Специальные налоговые режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:29, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: на основе анализа методологических основ государственного регулирования малого бизнеса Республики Беларусь в современных рыночных условиях выработать практические рекомендации по совершенствованию финансовых отношений с целью реализации государственной поддержки данного сектора экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1 Методологические основы налогообложения малого бизнеса…………………………………………………………………………….
1.1 Сущность, содержание налогов, принципы налогообложения малого предпринимательства……………………………………………………………
1.2 Эволюция налогообложения малого предпринимательства………………
1.3 Механизм налогообложения малого бизнеса……………………………………………………..……………………..
2 Характеристика налогообложения малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Формирование системы налогообложения малого предпринимательства…...…………………………………………………….....
2.2 Анализ налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса (на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Дзержинскому району) …………………………………………
3 Направления совершенствования налогообложения малого бизнеса……………………………………………………………………….……
3.1 Проблемы в сфере налогообложения малого бизнеса …………………….
3.2 Налоговое стимулирование малого бизнеса………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение А. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса в различных странах………………………………….
Приложение Б. Перечень налогов и сборов, уплачиваемых малыми предприятиями при применении упрощенной системы налогообложения, и налоги и сборы, не уплачиваемые малыми предприятиями………………………………………...
Приложение В. Сравнительная таблица условий применения преференций и льгот……………………………………………………………
Приложение Г. Условия предоставления налогового кредита для субъектов малого бизнеса в различных странах в 2007-2008гг…………
Приложение Д. Налоговая нагрузка на плательщиков - субъектов малого предпринимательства за период с 2009 года по октябрь 2011 года……………………………………………………………..
4

Работа содержит 1 файл

диплом наташа.doc

— 1.66 Мб (Скачать)

Размер налоговых поступлений  от субъектов малого предпринимательства, состоящих на учете в  инспекции МНС Республики Беларусь по Дзержинскому району в динамике можно проанализировать на основе данных рисунка 2.7 и рисунка 2.8:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.7 — Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства (организации), состоящих на учете в ИМНС РБ по Дзержинскому району

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [39].

 

Налоговые поступления  от организаций – плательщиков применяющих  общеустановленную систему налогообложения  возросли в 2010 году на 5 323,736 млн руб. или 34,53 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 11 468,371 млн руб. или 55,3 %. Налоговые поступления от  плательщиков применяющих УСН возросли в 2010 году на 4 301,882 млн руб. или 34,22 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 9 148,971 млн руб. или 54,22 %. Налоговые поступления от плательщиков, уплачивающих единый налог для производителей с/х продукции, возросли в 2010 году на 16,775  млн руб. или 102,86 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 90,121 млн руб. или 50,11 % (рисунок 2.7).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.8 — Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства (индивидуальные предприниматели), состоящих на учете в ИМНС РБ по Дзержинскому району

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [39].

 

Налоговые поступления от индивидуальных предпринимателей – плательщиков уплачивающих единый налог возросли в 2010 году на 643,630 млн руб. или 73,72 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 431,542 млн руб. или 28,45 %. Налоговые поступления от  плательщиков, применяющих общеустановленную систему налогообложения, упали в 2010 году на 307,786 млн руб. или 16,18 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году возросли на 126,390 млн руб. или 7,92 %. Налоговые поступления от плательщиков, применяющих УСН, возросли в 2010 году на 61,119  млн руб. или 5,88 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 353,037 млн руб. или 31,61 % (рисунок 2.8).

На основе данных, представленных на рисунке 2.9 (организации) проанализируем налоговую нагрузку на субъекты малого предпринимательства, состоящих на учете в инспекции МНС Республики Беларусь по Дзержинскому району.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.9 — Налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства (организации), состоящих на учете в ИМНС РБ по Дзержинскому району

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [39].

 

Налоговая нагрузка на плательщиков, применяющих общеустановленную систему налогообложения, снизилась в 2010 году на 3,59 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 1,18 %. Налоговая нагрузка на  плательщиков, применяющих УСН, снизилась в 2010 году на 4,88 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 0,84 %. Налоговая нагрузка на плательщиков, уплачивающих единый налог для производителей с/х продукции, снизилась в 2010 году на 5,51 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 0,72 % (рисунок 2.9). 

На основе данных, представленных на рисунке 2.10 (индивидуальные предприниматели) проанализируем налоговую нагрузку на субъекты малого предпринимательства, состоящих на учете в инспекции МНС Республики Беларусь по Дзержинскому району.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.10 — Налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства (индивидуальные предприниматели), состоящих на учете в ИМНС РБ по Дзержинскому району

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [39].

 

Налоговая нагрузка на индивидуальных предпринимателей – плательщиков, уплачивающих единый налог, возросла в 2010 году на 0,98 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 1,05 %. Налоговая нагрузка на плательщиков, применяющих общеустановленную систему налогообложения, снизилась в 2010 году на 2,7 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 0,91 %. Налоговая нагрузка на плательщиков, применяющих УСН, снизилась в 2010 году на 0,87 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 0,09 % (рисунок 2.10).

В связи с проводимыми  государством реформами в сфере  налоговой, кредитной политики, наблюдается  рост количества субъектов малого бизнеса. Это происходит также в связи с тем, что государство разрабатывает программы по поддержке малого предпринимательства. В соответствии с проведенным анализом количества плательщиков, состоящих на учете в ИМНС Республики Беларусь по Дзержинскому району, большинство применяет упрощенную систему налогообложения, что свидетельствует о положительном влиянии закрепленных норм.

 

 

 

 

3 Направления совершенствования налогообложения малого бизнеса

 

3.1 Проблемы  в сфере налогообложения малого  бизнеса

 

 

В аспекте проведения эффективной налоговой политики большое значение имеет обоснование той оптимальной доли изъятий доходов предприятий в бюджет, при которой достигается сочетание интересов государства и плательщиков и которая не препятствует экономическому прогрессу. Эмпирическим путём установлено, что если уровень налоговой нагрузки на доходы предприятий превышает 35 %, то возникают стагнация производства, затем его спад, так как сокращаются капитальные вложения и нарушается воспроизводственный цикл. С учётом данного положения анализ уровня налогового давления на экономику, его оценка и обоснованные выводы имеют важнейшее значение для принятия эффективных решений в вопросах налоговых отношений. В опубликованных разными ведомствами аналитических материалах приводятся цифровые данные о размерах налоговых изъятий в государственный бюджет и во внебюджетные фонды. Но если ориентироваться даже на наименьшие из них, представленные Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, то налоговая нагрузка остается на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствует и динамика данного показателя.

Таким образом, важным отличием налоговой системы Республики Беларусь являются существенные расхождения  в налоговой структуре. Если в  экономически развитых странах основная доля доходов бюджета (от 50 до                          70 %) приходится на прямые налоги (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование и имущественные налоги), то в РБ основную долю доходов бюджета (70-75 %) составляют косвенные налоги (НДС, акцизы), то есть налоги на потребление, многие из которых оказывают наиболее сильное искажающее давление на производство и инвестиции [35, c. 21].

Учитывая способы и  возможности переложения налогов, нельзя считать прямые налоги более  эффективными или полезными для экономики, чем косвенные. Тем не менее, прямые налоги позволяют сглаживать колебания экономической конъюнктуры без внесения изменений в налоговое законодательство. Их высокая доля в налоговой структуре как раз и делает налоговые системы экономически развитых стран высокоэластичными и более нейтральными по отношению к экономике.

Кроме того, применяемые  в этих системах модели косвенных  налогов (а это только НДС или  идентичный ему налог с розничных  продаж, а  в США и акцизы) также  построены таким образом, чтобы не мешать, а способствовать росту производства и инвестиций, и никогда не предусматривают в качестве объекта налогообложения общую стоимость продаж (выручку от реализации).

Таким образом, налоговая  система Республики Беларусь пока имеет в своей основе малоэффективный налоговый механизм, который, опираясь на преобладание косвенной формы налогообложения, высокие налоговые ставки и уровень изъятия доходов, неравномерность распределения налогового бремени, сужающуюся налоговую базу, с одной стороны, недостаточно обеспечивает требуемую доходность бюджета, а с другой – отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.

Совершенствование налогов  в разных государствах является непрерывным  процессом, обусловленным изменениями экономических условий. Стабильными остаются лишь налоговые традиции. Корректировке периодически подвергаются налогооблагаемая база, ставки налогов, льготы. Иными словами, налоговые системы являются отражением налоговой политики государств, которая проводится в реальных экономических условиях и должна быть максимально эффективной.

Трансформация налоговой  системы в Республике Беларусь осуществляется на стадии расширения рыночных отношений. Это и должно стать отправным  пунктом при проведении налоговой политики.

Поэтому первый этап реконструкции  налоговой системы связывается  с преобразованием собственности, развитием малого и среднего предпринимательства, воздействием на платёжеспособный спрос  и цены. Задача, в принципе, состоит  в том, чтобы, во-первых, сформировать контингент реальных налогоплательщиков, получающих доход от предпринимательской деятельности и отдающих часть его на государственные нужды; во-вторых, создать условия расширения налоговой базы; в-третьих, усовершенствовать налоговый механизм таким образом, чтобы он обеспечивал полноту и своевременность перечислений платежей в бюджет, делал невыгодным уклонение от налогов. Основной целью на этом этапе является воздействие налогового механизма на стабилизацию экономики.

Одновременно  в целях укрепления финансовой системы государства необходимо реализовать комплекс мер по оптимизации всех государственных обязательств, повышению результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Главной задачей в этой области является завершение программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций.

Государство должно сконцентрировать ресурсы на выполнении своих базовых функций, обеспечить устойчивость бюджетной системы, а также прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результатов бюджетных расходов.

Развитие налогов определяется таким объективным фактором, как необходимость государственного вмешательства в процесс формирования всех производственных отношений.

Противоречие между  потребностями в налоговых доходах  и возможностях их получения является основным при формировании налоговых  систем всех государств.

Для того чтобы по возможности  устранить существующие недостатки налогообложения республики необходимо придерживаться принципов рациональной налоговой политики:

- простота. Установление  налога и его сбор не должны  сопровождаться применением многочисленных форм отчетности и увеличением работы бухгалтерских служб предприятия.

- фискальная эффективность.  Расходы государства и налогоплательщиков, связанные с взиманием налогов  должны быть многократно меньше  сумм налоговых поступлений. Хотя проблема усовершенствования и минимизации расходов по сбору налогов не является главной, о ней нельзя забыть, так как, совершенствуя эту стадию обращения налоговых средств, повышая ее эффективность, можно усовершенствовать в целом весь процесс сбора налогов. Кроме того, необходимо максимизировать общую сумму доходов от налогов, а не ставки последних. Это требование совершенно справедливо, так как достижение максимальной справедливости достигается в большинстве случаев путем качественного скачка (совершенствование процесса сбора налогов, устранение возможностей к неуплате), а не количественного увеличения.

- блокирование тенденции  к уклонению от уплаты налогов.  При введении того или иного  налога и установлении процедур  его взимания необходимо обеспечить  невозможность уклонения от его уплаты.

- универсальность. Ставки  налогообложения и нормативы  распределения доходов между  бюджетами разного уровня должны  быть максимально унифицированы,  подходить для различных категорий  налогоплательщиков. В последнее  время одной из актуальных проблем налогообложения выявляются проблемы распределения налоговых сборов в особенности между бюджетами различных уровней по вертикали. Здесь можно выделить тяжелейшую проблему задержек платежей, зарплат, вследствие намеренных задержек при переводе средств, поэтому даже имея более или менее приемлемую тактику сбора налогов мы сталкиваемся с проблемой распределения.

-защищенность доходов  не только бюджета, но и плательщиков от инфляции. Действующая система налогообложения учитывает фактор инфляции только в интересах бюджета.

Важную роль в налогообложении  предпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса играет налог на прибыль, и поэтому для  определения основных направлений  совершенствования механизма налогообложения  предпринимательской деятельности необходимо изучение основных путей оптимизации налогообложения прибыли, учитывая, что традиционно рычагами налогового регулирования считаются два основных инструмента налоговой системы: ставки и льготы.

Основными характеристиками новой налоговой системы должны стать либеральность, нейтральность и справедливость налоговой реформы. Достижение этих качественных характеристик невозможно без отмены многочисленных необоснованных и бессистемных льгот, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других.

Информация о работе Специальные налоговые режимы