Специальные налоговые режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:29, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: на основе анализа методологических основ государственного регулирования малого бизнеса Республики Беларусь в современных рыночных условиях выработать практические рекомендации по совершенствованию финансовых отношений с целью реализации государственной поддержки данного сектора экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1 Методологические основы налогообложения малого бизнеса…………………………………………………………………………….
1.1 Сущность, содержание налогов, принципы налогообложения малого предпринимательства……………………………………………………………
1.2 Эволюция налогообложения малого предпринимательства………………
1.3 Механизм налогообложения малого бизнеса……………………………………………………..……………………..
2 Характеристика налогообложения малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Формирование системы налогообложения малого предпринимательства…...…………………………………………………….....
2.2 Анализ налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса (на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Дзержинскому району) …………………………………………
3 Направления совершенствования налогообложения малого бизнеса……………………………………………………………………….……
3.1 Проблемы в сфере налогообложения малого бизнеса …………………….
3.2 Налоговое стимулирование малого бизнеса………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение А. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса в различных странах………………………………….
Приложение Б. Перечень налогов и сборов, уплачиваемых малыми предприятиями при применении упрощенной системы налогообложения, и налоги и сборы, не уплачиваемые малыми предприятиями………………………………………...
Приложение В. Сравнительная таблица условий применения преференций и льгот……………………………………………………………
Приложение Г. Условия предоставления налогового кредита для субъектов малого бизнеса в различных странах в 2007-2008гг…………
Приложение Д. Налоговая нагрузка на плательщиков - субъектов малого предпринимательства за период с 2009 года по октябрь 2011 года……………………………………………………………..
4

Работа содержит 1 файл

диплом наташа.doc

— 1.66 Мб (Скачать)

В экономически развитых странах налоги с субъектов малого бизнеса чаще всего взимаются  по прогрессивной шкале, что соответствует принципу социальной справедливости. Взносы социального характера и имущественные налоги носят, как правило, пропорциональный характер. При этом самыми несправедливыми можно считать косвенные налоги, т.е. таможенные пошлины, НДС и акцизы, так как они полностью перекладываются через ценообразование на конечного потребителя, независимо от уровня его доходов. Таким образом, установление социальных приоритетов при активизации налогового стимулирования субъектов малого бизнеса (уменьшение налоговой базы, применение вычетов) приводит к сокращению поступлений в бюджет, что идентично расходам бюджета на социальную сферу [26, с. 28].

Анализ международного опыта и белорусской практики налогового стимулирования малого бизнеса показывает, что в настоящее время для Беларуси еще нехарактерен комплексный подход к формированию действенных стимулов хозяйственной деятельности малого бизнеса, а существующие нормы (положения) налогового законодательства относительно малоэффективны.

Рассмотрим международную  практику применения налоговых стимулов малого бизнеса. Для оценки созданных и различных странах налоговых стимулов малого бизнеса в мировой практике используется показатель B-index. Последний определяется как дисконтированный доход организации до уплаты налогов, необходимый для покрытия первоначальных расходов и уплаты налога на прибыль организации (формула (3.1)):

 

B-index = (1 – НСп*ПрСтоимпрефер)/(1 – НСп), (3.1)

 

где НСП— ставка налога на прибыль субъектов малого бизнеса;

ПрСтоимпрефер — приведенная стоимость амортизации и налоговых      

преференций для хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса.

 

Рассматриваемый индекс показывает, каков удельный вес собственных  финансовых ресурсов субъектов малого бизнеса в единице расходов на инновации. Производным является показатель налоговых субсидий на хозяйственную деятельность, который свидетельствует о степени участия государства в инновациях путем предоставления хозяйствующим субъектам налоговых преференций. Данный показатель рассчитывается по формуле (3.2):

 

Показатель налоговых субсидий= 1 – B-index (3.2)

 

Чем выше значение показателя налоговых субсидий, тем больше стимулов государство предоставляет для хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса. Проведенный анализ выявил, что, если судить по этому показателю, то в России и Беларуси фактически происходит налоговое дестимулирование, что характерно и для некоторых государств Западной Европы. Сопоставление России и Беларуси с другими странами (Бразилия, Индия, Китай) показывает, что у нас имеются наихудшие налоговые условия для хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса. Данная ситуация проиллюстрирована рисунком 3.1.

В западных странах еще  с 1950-1960 гг. активно применялась система налоговых льгот для субъектов малого бизнеса, позволявших бизнесу наращивать инвестиции в основной капитал и увеличивать собственные расходы. Сегодня в ведущих промышленных странах применяются различные виды налоговых льгот для субъектов малого бизнеса, стимулирующих хозяйственную деятельность, – от исследовательского и инвестиционного налогового кредита до целевых инвестиционных и инновационных налоговых льгот, предоставляемых под выполнение важных заказов, программ и проектов по созданию, внедрению и использованию результатов НИОКР для реконструкции производства.

 

 

Рисунок 3.1 ¾ Показатель налоговых субсидий на единицу расходов в 2008 г.

Примечание ¾ Источник: [26, с. 30].

 

Как было указано выше, в мировой практике, как показало проведенное нами исследование, к основным механизмам налогового стимулирования для субъектов малого бизнеса относятся:

- налоговый кредит;

- увеличение вычетов  из налоговой базы по налогу на прибыль;

- ускоренная амортизация.

Рассмотрим указанные  механизмы подробнее.

1) Налоговый кредит является прямым вычетом из суммы налога на прибыль для субъектов малого бизнеса. Величина предоставляемого налогового кредита в разных странах определяется исходя из различных критериев (показателей). Так, например, величина налогового кредита для субъектов малого бизнеса для осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ определяется следующими критериями:

  • объем расходов на НИОКР;
  • динамика роста расходов на НИОКР;
  • комбинация предыдущих критериев.

При исчислении данных показателей  каждое государство устанавливает свой перечень признаваемых расходов для субъектов малого бизнеса. К последним могут относиться:

- текущие расходы (заработная  плата, аренда, коммунальные расходы);

- стоимость машин и  оборудования;

- стоимость зданий;

- амортизация машин  и оборудования;

- амортизация зданий.

В таблице 3.1 рассмотрены условия предоставления налогового кредита во Франции для малого предприятия.

 

Таблица 3.1 ¾ Условия предоставления налогового кредита во Франции для малого предприятия

 

Показатели

Код строки

Сумма, евро

Расходы, всего

B

1200

из них расходы на НИОККР

C

1000

Справочно: увеличение расходов на НИОКР в текущем периоде  по сравнению с среднегодовым  расходом на НИОКР за 2 предшествующих периода

C1

300

Налоговая база

D

30

Налог на прибыль (ставка 34,33 %)

E

200 (A-B)

Налоговый кредит, всего

F

68,66 (D*0,3433)

в том числе

 

25,5(G+H)

от объема расходов на НИОКР (5 %)

G

15(C*0,05)

от прироста расходов на НИОКР (45 %)

H

13,5(C1*0,45)

Налог к уплате

 

40,16 (68,66 - 28,5)


 

Примечание ¾ Источник: [12, с. 29].

 

Обращение к международному опыту показывает, что предоставление налогового кредита субъектам малого бизнеса в зависимости от динамики роста расходов на НИОКР стимулирует компании к более активному наращиванию этих затрат.  Вместе с тем в настоящее время наблюдается и тенденция отказа государства от предоставления налоговых кредитов, связанных с динамикой роста объемов затрат на НИОКР, и перехода к кредитам, основанным на конечном объеме расходов на НИОКР. Это связано с тем, что при предоставлении налоговых кредитов, базирующихся на конечном объеме затрат на НИОКР, существует возможность прогнозирования налоговых потерь для бюджетной системы.

Условия предоставления налогового кредита в различных  странах в 2007-2008гг. охарактеризованы в приложении Г.

2) Увеличение вычетов из налоговой базы по налогу на прибыль для субъектов малого бизнеса.

Стимулирующее воздействие  данной льготы заключается в том, что в расходы для целей  налогообложения принимается большая  сумма, чем реально осуществленные расходы.

Величина налогового вычета здесь базируется на тех же критериях (показателях), что и в случае с налоговым кредитом.

Условия предоставления вычетов из налогооблагаемой базы в  различных странах в 2007-2008 гг. охарактеризованы в таблице 3.2.

3) Ускоренная амортизация для субъектов малого бизнеса с экономической точки зрения сама по себе не является механизмом налогового стимулирования, а представляет собой лишь способ снижения убытков организации от инфляции – сумма начисленной за несколько лет амортизации основных средств значительно меньше их стоимости в год их приобретения. Некоторые страны практикуют для субъектов малого бизнеса списывание капитальных затрат и год приобретения основных средств.

 

Таблица 3.2 ¾ Условия предоставления вычетов из налогооблагаемой базы в различных странах в 2007-2008 гг.

 

Страна

Налоговый кредит по налогу на прибыль

Особые условия предоставления налогового кредита для малого и  среднего бизнеса

Расходы на НИОКР, учитываемые  при определении величины налогового кредита

от общего объема расходов на НИОКР, %

от величины прироста расходов на НИОКР, %

Австралия

125

175 (3 года)

 

ТР, МО

Австрия

125

(135 (3 года)

 

ТР

Бельгия

113,5

   

МО, З

Венгрия

200-400

   

ТР

Великобритания

125

 

150 % расходов на НИОКР

ТР

Дания

150

   

ТР

Чехия

200

   

ТР

где ТР - текущение расходы; МО - стоимость машин и оборудования; З - стоимость зданий; АМО - амортизация машин и оборудования; АЗ - амортизация зданий


 

Примечание ¾ Источник: [12, с. 30].

 

4) Другие налоговые стимулы для инновационной деятельности для субъектов малого бизнеса.

Кроме рассмотренных  выше льгот, мировой практике известны и другие меры налогового стимулирования для субъектов малого бизнеса. Так, в США к расходам при определении налоговой базы по налогу на прибыль относят и стоимость переданных безвозмездно объектов интеллектуальной собственности (патентов) в пользу университетов и других некоммерческих организаций. Допустимая величина безвозмездной передачи при этом ограничивается 10 % от налогооблагаемой прибыли субъектов малого бизнеса. Аналогичная практика существует в Австрии и Мексике.

Однако, при всей привлекательности существующих преференций для инновационной деятельности субъектов малого бизнеса предоставление налоговых льгот связано с определенными рисками, обусловленными неправомерным их использованием. В Германии, например, в середине 1990-х годов были отменены налоговые кредиты для субъектов малого бизнеса в связи с имевшими место злоупотреблениями ими [11, с. 22].

Также при рассмотрении проблем налогового стимулирования малого бизнеса нельзя забывать, что, предоставляя льготы для хозяйственной деятельности субъектам малого бизнеса, государство сокращает тем самым налоговые поступления в бюджетную систему. В этой связи возникает необходимость поддержания разумного баланса интересов экономики и бюджета.

Таким образом, в зарубежных странах вопросы налогового стимулирования субъектов малого бизнеса давно уже занимают почетное место в финансовом планировании государственного бюджета. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство субъектов малого бизнеса. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Таким образом, мы предлагаем следующие  мероприятия по налоговому стимулированию малого бизнеса:

В экономически развитых странах используются также и другие инструменты налогового стимулирования малого бизнеса:

- установление необлагаемого  налогом минимума доходов (прибыли);

- налоговые льготы  при осуществлении капитальных вложений;

- налоговые каникулы;

  • льготный режим налогообложения доходов от прироста стоимости капитала при долгосрочных инвестициях;
  • прямые налоговые вычеты (скидки) по определенным видам затрат субъектов малого бизнеса из налогооблагаемой прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В процессе исследования рассмотрен широкий спектр проблем, касающихся системы налогообложения малого бизнеса в Республике Беларусь. В частности, в работе исследована роль налогов в развитии и регулировании малого бизнеса; рассмотрены методологические подходы к налогообложению малого бизнеса в зарубежных странах; проанализирована действующая система налогообложения малого бизнеса в Республике Беларусь; произведен сравнительный анализ налогообложения предприятий малого бизнеса по общей и упрощенной системе налогообложения; рассмотрены вопросы совершенствования механизма налогообложения предприятий малого бизнеса.

Проведенное исследование позволяет сделать  следующие выводы.

1) Малый бизнес в Республике Беларусь представлен совокупностью мелких самостоятельных экономических субъектов рынка, которые в настоящее время не входят в состав монополистических объединений и не занимают в хозяйственном отношении к ним подчиненного или зависимого положения.

Малое предпринимательство  является неотъемлемым элементом экономической  системы развитых и транзитивных экономик. Данный сектор в условиях рынка определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта, является основным источником новых рабочих мест. Хозяйствующие субъекты этого сектора более мобильны, активно внедряют новые технологии, быстро реагируют на изменение конъюнктуры рынка. Все это способствует формированию конкурентной среды и повышению эффективности экономики государства. Современной теорией и международной практикой доказана существенная роль малых предприятий в экономическом и социальном развитии общества. Их деятельность содействует формированию равномерной и устойчивой экономики, расширению здоровой конкуренции хозяйственных субъектов.

2) Для оживления экономической деятельности используются такие формы финансового воздействия, как субсидирование капитальных вложений в промышленность, субсидирование цен в виде льготных тарифов на электроэнергию и воду для отдельных районов, льготные условия кредитования – займы под низкий процент, долгосрочные займы, дотации по кредитам. В некоторых странах, на территориях ряда муниципалитетов введена специальная бюджетная надбавка за каждое вновь созданное рабочее место наряду с применением налоговых льгот. Местные органы управления несут значительную долю расходов по подготовке рабочей силы для новых отраслей хозяйства. Кроме того, предприятия, самостоятельно, организующие подготовку и переподготовку своих рабочих и служащих, пользуются налоговыми льготами.

Информация о работе Специальные налоговые режимы