Упрощенная система налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:27, контрольная работа

Описание работы

Для поддержки малого бизнеса была введена упрощенная система налогообложения (УСНО). Ее особенность заключается в том, что она заменяет часть налогов, уплачиваемых в бюджет предприятием, и упрощает ведение учета и сдачу отчетности малым предприятием.
Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2003 г. в связи с вступлением в силу соответствующей главы в составе части второй Налогового кодекса РФ.

Содержание

1. Введение
2. Упрощенная система налогообложения. Понятие и правовое регулирование упрощенной системы налогообложения.
3. Пример расчетов налогов для юридического лица
4. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

контр по налогообложению.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Сумма налога исчисляется  налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Таким образом, по сравнению  с общим режимом налогообложения, УСНО обладает следующими положительными характеристиками.

УСНО применяется добровольно, т.е. организации и индивидуальные предприниматели сами решают, стоит  им переходить на этот режим или нет. Аналогичное правило действует и в отношении прекращения права применять этот специальный налоговый режим (за исключением случаев принудительного лишения такого права, предусмотренных п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Упрощенная система  распространяется на всю предпринимательскую деятельность организации, т.е. полностью заменяет собой общий режим налогообложения.

Организации, применяющие  УСНО, освобождены от обязанности  ведения бухгалтерского учета, за исключением  бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов организации. Соответственно, они не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган. Это значительно облегчает ведение учета. Однако современная практика хозяйствования свидетельствует о том, что хозяйствующие субъекты, применяющие упрощенный режим налогообложения, предпочитают вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность для целей внутреннего контроля.

У налогоплательщика  есть возможность выбора объекта  налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Исключением из этого  правила являются участники договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом. Они обязаны применять УСНО с  объектом "доходы минус расходы".

Заслуживает положительной  оценки и простота заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, и представление ее в налоговые органы один раз в год - по итогам налогового периода.

Многочисленные положительные  черты упрощенной системы налогообложения  сводятся на нет ее недостатками.

Во-первых, при УСН не выдаются счета-фактуры. Не относясь к плательщикам НДС (п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ), налогоплательщики УСНО не должны выставлять счета-фактуры покупателям и заказчикам, что для самих продавцов (исполнителей) безусловный плюс. А вот их покупателям (заказчикам) это может не понравиться. Для вычета по НДС необходим счет-фактура с выделенным налогом. Приобретя товар у продавца на упрощенной системе, покупатель не сможет рассчитывать на вычет и будет вынужден платить НДС со всей стоимости товара. У предприятий в результате сделок с предпринимателями и организациями, которые работают по упрощенной системе налогообложения, значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет. Как правило, плательщики НДС неохотно заключают сделки с теми, кто освобожден от уплаты этого налога. При прочих равных условиях приобретать товары (работы, услуги) у поставщиков, работающих по общеустановленной системе налогообложения, выгоднее. Перепродав активы или использовав их в собственном производстве, покупатель пользуется вычетом. Благодаря этому он, во-первых, получает большую прибыль, а во-вторых, экономит на налогах. И все это только из-за того, что в счете-фактуре обычного продавца сумма НДС указана отдельно.

На самом деле упущенное компенсируется. Отсутствие НДС позволяет налогоплательщикам УСНО устанавливать более низкие цены, и выгода от приобретения у них товара или заказа услуг покроет потерю.

К тому же наиболее оптимально ввести НДС в упрощенную систему  налогообложения с сохранением действующего порядка его уплаты, но с зачетом уплаченных сумм в счет единого налога. При этом необходимо принимать в расчет долевое распределение уплачиваемых НДС и единого налога между бюджетами разных уровней. При расчете единого налога из налогооблагаемой базы следует вычитать уплаченный НДС в целях устранения двойного налогообложения, а затем сопоставлять его величину с начисленным единым налогом на доход, что, к сожалению, не было учтено в законодательных поправках по применению упрощенной системы налогообложения.

Во-вторых, при УСНО перечень расходов ограничен. Далеко не всегда при упрощенной системе расходы, учитываемые в налоговой базе, адекватны реальным издержкам, а это уже действительно серьезный пробел.

При общем режиме в расходы разрешается включать практически все затраты, если они экономически обоснованны, оправданны и направлены на получение дохода. При упрощенном - этого недостаточно. Расходы должны быть еще упомянуты в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Правда, перечень этот постоянно пополняется новыми позициями. И все же, тем, кто собирается работать с объектом налогообложения "доходы за вычетом расходов", нужно детально проанализировать свои расходы. Если большинства обычно осуществляемых расходов в указанном списке нет, лучше либо выбрать другой объект налогообложения (доходы), либо отказаться от перехода на УСНО.

В-третьих, при УСНО используется кассовый метод учета доходов. С одной стороны, при кассовом методе учитываются только фактические доходы, с другой - на основании п. 1 ст. 346.17 НК РФ в них входят полученные авансы, несмотря на то что до отгрузки товаров (оказания услуг, выполнения работ) они, по сути, не являются доходами и могут быть возвращены. Однако можно отметить, что раз деньги находятся на расчетном счете или в кассе организации или предпринимателя, проблем с уплатой налога не возникнет и названный недостаток не так уж важен.

Проанализировав основные теоретические и практические аспекты  применения упрощенной системы налогообложения (УСНО) на малом предприятии, можно сделать следующие выводы:

Упрощенная система  налогообложения - это предусмотренный  Налоговым кодексом РФ специальный  налоговый режим, который заменяет целый ряд налогов, устанавливаемых  общим налоговым режимом, уплатой  единого налога.

Единый налог, начисляемый при применении режима УСНО, заменяет для организаций: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество. Иные налоги, а с 1 января 2010 г. - и страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС уплачиваются в общем порядке.

Применение УСНО освобождает  организацию также от ведения  бухгалтерского учета и сдачи  отчетности, что характерно для организаций, работающих на общем режиме налогообложения. Но при этом организации и индивидуальные предприниматели соблюдают общий  порядок ведения кассовых операций, представляют статистическую отчетность, исполняют обязанности налоговых агентов, ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, формируют отчетность по фонду оплаты труда и начисленным с него налогам.

Единый налог рассчитывается ежегодно и отражается в годовой  декларации фирмы. При этом сумма  налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Размер налоговой ставки зависит от того, какой объект налогообложения выбрал налогоплательщик. Если объектом налогообложения являются доходы, то процентная ставка установлена в размере 6%. В случае если в качестве объекта налогообложения налогоплательщик выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15%.

Налогоплательщики, применяющие  УСНО, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам налогового периода. Налоговым периодом признается календарный год.

Целью введения УСН является стимулирование развития предпринимательской  деятельности в сфере малого и  среднего бизнеса, уровень развития которого в значительной степени  определяет уровень экономического развития страны в целом.

Одна из функций налоговой  системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы. УСН - один из них. УСН - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

На наш взгляд, нужно  изменить правила перехода на упрощенную систему налогообложения.

Необходимо увеличить  порог численности работников и  остаточную стоимость основных средств  и нематериальных активов.

Так как это будет  способствовать:

- поддержке малого  и среднего предпринимательства;

- большей его конкурентоспособности  перед крупными предприятиями  и предприятиями, имеющими больший  опыт работы на рынке.

Также, по нашему мнению, остаточная стоимость основных средств  и нематериальных активов должна превышать отметку в 100 млн руб., так как это является барьером для вновь созданных организаций. Организация, которая хочет быть конкурентоспособной на рынке, должна иметь оборудование по созданию товарной продукции высокого класса, а такое оборудование априори является весьма дорогостоящим.

Можно было бы увеличить  и размер доходов от реализации.

Малым и средним предпринимателям целесообразно было бы разрешить  применять эти правила исключительно  в случаях, когда у них в  общем объеме доходов от реализации продукции (работ, услуг) не менее 90% составит доля доходов от реализации:

- высокотехнологичной  продукции и услуг (в т.ч.  на экспорт - 70%);

- продукции и услуг  от осуществления инновационной  деятельности;

- прав на изобретения,  промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ и базы данных (за исключением случаев их перепродажи);

- научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  собственного производства.

При этом право утверждать перечень высокотехнологичной продукции  и услуг, а также продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности в целях УСН следовало бы предоставить Правительству РФ.

Также, по нашему мнению, важнейшей задачей совершенствования  законодательства о поддержке малого и среднего предпринимательства  является разработка мер, направленных на предотвращение искусственного дробления предприятий на более мелкие единицы в целях получения доступа к льготам, предназначенным для малого предпринимательства. Поэтому важно идентифицировать малый и средний бизнес в целях применения УСН, с учетом аффилированных компаний (лиц).

В международной практике совокупность предприятий, рассматриваемых  для целей налогообложения в  качестве единой хозяйственной единицы, - это те малые предприятия, которые  зависят от одних и тех же капиталовложений, а также управления, снабжения и пр., даже если эти отдельные малые предприятия с юридической точки зрения являются отдельными хозяйствующими субъектами.

По действующему порядку  в гл. 26.2 НК РФ при определении  налогоплательщиков УСН не говорится, что этот налоговый режим применяется именно субъектами малого предпринимательства. Чтобы стать налогоплательщиком УСН, необходимо, чтобы доходы организации, стоимость основных средств и нематериальных активов, численность работающих соответствовали установленным гл. 26.2 НК РФ размерам, а также чтобы доля участия других организаций составляла не более 25%.

Являясь льготным режимом  налогообложения, УСН не должна применяться  к предприятиям, входящим в единую сеть. Если налогоплательщик владеет  десятками предприятий, для целей определения его статуса как налогоплательщика УСН необходимо идентифицировать и рассматривать собственность по всем принадлежащим собственнику компаниям, включая группы аффилированных лиц. Введение таких правил усложнит налоговое администрирование, однако оно будет компенсировано увеличением налоговых поступлений от крупных предприятий в связи с применением общего режима налогообложения. Кроме того, будет обеспечено целевое направление государственных мер по налоговому стимулированию развития малых предприятий.

 

 

Пример

Расчет налогов  для юридического лица (ООО, ЗАО, др.), применяющего упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом налогообложения "доходы" (ставка налога - 6%).

Исходные данные:

- годовой доход, подлежащий налогообложению единым налогом - 10.000.000 рублей;

- количество постоянных работников - 15;

- заработная плата  каждого работника - 20.000 рублей в месяц;

- годовой фонд заработной платы - 3.600.000 рублей;

- иные выплаты, кроме  заработной платы работникам не производились, доходы в натуральной форме не предоставлялись, все работники состояли в штате на начало года;

- для простоты также  будем считать, что никаких  расходов, кроме выплаты заработной  платы, предприятие не осуществляло.

Тарифы страховых взносов:

- Пенсионный фонд - 22%;

- Фонд социального  страхования "от несчастных  случаев и профессиональных заболеваний" - 0,2%;

- Фонд социального  страхования "на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством" - 2,9%;

- Федеральный фонд  обязательного медицинского страхования - 5,1%.

Общая сумма страховых  взносов за год: 3.600.000 х (0,22 + 0,002 + 0,029 + 0,051) = 1.087.200 рублей.

Общая сумма НДФЛ, удержанная в течение года из заработной платы работников:

3.600.000 х 0,13 = 468.000 рублей.

Сумма единого налога (промежуточный результат): 10.000.000 х 0,06 = 600.000 рублей.

Поскольку сумма страховых  взносов (1.087.200 рублей) превышает 50% от рассчитанной выше суммы единого  налога, предприятие может уменьшить  сумму данного налога только на 50%.

Таким образом, сумма единого налога, подлежащего уплате в бюджет, составляет 600.000 х 0,5 = 300.000 рублей.

Итог: после выплаты  заработной платы, уплаты страховых  взносов и единого налога, в  распоряжении предприятия осталась следующая сумма:

Информация о работе Упрощенная система налогообложения