Финансовая и налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3
I Финансовая и налоговая система в РФ………………………………………...5
1. Понятие налоговой системы…………………………………………………...5
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства……………………5
1.2 Правовое значение объекта налогообложения………………………....…..7
1.3 Принципы построения налоговой системы………………………………...9
2. Налоговая система Российской федерации
2.1 Структура налогообложения РФ………………………………………...…14
2.2 Основные налоги, взимаемые в России………………………………...….15
3. Финансовая система РФ, ее понятие и структура
3.1 Государственный бюджет………………………………………………...…22
3.2 Внебюджетные фонды………………………………………………………27
3.3 Государственный кредит…………………………………………………....33
3.4 Фонды страхования…………………………………………………….……38
3.5 Фондовый рынок…………………………………………………………….39
3.6 Финансы предприятий…………………………………………………...….43
II Практическая часть……………………………………....................................46
Заключение……………………………………………….…………….…….......62
Список использованной литературы…………………………….……………..66

Работа содержит 1 файл

Финансовая и налоговая система в РФ распечатать!!! (2).doc

— 354.00 Кб (Скачать)

   Итак, основное правовое значение объекта  налогообложения заключается в  том, что он порождает налоговое  правоотношение и налоговую обязанность, является фактическим обстоятельством  как основанием взимания налога. Именно поэтому налоги чаще всего получают свое наименование от объекта налогообложения (подоходный, на имущество, земельный и т. д.), что, впрочем, может быть нехарактерным для целевых налогов, наименование которых ничего не скажет об объекте (вспомните налог на пользователей автомобильных дорог). Законодательство в рамках налогового производства устанавливает необходимость учета объектов налогообложения, отражения их в соответствующих документах самим налогоплательщиком, налоговым агентом либо налоговым органом.

   Но  объект налогообложения, кроме того, наряду с другим элементом налогового состава - ставкой налога, определяет также и объем налоговой обязанности (размер налогового платежа). Чем больше количественные характеристики (проявления) объекта налога, тем значительнее объем налоговой обязанности. В этом проявляется учет возможностей налогоплательщика, что в свою очередь выражает один из существенных признаков налогов (или принципов налогообложения). 

   С объектом налогообложения связаны  и некоторые налоговые льготы, реализация права на которые уменьшает объем налоговой обязанности или вовсе освобождает от нее. Сюда относятся такие льготы по налогам, как установление необлагаемого минимума объекта и изъятие из обложения определенных его элементов, причем последняя является одной из наиболее распространенных налоговых льгот (наряду с такой, как освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков).

   Известно, что наше законодательство перегружено  налоговыми льготами и неоднократно на официальном уровне ставилась  задача их разумного сокращения. В то же время льготы должны быть достаточно весомыми, чтобы налогоплательщик ощущал их реальную значимость. Например, в печати высказано суждение о такой льготе, как необлагаемый минимум по подоходному налогу с физических лиц: «назвать это социальной защитой  оскорбительно для работающих», это лишь усложняет работу бухгалтеров и затрудняет работу налоговых инспекторов, ибо сама по себе такая льгота весьма незначительна.

   Объект  налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи(ст.38НК.РФ)[1].

    1.3 Принципы построения налоговой системы 

     В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования.

     Налоговые системы используются как действенный  инструмент реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряется или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения.

     Решение этих задач не происходит автоматически  путем введения системы налогов. Способность налоговой системы  в целом и каждого налога в  отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов, на которых она построена.

     Принципы  построения налоговых систем в налоговой  теории трактуются с разных позиций. Общее признание получили пока только фундаментальные (классические) принципы налогообложения:

    • принцип справедливости (равенства) налогообложения;
    • определенность и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщику);
    • удобство сроков и способов уплаты;
    • экономичность (эффективность) налогов, т.е. расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога.

     Общепризнанно, что при всей важности каждого  из этих принципов главным из них  является принцип справедливости, однако понимается он по-разному. Проблема здесь заключается в том, что справедливость - категория, прежде всего социальная, нравственно-этическая; в экономике же она является "чужеродным" элементом, понятием весьма относительным, субъективным по своей сути и поэтому далеко неоднозначным.

     Различные понятия о справедливости вызывают различные понятия экономической  и налоговой справедливости.

     В настоящее время в мировой  налоговой теории имеются две  основные точки зрения на справедливость налогов; остальные мнения обычно приближаются либо к той, либо к другой позиции. Первая состоит в том, что налоги должны строиться на основе вертикального и горизонтального равенства, т.е. должны быть равными для всех налогоплательщиков независимо от объема их доходов, условий их получения и каких-либо других факторов. Уровень налоговых ставок должен быть при этом минимальным (низким, насколько это возможно), льготы также должны быть сведены к минимуму, а в идеале - их не должно быть совсем.

     В соответствии с другой позицией, напротив, считается, что номинальный уровень налоговых ставок не имеет принципиального значения (он может быть весьма высоким). Налоги же должны содержать разветвленную сеть льгот и дифференциацию налоговых ставок в зависимости от уровня дохода. В данном случае провозглашаются принципы горизонтальной и вертикальной справедливости, соблюдение которых достигается путем выравнивания доходов налогоплательщиков.

     В соответствии с этими двумя позициями  принцип справедливости формулируется  в первом случае как принцип вертикального и горизонтального равенства налогов, основанный на пропорциональном обложении доходов при постоянной налоговой ставке, независящей от величины облагаемого дохода.

     Во  втором случае принцип справедливости понимается как сочетание двух принципов:

    • принципа вертикальной справедливости, в соответствии с которым субъекты, находящиеся в различных условиях, должны трактоваться налоговыми законами по-разному;
    • принципа горизонтальной справедливости - субъекты, находящиеся в одинаковых условиях, должны трактоваться налоговыми законами одинаково.

     Реализация  этого принципа достигается путем  прогрессивного налогообложения, при  котором налоговые ставки увеличиваются  в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика.

     Та  и другая позиция в налоговой теории обосновываются достаточно аргументирование, поэтому каждая из них имеет право на существование. Если же обратиться к практике развитых стран, то налоговые системы строятся большей частью на принципах вертикальной и горизонтальной справедливости. Дифференциация ставок основных налогов - явление широко распространенное: как в прямой форме - в виде прогрессивных налоговых ставок в зависимости от уровня доходов (как, например, взимаются основные подоходные налоги в США), так и в скрытой - преимущественно через систему льгот, иногда в прямой и скрытой форме одновременно.

     Наряду  с общими (классическими) принципами построения налоговых систем в налоговой  теории разработан ряд специальных (частных) принципов. В их числе: стабильность налогового законодательства; однократность взимания налогов; предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности; оптимальный уровень налоговых ставок; обоснованность системы налоговых льгот; оптимальное сочетание налоговых функций (прямых и косвенных налогов в доходах бюджета) и др. [1,c211].

     Каждый  из этих принципов (в литературе встречаются  другие их формулировки) относится  к тому или иному элементу налоговой  системы, поэтому их перечень можно многократно расширить.  

     В совокупности же они составляют принцип  эффективности и оптимальности налоговой системы

     Для российской налоговой системы, как  и для других налоговых систем, функционирующих в странах федеративного  типа государственного устройства, в  особом ряду находится принцип единства налоговой системы, в соответствии с которым налоговая система должна быть в своих главных характеристиках единой на территории всего государства. Налоговые полномочия, предоставляемые региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления, не должны приводить к формированию индивидуальных региональных налоговых систем, разрушению тем самым единого налогового пространства.

     Принципы  построения налоговой системы в  своей совокупности должны создавать  условия для эффективного выполнения налогами своих функций. 

2. Налоговая  система Российской Федерации

     2.1 Структура налогообложения РФ 

     Современная налоговая система России сложилась в основном на рубеже 1991-1992 гг., в период формирования основ рыночной экономики. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку налогового законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все это повлияло на становление налоговой системы. Она создавалась главным образом на основе опыта зарубежных стран. Благодаря этому отечественная налоговая система по общей структуре и принципам построения в основном соответствовала распространенным в мировой экономике. Налоговая система стала представлять собой сочетание двух основных видов налогов: прямых и косвенных [1,c206]. 
 

     По  отношению к ВВП налоговые  сборы составляют немного по различным оценкам, от 20 до 30%, тогда как в зарубежных странах этот показатель достигает более высоких значений (до 40-50% в Германии, Франции, Бельгии, Швеции и др.).

     Особенностью  налоговой системы Российской Федерации  является преобладание косвенных налогов. Так, доля поступлений от них в налоговых доходах федерального бюджета в среднем за последние годы составила 55%.  

     2.2 Основные налоги, взимаемые в России 

     Наиболее  существенным из косвенных налогов  является налог на добавленную стоимость, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен актуальностью решения следующих задач: ориентация на гармонизацию налоговых систем стран Европы, обеспечение стабильного источника доходов в бюджет, систематизация доходов. Основная функция НДС - фискальная. В среднем НДС формирует 13,5% доходов бюджетов стран, применяющих этот налог. Но доля НДС в бюджетах разных стран неодинакова. Так, во Франции НДС составляет 45% налоговых поступлений в бюджет, в Нидерландах - 24%. Удельный вес НДС в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета России - 50,0%.

     Этот  налог определен как форма  изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства и обращения и определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения.

       Круг плательщиков НДС очень широк: все организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица; предприниматели, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность. Налог на добавленную стоимость включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителям (покупателям). Для упрощения расчетов в качестве объекта налогообложения определена не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.

     Объектом  налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами. С целью исключения двойного налогообложения и взимания налога с добавленной стоимости введен механизм исчисления налога, позволяющий уплачивать в бюджет разность между НДС, полученным от покупателей продукции, и НДС, уплаченным поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), израсходованных в производственном процессе.

         Следующим по значению косвенным налогом являются акцизы.

Информация о работе Финансовая и налоговая система РФ