Специальные налоговые режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:29, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: на основе анализа методологических основ государственного регулирования малого бизнеса Республики Беларусь в современных рыночных условиях выработать практические рекомендации по совершенствованию финансовых отношений с целью реализации государственной поддержки данного сектора экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1 Методологические основы налогообложения малого бизнеса…………………………………………………………………………….
1.1 Сущность, содержание налогов, принципы налогообложения малого предпринимательства……………………………………………………………
1.2 Эволюция налогообложения малого предпринимательства………………
1.3 Механизм налогообложения малого бизнеса……………………………………………………..……………………..
2 Характеристика налогообложения малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Формирование системы налогообложения малого предпринимательства…...…………………………………………………….....
2.2 Анализ налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса (на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Дзержинскому району) …………………………………………
3 Направления совершенствования налогообложения малого бизнеса……………………………………………………………………….……
3.1 Проблемы в сфере налогообложения малого бизнеса …………………….
3.2 Налоговое стимулирование малого бизнеса………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение А. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса в различных странах………………………………….
Приложение Б. Перечень налогов и сборов, уплачиваемых малыми предприятиями при применении упрощенной системы налогообложения, и налоги и сборы, не уплачиваемые малыми предприятиями………………………………………...
Приложение В. Сравнительная таблица условий применения преференций и льгот……………………………………………………………
Приложение Г. Условия предоставления налогового кредита для субъектов малого бизнеса в различных странах в 2007-2008гг…………
Приложение Д. Налоговая нагрузка на плательщиков - субъектов малого предпринимательства за период с 2009 года по октябрь 2011 года……………………………………………………………..
4

Работа содержит 1 файл

диплом наташа.doc

— 1.66 Мб (Скачать)

6) Шестой этап. (1995г. – 2008г.).

К 1995 г. оказались  практически исчерпаны ниши и  возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо меняли направление своей деятельности. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии белорусского малого предпринимательства. Обозначился очередной этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа малых предприятий. Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.

Если в  Беларуси еще в 1992 – 1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в сфере малого бизнеса на уровне, колеблющемся около средней заработной платы по стране [36, с. 164-168].

7) Седьмой этап (2008г. – настоящее время).

Это новый  период развития налогообложения, когда  налоги становятся основным источником доходов государства. В этот период происходит формирование первых национальных налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги, законодательство, регулирующее налогообложение. В 2009 году принят впервые Налоговый кодекс Республики Беларусь.

1 июля 2010 года принят Закон Республики  Беларусь «О поддержке малого  и среднего предпринимательства». Данный законодательный акт комплексно регулирует вопросы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и направлен на определение правовых и организационных основ поддержки малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития.

    Отличительной особенностью данного периода является то, что реальная налоговая политика т.е. практика основывается на серьезных научных теориях, ведь ни одна солидная экономическая теория и школа не обошли своим вниманием вопросы налогообложения.

Так, в  частности, в качестве основных целей и принципов государственной политики в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Республики Беларусь Законом [37] определены обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, гласности и комплексного подхода при ее оказании, а также участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, их общественных объединений в формировании государственной политики в сфере поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Законодательство  о поддержке малого и среднего предпринимательства основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона, актов Президента Республики Беларусь, законодательных актов и иных актов законодательства.

К субъектам  малого предпринимательства относятся:

  1. индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
  2. микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
  3. малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно [31].

Средняя численность  работников субъектов малого предпринимательства - юридических лиц и субъектов среднего предпринимательства за календарный год определяется в установленном порядке как: списочная численность работников в среднем за год (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет); средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей; средняя численность лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам (в том числе заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму работников) [31].

Данная  численность работников определяется в целом по юридическому лицу, включая  филиалы, представительства и иные его обособленные подразделения.

Специальной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства  или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных  органов не требуется.

Субъектами  инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства являются центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства, основной целью деятельности которых является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности.

К иным организациям, осуществляющим поддержку субъектов  малого и (или) среднего предпринимательства, относятся Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, учреждения финансовой поддержки предпринимателей, общества взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.

Малый бизнес обеспечивает:

  1. увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта необратимости реформ;
  2. рост доходов граждан и в результате сглаживание диспропорций в благосостоянии;
  3. селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится школой самореализации;
  4. создание новых рабочих мест;
  5. формирование необходимых навыков работы на рынке и повышение квалификации;
  6. внедрение новых, зачастую рискованных проектов, ведущих к технологическим и организационным инновациям и росту современных наукоемких отраслей и производств;
  7. мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
  8. улучшения взаимосвязи между различными секторами экономики, повышению их мобильности и эффективности.

Частный бизнес – это новые знания и технологии, новые возможности и прибыли.

          Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в т. ч. путем привлечения иностранных инвестиций. Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.

  За последние годы в Республике Беларусь наблюдается положительная динамика количественного роста субъектов малого предпринимательства. По официальным статистическим данным, по состоянию на 1 октября 2011 г. в республике состоит на учете 89 520 субъектов малого предпринимательства (юридических лиц). По сравнению с аналогичным периодом 2010 г. количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 8,4 %, по сравнению с началом года – также увеличилось на 6,7 %.

На частных  малых предприятиях обеспечены более  высокие темпы роста по основным экономическим показателям, чем  в целом по отраслям экономики. Это  еще раз подтверждает, что субъекты малого бизнеса более мобильны и являются важным источником экономического роста страны.

  Сфера малого предпринимательства охватывает практически все отрасли и сферы деятельности. Наибольшее количество субъектов малого бизнеса в торговле и общественном питании – 43,6%, промышленности – 18,5%, строительстве – 11,8%, на транспорте – 5,1%.

Государственная политика в области развития и  поддержки предпринимательства  является неотъемлемой частью экономической  политики страны. Система государственной  поддержки малого предпринимательства начала формироваться после принятия в 1996 г. Закона Республики Беларусь ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“. С 1997 г. разрабатываются и реализуются годовые программы государственной поддержки малого предпринимательства. Утверждена Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2009-2012 гг., целью которой является дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки данного сектора экономики.

  К настоящему времени сложилась и функционирует единая система поддержки предпринимательства, имеющая следующую структуру: Департамент по предпринимательству Министерства экономики, как государственный орган, отвечающий за проведение в жизнь государственной политики по поддержке предпринимательства, Белорусский Фонд финансовой поддержки предпринимательства, областные учреждения финансовой поддержки предпринимателей, субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионах (центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства), некоммерческие организации предпринимателей.

  Для решения проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, функционирует Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, при Совете Министров – Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства, при Министерстве экономики – рабочая группа, в состав которой включены представители некоммерческих организаций предпринимателей, на областном уровне – советы (комиссии) по развитию предпринимательства. В целях повышения уровня организации взаимодействия индивидуальных предпринимателей, собственников (арендодателей) торговых мест, местных исполнительных и распорядительных органов на рынках и иных торговых объектах республики созданы советы индивидуальных предпринимателей.

  В целях обеспечения гарантий, соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, расширения рынка товаров и услуг, формирования в стране благоприятного экономического климата Президентом Республики Беларусь подписаны Указы от 24 марта 2005 г. № 148 «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства» и от 18 июня 2005 г. № 285 "О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности", 16 мая 2005 г. №225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности».

  В республике ежегодно проводится республиканский конкурс «Лучший предприниматель года», который способствует повышению профессионализма и деловой репутации руководителей и коллективов предпринимательских структур, созданию положительного имиджа предпринимателя, стимулированию предпринимательской инициативы населения для решения задач социально-экономического развития страны.

Государственная политика поддержки и развития малого предпринимательства на 2010 – 2012 гг. направлена на дальнейшее совершенствование регулирования предпринимательской деятельности с целью создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития данного сектора экономики.

Последние изменения в порядке исчисления налогов, которые позволили плательщикам, в том числе субъектам малого предпринимательства, почувствовать  уменьшение налогового бремени, произошли  с 1 января 2011 г. Налоговый период по налогу на прибыль с 2011 г. увеличился до календарного года. Уплата этого налога производится теперь ежеквартально текущими платежами, рассчитанными исходя из результатов деятельности плательщика за предшествующий налоговый период либо из предполагаемой по итогам текущего периода суммы налога.

Существенно упростился с 2011 г. порядок применения льготы по налогу на прибыль в связи  с финансированием капитальных  вложений.

Претерпел изменения порядок уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Эти изменения коснулись исключения отдельных объектов налогообложения, исчисления налога при реализации приобретенных на стороне товаров ниже цены приобретения (остаточной стоимости), выбора плательщиком отчетного периода, осуществления авансовых платежей по НДС и акцизам. Для целей стимулирования экспорта белорусских товаров и применения нулевой ставки НДС упрощены процедуры подтверждения такого права, а также с 60 до 180 дней увеличен срок документального подтверждения вывоза товаров и продуктов переработки давальческого сырья за пределы страны.

Сокращено число объектов налогообложения  экологическим налогом. На 2% снижены  ставки налога при расчете доплаты  единого налога в зависимости  от размера выручки, а также сам  порог выручки (с 20- до 30-кратной суммы единого налога).

Все это  позволило существенно уменьшить налоговую нагрузку, что благоприятно воздействует на развитие малого предпринимательства в стране.

 

 

1.3 Механизм налогообложения малого бизнеса

 

 

Общий режим налогообложения  доходов от предпринимательской деятельности предусматривает уплату налогов, сборов (пошлин) в общеустановленном порядке. Индивидуальные предприниматели (ИП), применяющие этот порядок налогообложения, являются плательщиками подоходного налога с доходов от предпринимательской деятельности.

Информация о работе Специальные налоговые режимы