 176 307 190 108
в том числе растениеводства 30 69 180 609
Оплата  труда, тыс. руб. 145 150 221 152
 

       В качестве показателей производственной эффективности рассмотрим урожайность основных сельскохозяйственных культур.

       Урожайность каждой культуры на предприятиях 3-й типической выше, чем на предприятиях низшей типической группы. Урожайность зерновых в третьей типической группе в 5,3 раза выше чем в первой. Урожайность картофеля больше в 45 раз и урожайность овощей в 19,9 раза.

         Вследствие чего, в высшей группе в 1,15 раза выше прибыль от реализации зерновых в расчете на 1 га посевов, чем в низшей группе. Прибыль с 1 га посевов картофеля в высшей типической группе в 40 раз больше по сравнению с низшей группой.

       Данные  из таблицы 13 свидетельствуют о том, что валовая продукция сельского хозяйства в расчете на 100 га с.-х. угодий увеличивается от I группы к III в 3,9 раза, а валовая продукция растениеводства в 8,9 раза. Тоже самое происходит и с валовым доходом, и с выручкой от реализации. Причем выручка от реализации продукции растениеводства в расчете на 100 га с.-х. угодий в высшей группе в 3,6 раза больше, чем в низшей.

       В расчете на одного работника также  наблюдается рост валового дохода и  выхода валовой продукции от группы к группе в 1,5 и 1,1 раза соответственно. А если сравнить оплату труда 1 работника, то самая низкая наблюдается в низшей типической группе, самая высокая в высшей.

       Можно сделать вывод, что по большинству  показателей наиболее эффективное производство осуществляется в хозяйствах высшей типической группы.  Далее дадим оценку меры отдельных факторов на изменение суммы выручки

2.5 Индексный анализ суммы выручки от реализации основных видов продукции растениеводства

 

       Индексами в статистике называют показатели, характеризующие общее изменение  сложных явлений, состоящих из элементов, не поддающихся непосредственному суммированию. Индекс – это относительный показатель, характеризующий изменение уровней социально-экономических явлений во времени или их соотношение в пространстве. Индексы вычисляют как для отдельных элементов сложного явления, так и для всего сложного явления в целом.

       Применение  индексов позволяет:

    • дать обобщающую характеристику уровня плановых заданий и оценить степень выполнения плана (прогноза) по группе разнородных продуктов, по предприятию, по отрасли и т.д.;
    • изучить изменение сложных массовых явлений в динамике;
    • установить меру различия сложных массовых явлений в пространстве;
    • дать количественную оценку меры влияния отдельных факторов на соответствующие регулятивные показатели.

       Проанализируем выручку от реализации продукции растениеводства по предприятиям разных типических групп. Сначала используем схему разложения:

       Выручка от реализации продукции  руб. =

       Цена  реализации 1 ц. продукции  тыс. руб. * Количество реализованной  продукции  ц. 

Таблица 13 – Объем, цены и выручка от реализации основных видов продукции растениеводства

Вид продукции Объем реализации в расчете на 100 га с.-х. угодий, ц Цена  реализации, тыс. руб. Выручка от реализации в расчете на 100 га с.-х. угодий, тыс. руб.
Низшая группа Высшая группа Низшая группа Высшая группа Низшая группа Высшая группа Условная группа
q0 q1 P0 p1 q0p0 q1p1 q1p0
Зерновые 39 227 0,44 0,67 17 152 101
картофель 6 295 0,87 0,80 5 236 256
овощи открытого грунта 20 431 0,60 0,74 12 321 260
Итого x x x x 35 709 617
 

       Изменение выручки реализации продукции растениеводства обуславливается изменением объема продаж и цены реализуемой продукции. В высшей типической группе наблюдается значительное увеличение количества реализованной продукции по сравнению с низшей группой, как по зерновым, так и по всем видам продукции. Цены реализации в высшей группе также были выше, чем в низшей, за исключением цен на картофель.

       Так как нужно определить изменение  выручки не по одному продукту, а по нескольким сразу, то целесообразно применить индексный анализ.

       Индексы показывают относительное изменение  показателя. Определим абсолютный прирост выручки за счет каждого из факторов в отдельности.

       За  счёт изменения объемов реализации: 617 – 35=582 тыс. руб.  

       За  счёт изменения цен: 709 – 617=92 тыс. руб.

       Абсолютное  изменение выручки: 709 – 35 = 674 тыс. руб.

       Интерпретировать  результаты расчётов можно следующим  образом: выручка от реализации основных продуктов растениеводства повысилась в третьей группе по сравнению с первой на 674 тысячи рублей или на 1924,7%. Это связано с увеличением объемов реализации продукции на 1662,6% (благодаря этому выручка выросла на 582 тыс.руб.), при увеличении цен в высшей группе на 14,9% (из-за этого выручка увеличилась на 92 тыс.руб.).

2.6 Анализ прироста массы прибыли (убытка) по факторам

       Важнейшим показателем доходов предприятий  является прибыль. Масса прибыли  включает в себя, как основную часть, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, равную выручке от реализации за вычетом полной их себестоимости, а также прибыль от других видов деятельности.

       Масса прибыли от продаж зависит от цен реализации, себестоимости и количества реализованной продукции.

       Определим прирост массы прибыли (убытка) от реализации основных видов продукции в высшей типической группе по сравнению с низшей и проведем разложение этого прироста по отдельным факторам. 
 
 

Таблица 14 - Результаты реализации основных видов продукции по предприятиям низшей и  высшей типических групп

Вид продукции Объем реализации в расчете на 100 га с.-х. угодий, ц Цена  реализации, тыс. руб. Полная  с/с 1 ц продукции, тыс. руб.
низшая высшая низшая высшая низшая высшая
q0 q1 p0 p1 z0 z1
зерновые 39 227 0,44 0,67 0,54 0,62
картофель 6 295 0,87 0,80 0,53 0,49
овощи 20 431 0,60 0,74 0,68 0,30

Информация о работе Статистико-экономический анализ уровня и эффективности производства продукции растениеводства