Специальные налоговые режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:29, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: на основе анализа методологических основ государственного регулирования малого бизнеса Республики Беларусь в современных рыночных условиях выработать практические рекомендации по совершенствованию финансовых отношений с целью реализации государственной поддержки данного сектора экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1 Методологические основы налогообложения малого бизнеса…………………………………………………………………………….
1.1 Сущность, содержание налогов, принципы налогообложения малого предпринимательства……………………………………………………………
1.2 Эволюция налогообложения малого предпринимательства………………
1.3 Механизм налогообложения малого бизнеса……………………………………………………..……………………..
2 Характеристика налогообложения малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Формирование системы налогообложения малого предпринимательства…...…………………………………………………….....
2.2 Анализ налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса (на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Дзержинскому району) …………………………………………
3 Направления совершенствования налогообложения малого бизнеса……………………………………………………………………….……
3.1 Проблемы в сфере налогообложения малого бизнеса …………………….
3.2 Налоговое стимулирование малого бизнеса………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение А. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса в различных странах………………………………….
Приложение Б. Перечень налогов и сборов, уплачиваемых малыми предприятиями при применении упрощенной системы налогообложения, и налоги и сборы, не уплачиваемые малыми предприятиями………………………………………...
Приложение В. Сравнительная таблица условий применения преференций и льгот……………………………………………………………
Приложение Г. Условия предоставления налогового кредита для субъектов малого бизнеса в различных странах в 2007-2008гг…………
Приложение Д. Налоговая нагрузка на плательщиков - субъектов малого предпринимательства за период с 2009 года по октябрь 2011 года……………………………………………………………..
4

Работа содержит 1 файл

диплом наташа.doc

— 1.66 Мб (Скачать)

В целях совершенствования  системы административной ответственности за правонарушения в экономической сфере предлагается:

  • применять санкции лишь за нарушения, повлекшие нанесение экономического ущерба государству;
  • исключить применение мер ответственности за нарушение формальных процедур или сроков их исполнения;
  • применять судебный порядок взыскания денежных средств;
  • применять наложение ареста на счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в банках;
  • приостановление операций по счетам и самой коммерческой деятельности.

Предлагается также  отменить обязательные нижние пределы санкций по отдельным статьям (с сохранением применения общих минимальных размеров штрафов),  а так же существенно снизить верхние границы штрафов.

Для стимулирования имущественных  отношений предлагается предоставить субъектам малого бизнеса право выкупа по остаточной стоимости имущества, арендуемого ими в течение трех и более лет для осуществления производства товаров (выполнения работ, оказания услуг). Неликвидное имущество, реализовать которое не удалось иными, предусмотренными действующим законодательством способами по причине отсутствия спроса, следует, по мнению разработчиков документа, продавать через аукцион без объявления начальной цены.

Для индивидуальных предпринимателей предлагается предоставить  возможность  привлечения до трех наемных работников, не относящихся к членам семьи и близким родственникам, а также законодательно определить субъектов семейного предпринимательства и условия их деятельности.

В системе налогообложения  предполагается исключить практику повышения налоговых платежей; введения новых видов налогов, сборов и платежей в течение ближайших трех лет.

 

 

2 Характеристика налогообложения малого бизнеса в Республике Беларусь

 

2.1 Формирование системы налогообложения малого предпринимательства

 

 

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль. Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др. Малые предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В то же время субъектам  малого предпринимательства свойственны  и определенные недостатки, среди  которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. Практика деятельности малых фирм свидетельствует о том, что наличия одного предпринимательского опыта и хватки недостаточно. В современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко владелец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса. Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

Влияние мирового финансового  кризиса влияет на необходимость оказания государством помощи в отношении малого предпринимательства. Несмотря на существование ряда нормативных правовых актов в данной сфере, реальный эффект субъектами малого предпринимательства ощущается слабо.

Необходимо отметить, что специальной регистрации  индивидуальных предпринимателей и  юридических лиц в качестве субъектов  малого предпринимательства или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных органов не требуется.

Указом Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 N 255 "О некоторых  мерах государственной поддержки  малого предпринимательства" была существенно упрощена классификация субъектов малого предпринимательства, а также выделена новая категория – микроорганизации (в проекте Закона Республики Беларусь "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" от 16.10.1996 N 685-XIII такая категория субъектов малого предпринимательства со средней численностью работников, не превышающей 10 человек, была предусмотрена, однако в принятой редакции отсутствовала). До 01.07.2009 года к субъектам малого предпринимательства относились юридические лица и предприниматели, осуществлявшие свою деятельность без образования юридического лица, со среднесписочной численностью работников:

- в промышленности и на транспорте – до 100 человек;

- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – до 60 человек;

- в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;

- в других отраслях  производственной сферы, общественном  питании, бытовом обслуживании  населения и розничной торговле – до 30 человек;

  • в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.

         С 01.07.2009 года согласно пункту 1 Указа Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 N 255 "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства" действует следующая классификация субъектов малого предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
  •   микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

- малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

Упрощение классификации  и установление единого предельного  количества работников позволят получить государственную финансовую поддержку большему числу субъектов малого предпринимательства.

Субъектам малого предпринимательства  на добровольной основе предоставляется  право выбора системы налогообложения, учета и отчетности. Кроме того, возможен как переход к упрощенной системе налогообложения, так и возврат к ранее принятой системе. Под действие упрощенной системы налогообложения попадают: индивидуальные предприниматели и организации с предельной численностью работающих (включая организацию работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. При этом, предельная численность работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях. К субъектам упрощенной системы налогообложения не относятся: организации, занятые производством подакцизной продукции; организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий; кредитные организации; страховые организации; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; организации игорного и развлекательного бизнеса; хозяйствующие субъекты других категорий, для которых установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Малое предпринимательство, к сожалению, как и раньше, развивается на территории республики весьма неравномерно. Больше половины всех малых предприятий находится в городе Минске, остальная часть тяготеет к областным центрам и другим крупным городам. Недостаточно развит данный сектор экономики в малых городах и сельской местности. Вместе с тем именно для этих типов населенных пунктов в наибольшей степени характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга и т.д.

"Малый бизнес в  силу своей специфики имеет региональную направленность, т.к. исходит из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малые предприятия могут рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики... Следовательно, местные органы должны определять основные проблемы районов, решение которых связано с активизацией малого бизнеса, и выявлять имеющийся для этого потенциал".

Последние изменения в порядке исчисления налогов, которые позволили плательщикам, в том числе субъектам малого предпринимательства, почувствовать уменьшение налогового бремени, произошли с 1 января 2011 г. Налоговый период по налогу на прибыль с 2011 г. увеличился до календарного года. Уплата этого налога производится теперь ежеквартально текущими платежами, рассчитанными исходя из результатов деятельности плательщика за предшествующий налоговый период либо из предполагаемой по итогам текущего периода суммы налога.

Существенно упростился с 2011 г. порядок применения льготы по налогу на прибыль в связи с финансированием капитальных вложений.

Претерпел изменения порядок уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Эти изменения коснулись исключения отдельных объектов налогообложения, исчисления налога при реализации приобретенных на стороне товаров ниже цены приобретения (остаточной стоимости), выбора плательщиком отчетного периода, осуществления авансовых платежей по НДС и акцизам. Для целей стимулирования экспорта белорусских товаров и применения нулевой ставки НДС упрощены процедуры подтверждения такого права, а также с 60 до 180 дней увеличен срок документального подтверждения вывоза товаров и продуктов переработки давальческого сырья за пределы страны.

Сокращено число объектов налогообложения экологическим налогом. На 2% снижены ставки налога при расчете доплаты единого налога в зависимости от размера выручки, а также сам порог выручки (с 20- до 30-кратной суммы единого налога).

Все это позволит существенно уменьшить  налоговую нагрузку. Предположительно она составит в 2011 году 27,1% к ВВП. Такая работа налоговой службы выгодна и для плательщиков, и для бюджета. В январе - марте 2011 г. поступления в бюджет от субъектов предпринимательства составили 8894,5 млрд руб. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года поступления составляли лишь 7062,1 млрд руб.

Мировой опыт свидетельствует о  том, что малый бизнес выступает  важнейшим фактором экономического и социального развития. Именно субъекты малого предпринимательства зачастую выступают носителями инноваций, новых видов продукции и технологий, т.е. поддерживают те тенденции, которые обрели в настоящее время серьезное значение для нашей страны.

Что касается количества, то в январе – марте 2011 г. в стране насчитывалось почти 325 тыс. субъектов малого предпринимательства, от которых поступило в бюджет 1741,4 млрд руб., что составляет примерно 5,4 млн руб. на одного плательщика.

Основополагающим принципом  налогообложения является принцип справедливости, предполагающий равные условия для налогоплательщиков, но субъекты малого предпринимательства зачастую нуждаются в определенных мерах поддержки. Для этих целей разработаны и действуют специальные режимы налогообложения. Такие режимы, как, например, упрощенная система налогообложения (УСН), не предполагают деления плательщиков на "любимых" и "нелюбимых", но дают возможность более эффективного роста и развития субъекта хозяйствования. Воспользоваться специальным режимом налогообложения или применять общий порядок налогообложения - выбор остается за самим плательщиком.

УСН весьма популярна  среди субъектам малого предпринимательства. В 2010 г. ею пользовались 42921 малых предприятий, 61320 индивидуальных предпринимателей. Поступления составили 1306,3 млрд руб., удельный вес поступлений в бюджете от таких плательщиков постоянно увеличивается: в 2010 г. он вырос на 1% и составил 3,8%.

Ставки налога при  УСН исчисляются от валовой выручки  и в зависимости от того, уплачивает ли организация НДС или не уплачивает, реализует ли товары и услуги за пределы Беларуси, составляют соответственно 8, 6 и 3 процентных пункта. Разработаны удобные формы представления налоговой отчетности.

2011 – это первый год пятилетия и год реализации Директивы № 4. Основной целью бюджетно-финансовой и налоговой политики до 2015 г. является повышение конкурентоспособности применяемой в республике налоговой системы. Предусматривается дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику путем уменьшения налогового давления на прибыль и фонд заработной платы. Важными направлениями налоговой политики становятся введение общепринятого в мировой практике механизма переноса убытков на будущие периоды, расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения, продолжится работа по совершенствованию налогового администрирования, в том числе за счет расширения сферы применения системы электронного налогового декларирования.

Информация о работе Специальные налоговые режимы