Финансовая и налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3
I Финансовая и налоговая система в РФ………………………………………...5
1. Понятие налоговой системы…………………………………………………...5
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства……………………5
1.2 Правовое значение объекта налогообложения………………………....…..7
1.3 Принципы построения налоговой системы………………………………...9
2. Налоговая система Российской федерации
2.1 Структура налогообложения РФ………………………………………...…14
2.2 Основные налоги, взимаемые в России………………………………...….15
3. Финансовая система РФ, ее понятие и структура
3.1 Государственный бюджет………………………………………………...…22
3.2 Внебюджетные фонды………………………………………………………27
3.3 Государственный кредит…………………………………………………....33
3.4 Фонды страхования…………………………………………………….……38
3.5 Фондовый рынок…………………………………………………………….39
3.6 Финансы предприятий…………………………………………………...….43
II Практическая часть……………………………………....................................46
Заключение……………………………………………….…………….…….......62
Список использованной литературы…………………………….……………..66

Работа содержит 1 файл

Финансовая и налоговая система в РФ распечатать!!! (2).doc

— 354.00 Кб (Скачать)

     При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

     С помощью внебюджетных фондов государство решает следующие важные социальные задачи:

  • социальная защита населения;
  • повышение жизненного уровня населения;
  • сохранение и улучшение здоровья населения;
  • социальная ориентация безработного населения;
  • оказание социальных услуг населению.

     Государственные внебюджетные фонды относятся к  федеральной собственности, имеют  социальную, экономическую, благотворительную  и другую направленность.

     Итак, государственный внебюджетный фонд- фонд денежных средств, образуемый вне  федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

       И предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом. В их состав на сегодняшний день входят:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • Фонд социального страхования;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

     Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления данных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе  документов с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Рассматриваются и утверждаются их бюджеты Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете. Проекты бюджетов территориальных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ и утверждаются одновременно с принятием закона о региональном бюджете.

     Доходы  государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

  • обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • других доходов, предусмотренных законодательством.
 

     Сбор  и контроль над поступлением доходов осуществляет Министерство по налогам и сборам. 

     Расходование  средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными законами РФ и субъектов РФ.

     Исполнение  бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным Казначейством РФ.

     Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и  утверждение Федеральному собранию в форме закона. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному органу субъекта РФ в форме закона.

     Контроль  над исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы.

     Основным  источником доходов государственных внебюджетных фондов является сейчас единый социальный налог (ЕСН) (страховой взнос). Его плательщиками выступают организации-работодатели всех форм собственности, а налогооблагаемой базой являются все выплаты, начисленные работодателем в пользу работника по всем основаниям. Налог взимается по регрессивной ставке. Законодательство предусматривает некоторые льготы по уплате ЕСН. В качестве примера приведем ставки налога для обычных юридических лиц. В составе внебюджетных фондов выделяют еще экономические, к которым относятся сейчас территориальные дорожные, экологические и другие фонды. Они могут формироваться за счет региональных налогов и сборов, доходов от штрафов и лотерей, территориальных займов, имеют экономическую направленность. 

     Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства.

     В федеральных министерствах и  других федеральных органах исполнительной власти, а также в организациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, действуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР.

     Министерство  науки и технологий РФ осуществляет регистрацию внебюджетных фондов, образуемых федеральными министерствами и другими  федеральными органами исполнительной власти, организациями, а также ведение реестра этих фондов.

     Отраслевые  и межотраслевые внебюджетные фонды  НИОКР образуют:

     - Министерство науки и технологий  РФ - Российский фонд технологического развития;

     федеральные министерства - внебюджетные фонды  министерств;

     другие  федеральные органы исполнительной власти внебюджетные фонды ведомств;

     организации, ассоциации - внебюджетные фонды объединений.

     Внебюджетные  фонды министерств, ведомств и объединений  создаются по согласованию с Министерством  науки и технологий РФ, не наделяются правами юридического лица и действуют от имени федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти и объединений, в которых они образованы. Внебюджетные фонды формируются за счет отчислений предприятий и организаций в размере до 1,5% от себестоимости реализуемой продукции, работ, услуг, а суммы, отчисленных средств, включаются организациями в себестоимость продукции.

     Отчисления  не производятся, если реализуемая  продукция изготавливалась для  государственных нужд и ее производство финансировалось за счет бюджетных  ассигнований.

     Предприятия и организации на договорной основе ежеквартально перечисляют средства в следующие внебюджетные фонды:

     - предприятия и организации, входящие  в объединение - во внебюджетный  фонд объединения, в который  они входят;

     - предприятия и организации, входящие в несколько независимых друг от друга образующих внебюджетные фонды объединений, - во внебюджетный фонд объединения, по своему выбору;

     - предприятия и организации, не  входящие в объединение, но  находящиеся в ведении федерального  министерства или другого федерального органа исполнительной власти, - во внебюджетный фонд соответствующего министерства или ведомства;

     - предприятия и организации, не  входящие в объединение, и не  находящиеся в ведении федерального  министерства или другого федерального органа исполнительной власти, - во внебюджетный фонд по своему выбору.

     Выделение из внебюджетных фондов средств на проведение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  осуществляется на договорной основе. Контроль над целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют Министерством науки и технологий РФ и Минфин РФ [5,c.268]. 

  3.3  Государственный кредит 

     Государственный кредит — совокупность экономических  отношений между государством в  лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

     Главная форма кредитных отношений —  когда государство выступает  как заемщик средств. Реже оно  выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

     В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, последние не обязательно приводят к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

     Как экономическая категория государственный  кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений — финансов и  кредита и несет черты как  тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

     Как один из видов кредита государственный  кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов.

     В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от добровольности размещения займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм),

то основой  государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

     Государственный кредит отличается от банковского и  коммерческого кредитов. Так, если при  предоставлении банковского кредита  в качестве обеспечения обычно выступают  какие-то конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство и др., то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

     На общегосударственном уровне государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствования средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, местные органы власти могут размещать займы, мобилизуя средства для строительства новой канализационной системы, дороги, парка, школы.

     Как финансовая категория государственный  кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.

     Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

       В современных условиях доходы, полученные благодаря государственным  займам, стали вторым после налогов  методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

     Положительное воздействие фискальной функции  государственного кредита заключается  в том,

 что  с ее помощью налоговое бремя  более равномерно распределяется  во времени. Налоги, которые взимаются  в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

     Налоги  являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

Информация о работе Финансовая и налоговая система РФ