Становление и развитие налоговой службы Тюменской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 03:00, курсовая работа

Описание работы

Следовательно, целью данной курсовой работы является выявление особенностей становления и развития налоговой службы, а именно Тюменской области.
Для реализации данной цели ставились следующие задачи:
- раскрыть основные этапы становления государственной налоговой службы
- раскрыть перечень полномочий налоговой службы;
- показать структуру налоговой службы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные черты становления и развития налоговой службы РФ 4
Глава 2. История становления налоговой службы Тюменской области 10
Глава 3. Развитие налоговой службы Тюменской области в современных условиях 15
Заключение 19

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТиНН.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

Специальность «Налоги и налогообложение»

Кафедра Налогов  и налогообложения

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка 2 курса

группы №26825

дневного отделения

 

Проверила

и. о. зав. кафедрой

к. э. н., доцент,

 

 

 

Тюмень, 2010

 

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Основные черты  становления и развития налоговой  службы РФ 4

Глава 2. История становления налоговой службы Тюменской области 10 

Глава 3. Развитие налоговой  службы Тюменской области в современных   условиях  15

Заключение 19

Список использованной литературы и источников 20 
Введение

История налоговой службы неразрывно связано с особенностями  становления и развития Российского  государства.

Прообраз современной налоговой  службы возник на Руси в 1722 году по велению Петра I. Великий реформатор понимал, что налоги - это основной источник пополнения государственной казны. Ввел должности прибыльщиков, земских и нижних комиссаров, которые собирали подати и выполняли другие обязанности. В современном обществе налоги так же являются основным источником доходов государства. Кроме этой финансовой функции, налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно – технического прогресса.

В истории развития общества ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. В настоящее время сбор налоговых платежей возложен на федеральную налоговую службу. Федеральная налоговая служба представляет собой систему федеральных и территориальных органов государственного управления, осуществляющих контроль над соблюдением налогового законодательства.

Следовательно, целью  данной курсовой работы является выявление  особенностей становления и развития налоговой службы, а именно Тюменской  области.

Для реализации данной цели ставились следующие задачи:

- раскрыть основные этапы становления государственной налоговой службы;

- раскрыть перечень  полномочий налоговой службы;

- показать структуру налоговой службы.

Глава  1. Основные черты становления и развития налоговой службы РФ

Государственные налоговые  службы появились в 1990 году в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1990 г. № 76 «О государственной налоговой службе РСФСР». Правовое положение данной структуры закреплялось Законом СССР от 21.05.90 г. «О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций». Основной регламентирующий правовой статус Госналогслужбы, закон « О государственной налоговой службе РСФСР» был принят 21.03.1991 года.

21 ноября 1991 г.  Указом Президента Российской  Федерации N 218 образована самостоятельная  Государственная налоговая служба  Российской Федерации. 31 декабря 1991 года Указом Президента РФ «О государственной службе РФ» «в целях повышения роли  и укрепления  Государственной налоговой службы  Российской  Федерации,  обеспечения  независимости ее деятельности, сохранения и развития кадрового потенциала1» установлено, что «органы Государственной налоговой службы  Российской  Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства. Государственная налоговая служба Российской Федерации, входящая в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации2».

Таким образом, органы налоговой службы были выделены из Министерства финансов РФ и преобразованы в систему центральных органов государственного управления с подчинением Президенту и Правительству РФ.

«В марте 1992 года при налоговой службе были образованы специальные подразделения по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства, а также обеспечению безопасности деятельности этой службы и ее сотрудников под названием Главное правление налоговых расследований3». Впоследствии в июне 1993 года это подразделение было преобразовано в федеральные органы налоговой полиции как самостоятельный орган и с 1 июля 2003 года приостановило свое существование.

Правовой статус инспекций  был закреплен в Законе РФ «О государственной налоговой службе РСФСР». «Главные задачи инспекций определялись в виде контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Исходя из этих задач, определены права и обязанности налоговых инспекций и их должностных лиц. Здесь же предусматривалась ответственность государственных налоговых инспекций и их должностных лиц за совершенные по службе правонарушения, социальные гарантии сотрудников налоговых инспекций и их семей в случае гибели или получения увечий сотрудниками при исполнении служебных полномочий4».

Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 года № 1635 « О министерстве РФ по налогам и сборам» Государственная налоговая служба РФ преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

До весны 2004 года налоговая служба в Российской Федерации просуществовала как Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации. С Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу. При этом передать функции МНС «по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации5».

Дата преобразования МНС России в ФНС России тем  же Указом президента была приурочена к вступлению в силу федеральных законов, в которых был бы зафиксирован измененный статус налоговых служб. Это объясняется необходимостью сохранить преемственность в налоговой работе и обеспечить непрерывность налогового контроля и сбора налогов. Соответствующие изменения были внесены в первую часть Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ, вступившим в силу с 1 августа 2004 г. Именно по состоянию на эту дату МНС России было преобразовано в ФНС России.

Распоряжением Правительства РФ № 1024р от 30 июля 2004 г. Федеральной налоговой службе России были подчинены управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня преобразованного МНС России и территориальные органы упраздненной Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству.

В соответствии с этой схемой строится и система  налоговых служб. На федеральном уровне функционирует Федеральная налоговая служба России. На уровне федеральных округов создано 7 межрегиональных инспекций ФНС России. На уровне субъектов федерации созданы Управления ФНС России; на местном уровне – инспекции ФНС по районам, районам в городах и городам без районного деления. В состав Управлений ФНС России могут входить межрайонные инспекции. Все права и обязанности всей системы налоговой службы устанавливает Налоговый кодекс РФ.

 Как было отмечено выше, в связи с преобразованием МНС России в ФНС России часть функций, выполнявшихся Министерством, перешла к Минфину России. В связи с этим возникла необходимость включения в первую часть Налогового кодекса РФ статьи, регламентирующей полномочия финансовых органов в области налогов и сборов. Федеральным законом от 29.06.2004 № 58-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была включена статья 34.2, которой установлено, что Министерство финансов Российской Федерации:

    • дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах,
    • утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.

Правовой статус Федеральной налоговой службы закрепляет Положение о Федеральной налоговой службе Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, где говорится о задачах и структуре налоговых служб, их основных и факультативных функциях, правах, обязанностях, полномочий и социальных гарантиях сотрудников.

«Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная налоговая  служба руководствуется в своей  деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением6».

В заключение рассмотрения главы можно сделать вывод, что  Федеральные налоговые службы в  ведении Минфина РФ, представляют собой четырехуровневую систему  относительно самостоятельных учреждений, созданных по предметно-территориальному принципу, наделенных полномочиями, которые возможно объединить в пять групп.

1. Внутриведомственные организационные, исполнительно- распорядительные полномочия (по работе с персоналом, административно – хозяйственные, контрольные, учетно-отчетные, аналитические и т.д.).

2. Полномочия  по реализации прав налогоплательщиков (информирование, по работе с декларациями, предоставлению льгот, отсрочек, рассрочек, зачету и возврату платежей и др.).

3. Полномочия по осуществлению налогового контроля и надзора (учет налогоплательщиков, проведение проверок и других мероприятий).

4. Полномочия по рассмотрению и разрешению дел о налоговых и административных правонарушениях, взысканию налогов, пеней и штрафов, представительство в судах.

5. Полномочия  по осуществлению административного  контроля и надзора (в сфере  производства и оборота алкогольной  продукции, наличного денежного обращения и т.д.)7.

Поэтому каждая служба «занимает определенное место  в системе налоговых служб, обслуживает определенную территорию и действует в строго установленных функциональных и территориальных границах своих полномочий, содержание которых определяется выполненными задачами8». В данной работе будет рассматриваться становление и развитие налоговой службы Тюменской области.

 

 

Глава 2. История становления налоговой службы Тюменской области

 В июле 1990 года путем  выделения из структуры финансового  управления Тюменского Облисполкома  была создана Государственная  налоговая инспекция по Тюменской  области, численность которой составило 19 человек под руководством Казанцева Александра Александровича. Возглавлял он ее на протяжении девяти лет, и это были годы становления налоговых органов. Одновременно были сформированы инспекции по Ямало-Ненецкому, Ханты – Мансийскому автономным округам, городам и районам Тюменской области. Они осуществляли налоговый контроль на территории всей области. Кадры налоговых органов состояли из работников областных финансовых структур. В Тюмени были организованы Государственная Налоговая инспекция по городу Тюмени и налоговые инспекции по районам – Центральному, Ленинскому и Калининскому. Инспекции располагаются в этих зданиях на правах аренды.

Все эти годы сопровождались преобразованием  налоговой системы одновременно с экономическими изменениями в стране. В 1992 году инспекции, расположенные в автономных округах, вышли из состава Государственной Налоговой инспекции по Тюменской области. В составе Управления по Тюменской области осталось 29 инспекций – 22 в каждом районом центре и 7 по городам.

 В декабре 1998 года согласно  Указу Президента Служба получила статус Государственной Налоговой службы и была преобразована в Министерство России по налогам и сборам9.

В соответствии с этим Указом, по приказу  Министерства России по налогам и сборам в октябре 1999 года, Государственная Налоговая инспекция по Тюменской области была преобразована в Управление Министерства России по налогам и сборам по Тюменской области. Этим же приказом руководителем Управления был назначен Оксюк Анатолий Николаевич. Для Оксюк А.Н. дело новое, но не первое. За плечами богатый опыт работы. Одновременно с выполнением основных задач по сбору налогов и формированию доходной части бюджета, удалось решить проблему строительства нового здания в 2002 году. Это здание не имело хозяина больше 10 лет и от бесхозности оно практически стало разрушаться. После окончания строительства под одной крышей находятся Управление и городские инспекции.

Информация о работе Становление и развитие налоговой службы Тюменской области