Специальные налоговые режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:29, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: на основе анализа методологических основ государственного регулирования малого бизнеса Республики Беларусь в современных рыночных условиях выработать практические рекомендации по совершенствованию финансовых отношений с целью реализации государственной поддержки данного сектора экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1 Методологические основы налогообложения малого бизнеса…………………………………………………………………………….
1.1 Сущность, содержание налогов, принципы налогообложения малого предпринимательства……………………………………………………………
1.2 Эволюция налогообложения малого предпринимательства………………
1.3 Механизм налогообложения малого бизнеса……………………………………………………..……………………..
2 Характеристика налогообложения малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Формирование системы налогообложения малого предпринимательства…...…………………………………………………….....
2.2 Анализ налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса (на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Дзержинскому району) …………………………………………
3 Направления совершенствования налогообложения малого бизнеса……………………………………………………………………….……
3.1 Проблемы в сфере налогообложения малого бизнеса …………………….
3.2 Налоговое стимулирование малого бизнеса………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение А. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса в различных странах………………………………….
Приложение Б. Перечень налогов и сборов, уплачиваемых малыми предприятиями при применении упрощенной системы налогообложения, и налоги и сборы, не уплачиваемые малыми предприятиями………………………………………...
Приложение В. Сравнительная таблица условий применения преференций и льгот……………………………………………………………
Приложение Г. Условия предоставления налогового кредита для субъектов малого бизнеса в различных странах в 2007-2008гг…………
Приложение Д. Налоговая нагрузка на плательщиков - субъектов малого предпринимательства за период с 2009 года по октябрь 2011 года……………………………………………………………..
4

Работа содержит 1 файл

диплом наташа.doc

— 1.66 Мб (Скачать)

Однако нельзя абсолютизировать положение об отмене льгот. Мировой  и отечественный опыт доказывает, что ликвидация налоговых льгот  означает не что иное, как лишение  белорусской налоговой системы  регулирующей функции: возможности определять и стимулировать приоритетные направления развития отечественного производства.

Одной из основных проблем  современной белорусской экономики  является низкий уровень ее технического вооружения, изношенность парка оборудования и, как следствие, низкая производительность экономики в целом. В связи с этим одна из основных задач экономической политики Республики Беларусь на данном этапе – стимулирование роста инвестиционной активности. В связи с этим важнейшая задача налоговой реформы – налоговое стимулирование расширенного воспроизводства и модернизации. Наибольшего эффекта в решении этой задачи можно добиться за счет системы инвестиционных льгот по налогу на прибыль для субъектов малого бизнеса.

Для более эффективного решения задачи стимулирования роста инвестиционной активности с помощью налоговых механизмов целесообразно дополнить налог на прибыль инвестиционными льготами (например, СЭЗ, технопарки).

Таким образом, для обеспечения  регулирующего влияния государства  на развитие малого бизнеса через налоговую политику по налогу на прибыль должны быть восстановлены льготы на постоянной основе. Льготы должны быть нейтральны по отношению к сферам приложения капитала, видам экономической деятельности, категориям налогоплательщиков. Льготы должны быть направлены на стимулирование начальных этапов воспроизводственного процесса – от капитальных вложений в фундаментальные исследования до инвестиций в действующее производство.

Сравнительная таблица условий  применения преференций и льгот для различных категорий субъектов хозяйствования приведена в таблице Приложения В.

Итак, ключевым звеном механизма  поддержки и развития малого бизнеса  является налоговая система. В настоящее  время необходима целенаправленная программа реформирования налоговой системы, нацеленная на укрепление и поддержку малых предприятий. Она должна учитывать как зарубежный, так и собственный белорусский исторический опыт. Налоговая политика, прежде всего, должна быть нацелена на расширение налоговой базы. Именно расширение налоговой базы позволит реально увеличить поступление доходов в бюджет без усиления налогового бремени. Без решения этой проблемы невозможно обеспечить финансовой базы экономического роста. Реальным шагом в деле расширения налогооблагаемой базы является всемерное стимулирование развития малого бизнеса. Подводя итог, можно сказать, что малому предпринимательству, его развитию и укреплению государство должно уделять особое внимание. В этом залог успешного перехода к рыночным отношениям, создания фундамента экономического роста.

Опыт налогообложения  в мировой практике подтверждает тезис, что формирование эффективной  национальной налоговой системы  должно, с одной стороны, основываться на вышеуказанных принципах, а с  другой – учитывать социально-экономическое положение страны и модель макроэкономического регулирования, которую поддерживает правительство.

Одновременно должны закладываться основы налогового стимулирования структурной перестройки экономики  с привлечением отечественного и  иностранного капитала для технического и технологического переоснащения производства.

Помимо совершенствования  упрощенных систем налогообложения  для индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства  должны быть реализованы следующие  концептуальные подходы к упрощению общей системы налогообложения:

  • завершение работы по объединению налогов и сборов, имеющих сходную налоговую базу, а также по отмене до 2012 года оборотных налогов и сборов, исчисляемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Указанные платежи создают сложный (каскадный) механизм начисления одного налога на другой на каждой стадии реализации товаров (работ, услуг);

  • продолжение совершенствования и упрощения механизма исчисления и уплаты налогов и сборов, обеспечивающих основные поступления в доходную часть бюджета. Данный подход касается, прежде всего, налога на добавленную стоимость, акцизов, налогов на доходы и прибыль, подоходного налога с физических лиц, земельного и экологического налогов, налога на недвижимость, таможенных пошлин;
  • дальнейшая отмена ряда налоговых льгот, усложняющих исчисление налогов и имеющих незначительный экономический эффект.

 

 

3.2 Налоговое стимулирование малого бизнеса

 

 

Наличие в законодательстве налоговых льгот значительно  усложняет налоговую систему, поскольку  одним из основных условий предоставления плательщикам налоговых льгот является обязанность их раздельного учета  и подтверждения использования этих льгот по целевому назначению, что зачастую приводит к нарушениям налогового законодательства;

Поэтому совершенствование  налоговой системы предполагает реализацию конкретных мер в области:

  • общей системы налогообложения организаций;
  • упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства;
    •   подоходного налогообложения физических лиц.

Основными направлениями  совершенствования общей системы налогообложения в целях усиления ее влияния на стимулирование экономической активности субъектов хозяйствования являются следующие:

1) отмена оборотных платежей, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг, сокращение за счет этого количества видов налогов и сборов, а также снижение фискальной нагрузки на субъекты хозяйствования;

2) исключение практики применения индивидуальных льгот по всем применяемым налогам и сборам.

В связи с этим целесообразно:

  1. упразднение льгот персонального характера, таких как освобождение от налога прибыли организаций исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев системы МВД, организаций, использующих труд инвалидов и др.;
  2. совершенствование методики формирования налогооблагаемой базы, а именно: максимальное упразднение различного рода исключений из общих правил при отнесении тех или иных затрат организаций в состав себестоимости продукции (работ, услуг).

В этих целях считали  бы целесообразным:

-упрощение налогового администрирования путем организации центров обработки данных, расширения спектра электронных услуг, оказываемых плательщикам, внедрения систем управления рисками, совершенствования системы электронного декларирования, расширения спектра электронных услуг МНС.

Основой совершенствования  налоговой системы Республики Беларусь является также доработка Налогового кодекса. Направлениями её совершенствования являются следующие:

  • упрощение расчётов и порядка взимания налогов;
  • четкая регламентация прав и ответственности плательщиков;
  • совершенствование норм юридической ответственности за нарушения в области налогов;
  • поэтапное снижение уровня налогообложения с одновременным расширением налоговой базы;
  • предотвращение утечки капитала и стимулирование инвестиционной активности;
  • пересмотр и упорядочение льгот в системе налогообложения;
  • совершенствование таможенного регулирования, способствующее активизации импорта;
  • унификация налоговых систем, действующих в государствах СНГ и ЕС, в частности создание согласованного налогового законодательства с Российской Федерацией.

С целью снижения налоговой нагрузки и упрощения налоговой системы  в 2012 году ставка налога на прибыль снижена с 24 % до 18%. К примеру, ставки налога на прибыль в других странах составляют: Франция -34,4%, Бельгия - 34%, Мальта - 35%, Италия – 31,4%, Испания – 30%, Россия – 20%, Литва – 15%, Молдова – 0%. Предусмотрено также снижение общеустановленной ставки налога уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения с 8% до 7% для плательщиков, которые применяют УСН без уплаты НДС. Для тех, кто применяет УСН с уплатой НДС, предусматривается снижение ставки с 6% до 5%.

Будет продолжена дальнейшая унификация налогового законодательства Республики Беларусь в рамках интеграционного процесса с Российской Федерацией, выполнение договоренностей в области налоговой политики, принятых в рамках Единого экономического пространства и Евразийского экономического сообщества.

        Современный этап развития предпринимательства в Республике Беларусь характеризуется тем, что на уровне государства и общества утвердилось понимание необходимости активизации частной инициативы не только как способа обеспечения занятости населения, но и как одного из важнейших источников стабильного социально-экономического роста. В ряде программных документов страны стимулирование предпринимательства определено в качестве важнейших направлений макроэкономической политики и даже установлены конкретные параметры его количественной и качественной динамики. Так, в соответствии с заданиями прошлых лет, доля малых предприятий в общем объеме реализации продукции, работ и услуг увеличилась к середине 2011г. до 25 %. Дальнейший ускоренный рост предпринимательского сектора экономики предусмотрен также Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015гг.

Национальная  стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года, отмечая  высокую роль деловых кругов в переходе страны на инновационный путь развития, также подчеркивает необходимость активизации частной инициативы и создания эффективной предпринимательской среды. При этом одним из принципов устойчивого развития определяется «повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества» [45, с. 164].

Сегодня можно указать  на два недостатка правительственной программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса.

Первый недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы – интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения «снизу вверх» – от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.

Второй недостаток реформы – практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует два источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения и кредиты. Первый источник практически уничтожен деноминацией, сократившей данный ресурс в несколько раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий.

Эксперты в области  налогообложения (например, Олег Алексеевич Бурдюк) отмечают недостаточно активную реализацию стимулирующей функции налогов. Налоговое стимулирование малого бизнеса в Республике Беларусь заключается в законодательном установлении определенных льгот. К их числу относятся:

- освобождение от уплаты  налогов отдельных категорий  субъектов малого бизнеса;

- дифференциация налоговых  ставок;

- налоговые вычеты и др.

В экономически развитых странах используются также и другие инструменты налогового стимулирования малого бизнеса:

- необлагаемый налогом  минимум доходов (прибыли);

- налоговые льготы  при осуществлении капитальных вложений;

- налоговые каникулы;

  • льготный режим налогообложения доходов от прироста стоимости капитала при долгосрочных инвестициях;
  • прямые налоговые вычеты (скидки) по определенным видам затрат субъектов малого бизнеса из налогооблагаемой прибыли;

- налоговые льготы, основанные  на численности занятых.

Важная роль в Беларуси в разработке и внедрении инноваций принадлежит малым предприятиям. В настоящее время условия их налогообложения в рамках специальных налоговых режимов весьма либеральны. Однако для предприятий, занятых в сфере венчурного бизнеса, необходима дополнительная поддержка, в том числе налоговая. Она может быть реализована в виде предоставления налоговых каникул не на один, а на несколько первых лет деятельности с момента создания субъекта. Например, в США действовали законодательные нормы полного освобождения малого венчурного бизнеса от уплаты любых налогов на период до 10 лет. Федеральное правительство США финансирует до 35 % расходов малых фирм на НИОКР в форме налоговых льгот и через государственные контракты                  [44, с. 71].

Формирование и расширение системы налоговых льгот для субъектов малого бизнеса в Беларуси не может быть единственным путем стимулирования роста финансовых источников инвестиционно-инновационного развития. Более того, введение дополнительных льгот сразу же отразится на снижении налоговых поступлений в бюджет, за счет которого осуществляется поддержка инвестиционных проектов территорий.

Информация о работе Специальные налоговые режимы