Финансовая и налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3
I Финансовая и налоговая система в РФ………………………………………...5
1. Понятие налоговой системы…………………………………………………...5
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства……………………5
1.2 Правовое значение объекта налогообложения………………………....…..7
1.3 Принципы построения налоговой системы………………………………...9
2. Налоговая система Российской федерации
2.1 Структура налогообложения РФ………………………………………...…14
2.2 Основные налоги, взимаемые в России………………………………...….15
3. Финансовая система РФ, ее понятие и структура
3.1 Государственный бюджет………………………………………………...…22
3.2 Внебюджетные фонды………………………………………………………27
3.3 Государственный кредит…………………………………………………....33
3.4 Фонды страхования…………………………………………………….……38
3.5 Фондовый рынок…………………………………………………………….39
3.6 Финансы предприятий…………………………………………………...….43
II Практическая часть……………………………………....................................46
Заключение……………………………………………….…………….…….......62
Список использованной литературы…………………………….……………..66

Работа содержит 1 файл

Финансовая и налоговая система в РФ распечатать!!! (2).doc

— 354.00 Кб (Скачать)

     При непроизводительном использовании  мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирование за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

     Тяжесть налогового бремени, переносимого на другие поколения, зависит от срока позаимствования  средств и процентов до кредиту  уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвесторов, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание [5,c.248].

     Регулирующая  функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.

     Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

     Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп  инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает их платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита  профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения.

     Напротив, если государственный долг финансируется  за счет привлечения накоплений юридических  лиц, а полученные средства направляются на выплаты населению, количество денег  в обращении возрастает.

     Выступая  на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг.

     До  определенных пределов этот процесс  не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения.

     Только  после этого активность государства  на финансовом рынке выразится в  росте ссудного процента,

 а  отвлечение государством значительной  доли денежных накоплений для  непроизводительного использования  существенно замедлит темпы экономического  роста.

     Положительное воздействие на производство и занятость  государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

     Поддержка малого бизнеса предполагает, что  государство берет на себя погашение  задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

     Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые  местными органами власти. С их помощью  обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории. 

    1.  Фонды страхования
 

     К внебюджетным фондам Российской Федерации  относятся в первую очередь так  называемые фонды государственного страхования: фонд медицинского страхования  РФ, фонд социального страхования  РФ, в том числе фонд пенсионного страхования (Пенсионный фонд),

фонд  обязательного медицинского страхования  РФ, фонд обязательного страхования  вкладов и др.

     Система медицинского страхования включает в себя федеральный фонд обязательного  медицинского страхования, территориальные фонды медицинского страховании (в том числе и московский фонд обязательного медицинского страхования), а также негосударственные фонды медицинского страхования. Фонд медицинского страхования своей главной задачей считает предоставление медицинской помощи населению РФ.

     Социальное  страхование включает в себя фонд социального страхования РФ, фонд территориального страхования - это  филиалы фонда социального страхования  в городах и отделения фонда  социального страхования на местах, а также частные фонды страхования.

     Фонд  социального страхования РФ управляет  средствами обязательного социального  страхования для пособий населению  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.

     Фонд  страхования вкладов Российской Федерации занимается страхованием вкладов населения РФ. Пенсионное страхование в РФ представлено Федеральным Пенсионным Фондом, территориальными филиалами и отделениями ПФ, в том числе Пенсионным Фондом Москвы. Пенсионные фонды занимаются выплатой всех все виды пенсий на территории РФ [6,c167]. 

    1.  Фондовый рынок
 

     Фондовый  рынок в России сравнительно молод, его зарождение происходило в  начале 90-х годов. Он относится к  категории развивающихся рынков, для которых характерна высокая  доходность, но, как правило, и более  высокая степень риска. В последние годы на российском рынке ценных бумаг произошел ряд позитивных изменений: повысилась ликвидность рынка и информационная прозрачность эмитентов,

 укрепилась  законодательная база, наработаны  новые механизмы защиты прав  инвесторов.

     Все вышеперечисленное наряду с улучшением экономической и политической ситуации в стране способствует международному признанию России и повышению  ее кредитных рейтингов со стороны  международных рейтинговых агентств. Кредитный рейтинг отражает мнение агентства относительно способности и готовности эмитента (в данном случае государства) своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства.

     Рейтинг относит эмитентов к инвестиционной либо к спекулятивной группе. Инвестиционный статус позволяет рассчитывать на заметное увеличение притока инвестиций в страну, так как крупные западные институциональные инвесторы (страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды) не имеют права вкладывать свои средства в страны с низким спекулятивным рейтингом.

     В настоящее время Россия вплотную приблизилась к инвестиционному  рейтингу. Начиная с 2003 года международные  агентства постоянно присваивают  России инвестиционные рейтинги. По этой причине считается, что у российских ценных бумаг имеется существенный потенциал для дальнейшего развития.

     Заключение  сделок с ценными бумагами происходит при участии:

  • фондовых бирж, являющихся организаторами торговли;
  • брокеров, являющихся финансовыми посредниками между биржами и инвесторами (как правило, это инвестиционные компании или банки);
  • депозитариев, осуществляющих учет ценных бумаг и фиксирующих переход права собственности на них по результатам сделок;
  • расчетного банка.
 

     Юридические и физические лица, не являющиеся профессиональными  участниками фондового рынка, могут заключать сделки через брокеров, аккредитованных на соответствующих биржах и имеющих соответствующую лицензию на данный вид деятельности [4,c36].

     Ценные  бумаги каждого клиента брокера  учитываются на отдельном счете  в депозитарии, который называется счетом депо. При передаче ценных бумаг от одного собственника к другому, депозитарий делает записи об этом на соответствующих счетах.

     Депозитарий может быть как структурным подразделением в составе инвестиционного института, так и самостоятельной организацией.

          Для уменьшения рисков участников торгов предпринимаются специальные меры, позволяющие бирже принять на себя существенную их часть. Например, в ряде случаев для выставления ценных бумаг на торги биржа требует заранее передать продаваемые бумаги на хранение в специальный торговый депозитарий. Депозитарий выступает в качестве передаточного звена ценных бумаг от продавца к покупателю. Он гарантирует наличие и подлинность продаваемых ценных бумаг.

     С другой стороны, покупателя могут обязать  положить определенную сумму денег в специальный расчетный банк, который выполняет роль, ту же роль, что и депозитарий, но по отношению к деньгам.

     Расчетный банк и депозитарий тесно связаны  с биржей, и при получении от нее уведомления о заключении сделки одновременно передают деньги продавцу, а ценные бумаги – покупателю, обеспечивая тем самым безрисковое исполнение сделок – «поставку против платежа».

     При больших оборотах на бирже контроль над каждой сделкой, даже стандартизованной, оказывается весьма трудоемким и дорогостоящим делом. Для обеспечения такого контроля вводят так называемые системы клиринга, в задачи которых как раз и входит контроль за тем, чтобы все сделки, заключенные на бирже, правильно адресовались и выверялись. 

       Задачей клиринговой системы  является установление и подтверждение параметров всех заключенных в данной системе сделок и подведение итогов.

     Существует  несколько разновидностей клиринга, по разным признакам:

    • непрерывный клиринг осуществляется в режиме реального времени, то есть, каждая заключенная на бирже сделка немедленно поступает в обработку. Эта система применяется при относительно невысоких объемах сделок, либо при наличии очень мощного аппаратно-программного обеспечения;
    • периодический клиринг производится регулярно с определенной периодичностью (ежечасно, ежедневно или еженедельно). К моменту учета накапливается информация обо всех сделках, заключенных на бирже в течение соответствующего периода, а затем обрабатываются все сделки разом. Такая технология учета гораздо выгоднее по затратам, однако, она отстает по срокам. На практике периодический клиринг производится в конце каждой торговой сессии, что является компромиссом между стоимостью обработки и необходимым временем.

     Клиринг может быть двухсторонним и многосторонним.

     Двухсторонний клиринг проводится таким образом, чтобы выяснить, кто из участников и какие сделки заключил.

       Иногда эти сделки рассматриваются  самостоятельно, а иногда суммируются,  так что в итоге выясняется  нетто-позиция каждого из участников  торгов в отношении каждого другого: по итогам торговой сессии А купил у Б 300 акций, за что должен перечислить Б 27 000 рублей. И так для каждой пары А и Б.

     Многосторонний  клиринг является логическим продолжением двухстороннего клиринга. В учете  он идет дальше и суммирует все  сделки каждого участника торгов с разными контрагентами. В результате каждый участник получает по каждому виду ценных бумаг одну позицию.

 

    1. Финансы предприятий

     Финансы предприятий – важнейшая составная  часть единой системы финансов государства. Это предопределяется, прежде всего, тем, что в структуре финансовых отношений финансы предприятий занимают исходное, определяющее положение, т.к. обслуживают основное звено общественного производства, где создаются валовой внутренний продукт, национальный доход и национальное богатство.

     Финансы предприятий - это система денежных отношений, выражающих формирование и  использование денежных фондов в  процессе их кругооборота. Финансы  коммерческих организаций занимают определяющее положение в структуре  финансовой системы страны, так как именно на уровне коммерческих организаций формируется основная масса финансовых ресурсов государства.

Информация о работе Финансовая и налоговая система РФ