Специальные налоговые режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:29, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: на основе анализа методологических основ государственного регулирования малого бизнеса Республики Беларусь в современных рыночных условиях выработать практические рекомендации по совершенствованию финансовых отношений с целью реализации государственной поддержки данного сектора экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1 Методологические основы налогообложения малого бизнеса…………………………………………………………………………….
1.1 Сущность, содержание налогов, принципы налогообложения малого предпринимательства……………………………………………………………
1.2 Эволюция налогообложения малого предпринимательства………………
1.3 Механизм налогообложения малого бизнеса……………………………………………………..……………………..
2 Характеристика налогообложения малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Формирование системы налогообложения малого предпринимательства…...…………………………………………………….....
2.2 Анализ налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса (на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Дзержинскому району) …………………………………………
3 Направления совершенствования налогообложения малого бизнеса……………………………………………………………………….……
3.1 Проблемы в сфере налогообложения малого бизнеса …………………….
3.2 Налоговое стимулирование малого бизнеса………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение А. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса в различных странах………………………………….
Приложение Б. Перечень налогов и сборов, уплачиваемых малыми предприятиями при применении упрощенной системы налогообложения, и налоги и сборы, не уплачиваемые малыми предприятиями………………………………………...
Приложение В. Сравнительная таблица условий применения преференций и льгот……………………………………………………………
Приложение Г. Условия предоставления налогового кредита для субъектов малого бизнеса в различных странах в 2007-2008гг…………
Приложение Д. Налоговая нагрузка на плательщиков - субъектов малого предпринимательства за период с 2009 года по октябрь 2011 года……………………………………………………………..
4

Работа содержит 1 файл

диплом наташа.doc

— 1.66 Мб (Скачать)

В целях совершенствования  налогового администрирования, сокращения временных и трудовых затрат плательщиков на исчисление и уплату налогов предлагается внести в Налоговый кодекс Республики Беларусь положения, предусматривающие обязанность для организаций с численностью от 50 человек подачи налоговых деклараций в электронном виде.

В настоящее время  Министерством по налогам и сборам направлены в Министерство финансов Республики Беларусь предложения, предусматривающие  в том числе меры по снижению и  оптимизации налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства. Эти предложения вступили в силу с 1 января 2012 г., а сами предложения касаются совершенствования порядка уплаты основных и косвенных налогов, внесения необходимых изменений в порядок осуществления контрольной деятельности. По налогу на добавленную стоимость планируется исключить налоговые льготы, которые впоследствии не будут признаваться объектом налогообложения. Из объектов, освобождаемых от НДС, предложено исключить обороты по реализации юридических услуг юридических консультаций, коллегий адвокатов и адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в иных организационных формах. В целях упорядочения системы применения налоговых вычетов по НДС и упрощения налогового администрирования предложено снять ограничения в части обязанности отнесения на увеличение стоимости сумм налога по основным средствам и нематериальным активам, приходящихся на обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, по которым предоставлены налоговый кредит и (или) освобождение от уплаты НДС. Предполагается снять ограничения в отношении вычета сумм по НДС: по объектам, приобретенным за счет средств, остающихся в распоряжении плательщика, от отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности; уплаченных при ввозе (приобретении) на территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет средств, высвободившихся в связи с освобождением плательщика от уплаты налогов, сборов (пошлин), при условии установления направлений целевого использования таких средств; по товарам (работам, услугам), имущественным правам, по которым кредиторская задолженность списывается на финансовые результаты.

В целях улучшения  финансового положения субъектов  хозяйствования, сокращения дефицита собственных оборотных средств  предложено исключить норму, согласно которой вычет сумм НДС в полном объеме производится только при поступлении выручки от реализации экспортируемых объектов. Также предложено внести в Налоговый кодекс страны нормы, позволяющие осуществлять вычет сумм налога в полном объеме по товарам, отгруженным с 1 января 2012 г. покупателям – иностранным организациям с мест хранения на территории иностранных государств (кроме мест хранения на территории государств – членов Таможенного союза), если такие товары были ранее вывезены с территории Беларуси под таможенной процедурой экспорта и договоры заключены плательщиком с покупателями – иностранными организациями после вывоза товаров с территории Республики Беларусь.

Предполагается, что в  рамках реализации положений Директивы № 4 и в соответствии с разработанным проектом Указа Президента Республики Беларусь "О некоторых мерах по совершенствованию упрощенной системы налогообложения" применение УСН будет возможным при размере валовой выручки не более 12 млрд руб. нарастающим итогом в течение календарного года. Микроорганизациям, применяющим УСН с уплатой НДС, будет предоставлено право вести упрощенный учет уплаты указанного налога без обязательного ведения бухгалтерского учета в общеустановленном порядке.

Предлагается отменить повышенную ставку 2% по налогу на недвижимость в части зданий и сооружений сверхнормативного  незавершенного строительства, сохранив общеустановленную ставку в размере 1%. Также предложено перенести срок представления налоговой декларации (расчета) по этому налогу с 20 января на 20 марта текущего года, а срок уплаты налога - не позднее 22-го числа третьего месяца каждого квартала. В настоящее время уплата производится в первый месяц каждого квартала.

По земельному налогу предложено исключить исчисление его  с применением ставки, увеличенной  на коэффициент 10, за самовольно занятые, своевременно не возвращенные либо используемые по нецелевому назначению.

Кроме того, в целях  снижения и оптимизации налоговой  нагрузки на субъекты малого предпринимательства  предлагаются следующие меры:

  1. освобождение некоммерческих микрофинансовых организаций от уплаты авансового подоходного налога при выдаче ими займов индивидуальным предпринимателям и физическим лицам;
  2. исключение из налогооблагаемой базы вычета из выручки от реализации сумм вступительных взносов, перечисляемых в предпринимательские союзы.

Эти меры позволят обеспечить снижение и оптимизацию налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства, установить разумный баланс интересов государства и плательщика.

 

 

2.2 Анализ налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса (на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Дзержинскому району)

 

 

В соответствии с Положением об инспекции Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь по Дзержинскому району  инспекция Министерства по налогам и сборам по Дзержинскому району является органом государственного управления, входящим в структуру Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС)  и подчиняется МНС и ИМНС по Минской области.

Одними из важнейших  функций инспекции являются:

  1. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет;
  2. контроль за соблюдением порядка декларирования физическими лицами доходов и имущества;
  3. контроль за соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет и др.
  4. контроль за порядком проведения валютных операций, валютно-обменных операций с участием физических лиц;
  5. контроль за порядком осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса;
  6. контроль за порядком уплаты единого налога и налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме;
  7. контроль за соблюдением требований о наличии документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, их отпуск в места реализации;
  8. контроль за соблюдением законодательства о государственном регулировании производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
  9. контроль за соблюдением законодательства о государственном регулировании производства, оборота и рекламы табачного сырья и табачных изделий;
  10. контроль за соблюдением законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками при реализации товаров, их хранении и транспортировке и др.

Основными задачами инспекции МНС  являются:

1) учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;

2) осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства;

3) разработка предложений по упрощению налоговой системы, в том числе совершенствованию порядка исчисления и уплаты налогов, упрощению порядка налогового учета и налогового контроля;

4) предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере налогового законодательства о предпринимательстве в пределах своей компетенции;

5) осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий и т.д.

По состоянию на 31.10.2011 на налоговом учете в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь состоит 2 111 субъектов малого предпринимательства, в том числе 820 организаций и 1 291 индивидуальный предприниматель.

Проанализируем налоговую  нагрузку плательщиков – субъектов  малого предпринимательства на примере  инспекции Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь по Дзержинскому району за период с 2009 года  по октябрь 2011 года. Данные представлены в приложении Д.

Размер налоговых поступлений  от всех плательщиков инспекции МНС  Республики Беларусь по Дзержинскому району в динамике можно проанализировать на основе данных рисунка 2.1:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 — Налоговые поступления от всех плательщиков ИМНС РБ по Дзержинскому району

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [39].

 

Налоговые поступления  в целом по инспекции от всех плательщиков по сравнению с 2009 годом увеличились на 17 135,97 млн руб. или на 13,15 % в 2010 году, и на 11 095,003 млн руб. или на 8,51% за 10 месяцев 2011 года, что свидетельствует о положительном влиянии закрепленных норм. 

Количество субъектов  малого предпринимательства, состоящих на учете в инспекции МНС Республики Беларусь по Дзержинскому району в динамике можно проанализировать на основе данных рисунка 2.2:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 — Количество субъектов малого предпринимательства состоящих на учете в ИМНС РБ по Дзержинскому району

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [39].

 

Количество субъектов  малого предпринимательства в 2010 году увеличилось в сравнении с 2009 годом на 176 субъектов или на 9,14 %. За 10 месяцев 2011 года в сравнении  с 2010 годом мы видим рост  количества организаций на 70 субъектов или на 9,33 %, но и одновременное снижение количества индивидуальных предпринимателей на 60 субъектов или на 4,64 % (рисунок 2.2).

На основе данных, представленных на рисунке 2.3 проанализируем  применяемые системы налогообложения субъектами малого предпринимательства (индивидуальными предпринимателями).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.3 — Применяемые системы налогообложения субъектами малого предпринимательства (индивидуальными предпринимателями), состоящими на учете в ИМНС РБ по Дзержинскому району

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [39].

 

По данным, представленным на рисунке 2.3 об используемых системах налогообложения предпринимателей, можно сделать вывод, что количество ИП, использующих общий порядок налогообложения, сокращается в 2010 году на 0,92 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 1,09 %.  Так же растет количество ИП, уплачивающих единый налог, в 2010 году на 8,02 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 4,15%. А количество ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения, растет, в 2010 году на 8,94 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 5,24 % (рисунок 2.3).

На основе данных, представленных на рисунке 2.4 проанализируем применяемые системы налогообложения субъектами малого предпринимательства (индивидуальными предпринимателями).

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.4 — Применяемые системы налогообложения субъектами малого предпринимательства (организации), состоящие на учете в ИМНС РБ по Дзержинскому району

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [39].

 

По данным, представленным на рисунке 2.4 о используемых системах налогообложения организаций, можно сделать вывод, что количество плательщиков, использующих общий порядок налогообложения, сокращается в 2010 году на 4,92 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 1,96 %. А вот количество организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, растет: в 2010 году на 3,3 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 1,19 %. Так же растет количество организаций, уплачивающих с производителей сельскохозяйственной продукции, в 2010 году на 0,72 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 0,77 % .


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.5 — Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства, состоящих на учете в ИМНС РБ по Дзержинскому району

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [39].

Рост налоговых поступлений  от субъектов малого предпринимательства  в 2010 году составил 9 677,61 млн руб. или 30,27%, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году 22 360,567 млн руб. или 53,7 %. При этом рост налоговых поступлений от организаций в 2010 году составил 9 280,692 млн руб. или 32,9%, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году 21 451,562 млн руб. или 57,33 %. В то время как рост налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей в 2010 году составил 396,917 млн руб. или 10,36 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году 909,006 млн руб. или 21,5 % (рисунок 2.5).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.6 — Налоговые поступления, приходящиеся на одного субъекта малого предпринимательства, состоящего на учете в ИМНС РБ по Дзержинскому району

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [39].

 

Рост налоговых поступлений приходящихся на одного субъекта малого предпринимательства в 2010 году составил 3,215 млн руб. или 19,36 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году 10,498 млн руб. или 52,96 %. При этом рост налоговых поступлений приходящихся на одну организацию в 2010 году составил 6,999 млн руб. или 16,32 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году 21,902 млн руб. или 43,9 %. В то время как рост налоговых поступлений приходящихся на одного индивидуального предпринимателя в 2010 году составил 0,11 млн руб. или 3,64 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году 0,85 млн руб. или 27,17 % (рисунок 2.6).

Информация о работе Специальные налоговые режимы