Специальные налоговые режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:29, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: на основе анализа методологических основ государственного регулирования малого бизнеса Республики Беларусь в современных рыночных условиях выработать практические рекомендации по совершенствованию финансовых отношений с целью реализации государственной поддержки данного сектора экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1 Методологические основы налогообложения малого бизнеса…………………………………………………………………………….
1.1 Сущность, содержание налогов, принципы налогообложения малого предпринимательства……………………………………………………………
1.2 Эволюция налогообложения малого предпринимательства………………
1.3 Механизм налогообложения малого бизнеса……………………………………………………..……………………..
2 Характеристика налогообложения малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Формирование системы налогообложения малого предпринимательства…...…………………………………………………….....
2.2 Анализ налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса (на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Дзержинскому району) …………………………………………
3 Направления совершенствования налогообложения малого бизнеса……………………………………………………………………….……
3.1 Проблемы в сфере налогообложения малого бизнеса …………………….
3.2 Налоговое стимулирование малого бизнеса………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение А. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса в различных странах………………………………….
Приложение Б. Перечень налогов и сборов, уплачиваемых малыми предприятиями при применении упрощенной системы налогообложения, и налоги и сборы, не уплачиваемые малыми предприятиями………………………………………...
Приложение В. Сравнительная таблица условий применения преференций и льгот……………………………………………………………
Приложение Г. Условия предоставления налогового кредита для субъектов малого бизнеса в различных странах в 2007-2008гг…………
Приложение Д. Налоговая нагрузка на плательщиков - субъектов малого предпринимательства за период с 2009 года по октябрь 2011 года……………………………………………………………..
4

Работа содержит 1 файл

диплом наташа.doc

— 1.66 Мб (Скачать)

 

 

1.2 Эволюция налогообложения малого предпринимательства

 

 

История налогов   насчитывает   тысячелетия.   По   словам   английского   ученого-экономиста С.Паркинсона: «Налогообложение старо, как мир, и его начальная  форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход купцов и путешественников». В развитии налогообложения можно выделить несколько этапов, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.

 

В экономической литературе отмечается, что исходным пунктом предпринимательства исторически является товарное производство с его преимущественной ориентацией на рынок. Но при этом обычно опускаются два важнейших критерия предпринимательства – это частная (коллективная) собственность на средства производства и наемный труд. Государственное предпринимательство основано на государственной собственности.

В период становления товарного производства предпринимательство играло подчиненную, вспомогательную роль, а его функциональное содержание ограничивалось поиском сфер приложения капитала. Доминирующими признаками предпринимательства были высокая степень риска и, соответственно, стремление к максимизации прибыли. Предпринимательская функция являлась монополией собственника, определяющего все стороны своей деятельности и возлагающего на себя полную ответственность за ее результаты. С переходом к индустриальной стадии производства приоритетной сферой приложения предпринимательства становятся отрасли материального производства [1, с. 111].

Мировая история свидетельствует, что эффективное развитие рыночных отношений невозможно без предпринимательства, которое является неотъемлемой, необходимой  составляющей развитой системы хозяйствования. Предприниматель – это центральная фигура функционирования и развития рыночного хозяйства.

Анализ истории экономической  мысли показывает, что цельной  теории современного предпринимательства  пока не создано, несмотря на значительные теоретические разработки в этой области. До сего дня отсутствует даже общепринятое определение предпринимательства. Как отмечал известный американский экономист П.Ф. Друкер, «прошло уже много лет с тех пор, когда Сей ввел в оборот этот термин, а мы еще все продолжаем путаться в определениях «предприниматель» и «предпринимательство» [18, с. 102].

Однако эти понятия  использовались еще в античные времена. Так, в римском праве предпринимательство  рассматривалось как занятие, дело, деятельность, а под предпринимателем подразумевался арендатор.

История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своем заводе.

С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская компания для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 году, была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 году - голландская Ост-Индская компания, в 1670 году - компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.

В конце XVII в. возникают  первые акционерные банки. Так, в 1694 году был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 году - Банк Шотландии. В конце XVIII и начале XIX вв. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах.

Главным направлением экономической теории и практики в                          XV-XVII вв. был меркантилизм. Началом всякого предпринимательства, по мнению его представителей, являются деньги, которые превращаются в денежный капитал, когда владелец нанимает на них рабочих, покупает товары для обработки или перепродажи. Этот факт лежит в основе меркантилизма. Его сутью и целью было привлечение в страну драгоценных металлов и денег. Торговая деятельность предпринимателя-коммерсанта в этих условиях огромна. От него, в конечном счете, зависит благосостояние общества и благополучие каждого человека. Не случайно А. Монкретьен сравнивал купечество с насосом, который накачивает богатства в страну. По мере совершенствования экономики меркантилисты все большее внимание стали уделять промышленнику.

Представители классической школы объясняли происхождение предпринимательской прибыли как часть неоплаченного труда рабочего, исходя из того, что всякая стоимость создается трудом. Например, А. Смит считал, что «при обмене готового товара на деньги, на труд или другие продукты, помимо оплаты цены материалов, должна быть еще некоторая сумма для прибыли предпринимателя, рискующего своим капиталом в этом деле. Поэтому стоимость, которую рабочие прибавляют к стоимости материалов, распадается на две части, из которых одна идет на оплату их заработной платы, а другая на оплату прибыли их предпринимателя».

Историю исследования предпринимательства следует начинать с работ английского экономиста XIX века Р. Кантильона, который рассматривал предпринимательство как отношение  субъектов рынка по поводу купли и продажи товаров, отмечая при этом важность таких способностей, как умение предвидеть события, принимать взвешенный риск и отвечать за последствия принимаемых решений. Но уже А. Смит связывал предпринимательство преимущественно с производственной деятельностью, рассматривая его как средство получения дохода путем производства товаров на продажу.

Известные американские ученые Р. Хизрич и М. Питерс дают такое  определение предпринимательству: «предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым».

Таковы самые общие  представления о понятии предпринимательства, которое имеет ряд приведенных черт экономической категории. Важнейшими из них можно назвать следующие:

  •     товарный (ориентация на рынок) характер трудовой (производственной   и непроизводственной) деятельности;
  •     наличие собственника данного производства;
  •     наличие доходности (прибыльности) данной формы деятельности.

Эти черты являются основополагающими для любой  формы предпринимательской деятельности.

Рассмотрим  роль малого предпринимательства в  современной рыночной экономике. В  белорусской истории малого бизнеса выделяют следующие этапы:

1) Первый  этап (1985 – 1987 гг.).

Характерно  зарождение и деятельность центров  научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

2) Второй  этап (1987 – 1988 гг.).

Сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство  приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом «кооперативного движения». Он  послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия. Именно в это время появились налоги и механизмы их взимания. Возникновение налогов в их нынешнем понимании относится к периоду становления первых государств. Необходимость содержания государства и его институтов обусловила возникновение налогов.

3) Третий  этап (1989 – 1990 гг.).

Этот период связан с принятием законодательных  актов, направленных на активизацию  малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой  приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности белорусской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как белорусскую особенность малого предпринимательства.

4) Четвертый  этап (1991 – 1992 гг.).

Характерны  коммерциализация и появление среднего бизнеса. Произошли коренные изменения  в отношении государства к  развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

1992 год характеризовался  самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой – к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита.

Статистические  данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера народного образования (2,8 раза) [36, с. 166].

В то же время  в 1992 г. в общей структуре белорусского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли малых предприятий в сфере материального производства.

По широко распространенному мнению, модель шоковой  терапии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ малые предприятия продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важнейшими функциями малых предприятий в условиях шоковой терапии стало обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Феноменальный рост числа малых предприятий в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.

Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у белорусского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию белорусского общества, группируясь в нишах обслуживания как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками стали возникать элитные магазины, владельцы и работники которых нередко начинали с «челночной» деятельности.

К позитивной роли торговой и посреднической деятельности малых предприятий следует отнести и их участие в создании новых хозяйственных связей. Инициированная либерализацией цен и рядом других факторов (сдача позиций военно-промышленного комплекса, утрата рынков стран Восточной Европы и пр.) полная «закупорка» ранее сложившихся каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей открыла широкое поле для деятельности малых фирм по снабжению и сбыту продукции. Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме нужен новый технологический каркас экономики с соответствующими рыночными, высокоэффективными каналами движения товаров от производителей к потребителям. В стратегическом плане задача создания такого каркаса малому бизнесу не по силам, так как требует многих лет и огромных капитальных вложений.

Однако  малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой системе внутрикооперационных связей в белорусской экономике. Кроме того, он выполнял роль демпфера, спасающего многие предприятия от немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все же работавших хозяйственных связей.

Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей республике в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании с развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий и организаций, с надеждой на получение высоких доходов от достаточно простых видов работ и услуг не могли не породить крупномасштабного грюндерства. Подобное грюндерство объясняется не столько экономическими причинами, сколько общими законами социальной психологии в их приложении к очевидной для Беларуси ситуации кардинального общественного перелома.

Именно  этим объясняется феномен бурного  появления многочисленных частных мелких фирм в условиях очень быстрого свертывания какого-либо спроса на научную продукцию из-за острейшего инвестиционного кризиса, спада инновационной активности и фантастического дефицита бюджетов всех уровней.

5) Пятый  этап (1993 – 1994 гг.).

Этот период стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Информация о работе Специальные налоговые режимы