Специальные налоговые режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:29, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: на основе анализа методологических основ государственного регулирования малого бизнеса Республики Беларусь в современных рыночных условиях выработать практические рекомендации по совершенствованию финансовых отношений с целью реализации государственной поддержки данного сектора экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1 Методологические основы налогообложения малого бизнеса…………………………………………………………………………….
1.1 Сущность, содержание налогов, принципы налогообложения малого предпринимательства……………………………………………………………
1.2 Эволюция налогообложения малого предпринимательства………………
1.3 Механизм налогообложения малого бизнеса……………………………………………………..……………………..
2 Характеристика налогообложения малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Формирование системы налогообложения малого предпринимательства…...…………………………………………………….....
2.2 Анализ налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса (на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Дзержинскому району) …………………………………………
3 Направления совершенствования налогообложения малого бизнеса……………………………………………………………………….……
3.1 Проблемы в сфере налогообложения малого бизнеса …………………….
3.2 Налоговое стимулирование малого бизнеса………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение А. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса в различных странах………………………………….
Приложение Б. Перечень налогов и сборов, уплачиваемых малыми предприятиями при применении упрощенной системы налогообложения, и налоги и сборы, не уплачиваемые малыми предприятиями………………………………………...
Приложение В. Сравнительная таблица условий применения преференций и льгот……………………………………………………………
Приложение Г. Условия предоставления налогового кредита для субъектов малого бизнеса в различных странах в 2007-2008гг…………
Приложение Д. Налоговая нагрузка на плательщиков - субъектов малого предпринимательства за период с 2009 года по октябрь 2011 года……………………………………………………………..
4

Работа содержит 1 файл

диплом наташа.doc

— 1.66 Мб (Скачать)

Научная новизна работы заключается в разработанных  подходах к организации уплаты налогов предприятий малого бизнеса, что позволит им  использовать налоговые льготы в полном объеме, предусмотренные отечественным налоговым законодательством [3, с.34].

 

1 Методологические основы налогообложения малого бизнеса

    1. Сущность, содержание налогов, принципы налогообложения малого предпринимательства

 

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства, развитие и изменение  форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги – основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса [16, с.24].

Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей.

Налоги выражают обязанности  юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства.

В соответствии с Общей  частью Налогового кодекса Республики Беларусь налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [31] .

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский  и (или) местные бюджеты, взимаемый  с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь [31].

Необходимость налогов  вытекает из функций государства: политической, экономической, внешнеэкономической, оборонной, социальной и др., требующую средств. Налоги являются главным источником средств для финансирования государственных нужд.

Сущность налогов вытекает из их функций:

1) фискальная – налоги – основной инструмент мобилизации финансовых ресурсов в бюджет государства;

2) экономическая;

3) стимулирующая – применение поощрений и санкций для побуждения к действиям;

4) распределительная (перераспредилительная) – распределение чистого дохода на воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов);

5) регулирующая – оказывает на воспроизводство серьёзное влияние: стимулирует или сдерживает его темпы, усиливает или ослабляет накопление капитала, расширяет или уменьшает платежеспособный спрос населения;

6) контрольная – способствует количественному и качественному отражению хода распределения процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет [4, с. 10].

В настоящее время  налоги классифицируются по многим признакам:

  • по способу взимания;
  • по органам власти, в распоряжение которых они поступают;
  • по видам плательщиков;
  • по экономическому содержанию объекта налогообложения и др.

        В зависимости от способа взимания в Республике Беларусь налоги подразделяются на прямые и косвенные.

         Прямые налоги – это платежи, взимаемые непосредственно с лиц и выплачиваемые с их дохода. Источником таких налогов являются прибыль, дивиденды, проценты, наследство и пр. К прямым налогам относятся: подоходный налог с юридических лиц на прибыль корпорации, налог на доход от денежного капитала и на доход от сбережений, налог на капитал и собственность (имущественный, на личное состояние, на наследство и дарение, на прирост капитала), подоходный налог с физических лиц.

Косвенные налоги выплачиваются  опосредованно через цены товаров  и услуг в момент их приобретения. Они устанавливаются на товары массового  потребления, услуги транспорта, сферы обслуживания. Их преимущество состоит в том, что взимаемые суммы берутся в удобное для плательщика время и наиболее удобным способом. Однако, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, косвенные налоги включаются в состав издержек производства и прибавляются к ценам на товары и услуги. В связи с этим повышаются цены, и налоги перекладываются в зависимости от степени эластичности спроса и предложения на данный товар, на конечного потребителя. Основные косвенные налоги -это налоги на потребление (НДС, налог с продаж, акцизы), фискальные монопольные налоги и таможенные налоги.

По сфере распространения  налоги делятся на общегосударственные  и местные.

С точки зрения использования  поступивших средств выделяют общие  и специфические налоги. Общие налоги не имеют конкретного назначения в плане их использования. Они идут на финансирование капитальных и текущих затрат как государственного, так и местного бюджета. Специфические предназначены для использования их в строго определенных целях (Чрезвычайный налог по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отчисления в пенсионный фонд и пр.).

Для того чтобы более  глубоко вникнуть в суть налоговых  платежей, важно определить основные принципы налогообложения.

Под принципами налогообложения  следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали и придают большое теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):

1) принцип справедливости  подданные государства должны  участвовать в покрытии расходов  правительства, каждый по возможности,  сообразно своей относительной  платежеспособности, т.е. соразмерно  доходу, которым он пользуется  под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения;

2) принцип определенности  налог, который обязан уплачивать  каждый должен быть точно определен,  а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

3) принцип удобства  каждый налог должен взиматься  в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для  плательщика;

4) принцип экономии  каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.

По мнению автора, основополагающим принципом налогообложения является принцип справедливости, предполагающий равные условия для налогоплательщиков.

Основные принципы, разработанные  А. Смитом, были изучены и дополнены  новыми, экономически обоснованными  положениями. В частности, немецкий экономист Адольф Вагнер выделяет три  группы принципов взимания налогов [4, с. 25]:

1) этические принципы обложения:

    • всеобщность налогов;
    • соразмерность обложения с платежеспособностью;

2) принципы управления налогами:

  • определенность обложения;
  • удобности обложения и взимания налогов для их плательщиков;
  • дешевизна взимания;

3) народнохозяйственные принципы:

  • надлежащий выбор источников налогов;
  • правильная комбинация совокупности налогов в такую систему, которая обеспечивала бы, при возможности соблюдения этических принципов и принципов управления, а также достаточность поступления и эластичность на случай чрезвычайных государственных нужд.

Основные принципы налогообложения, закрепленные в Налоговом Кодексе Республики Беларусь (Общая часть) от 19.12.2002 № 166-З [31]:

1) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком;

2) ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь;

3) налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства;

4) не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами;

5) допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством.

Налоговая система  – один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система Республики Беларусь была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. От результативности совершенствования налогового механизма во многом зависят темпы экономического роста и решение социальных проблем в обществе.

Основным инструментом государственного регулирования малого бизнеса является налоговая политика. Кроме фискальной функции, система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничить деловую активность предприятий малого бизнеса, помочь развитию тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов проводится протекционистская экономическая политика, от них зависит свобода товарного рынка. Налоги создают основную часть доходов государственного и местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.

Таким образом, налоговая система  играет важную роль в развитии предпринимательской  деятельности и, в частности, малого бизнеса. Основным инструментом государственного регулирования малого бизнеса является налоговая политика. Система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, ускорение научно-технического прогресса.

Налогами можно стимулировать  или, наоборот, ограничить деловую активность предприятий малого бизнеса, помочь развитию тех или иных отраслей предпринимательской  деятельности. Многогранность использования  налоговой политики для решения  конкретных задач малого бизнеса выдвигает налоги в ряд важнейших общеэкономических категорий, создает неразрывную связь налоговой политики с такими элементами управления экономикой, как цены, процентные ставки за кредит, уровень оплаты труда.

Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие малого бизнеса или сдерживать его. Цель такого регулирования – создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний.

Информация о работе Специальные налоговые режимы