Совершенствования законодательства в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи. Целью и задачей является содействие совершенствованию законодательства в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение.
Указанная цель достигается решением следующих задач:
Изучить налоговые правонарушения.
Произвести разграничения налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы.

Работа содержит 1 файл

Моя мега Курсовая.docx

— 101.67 Кб (Скачать)

     - налоговые правонарушения, совершаемые  как физическими лицами, так и  организациями.

     В зависимости от того, учитываются  ли в привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах того или иного лица последствия совершенного им правонарушения, последние подразделения на материальные и формальные.

     За  налоговые правонарушения с материальным составом ответственность может наступить только при наличии негативных последствий, возникающих в результате деяния правонарушителя. Именно поэтому при квалификации налогового правонарушения с материальным составом, необходимо установить причинную связь между деянием и наступлением негативных общественно вредных последствий.

     Исходя  из изложенного, можно сделать вывод, что налоговым правонарушением считается только деяние, предусмотренное законодательством о налогах и сборах, никакое другое деяние налоговым правонарушением признано быть не может.  

     1.2. Разграничение налоговых правонарушений,

     налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы.

     В Российской Федерации налоговые  правонарушения и ответственность за их совершение подробно классифицированы в Налоговом Кодексе РФ, а в Приднестровской Молдавской Республике на данный момент не создано такого единого нормативно-правового акта, регулирующего налоговые правоотношения. В данной курсовой работе как основной источник информации будет использоваться Закон об основах налоговой системы в ПМР, закрепляющий основные понятия, права и обязанности налогоплательщика, порядок предоставления налоговых льгот, порядок взыскания налоговых платежей, порядок их возврата и зачета, меры ответственности налогоплательщиков и кредитных организаций за нарушение налогового законодательства, порядок применения норм международных договоров, а также перечень налогов и сборов взимаемых на территории ПМР.

     Налоговое правонарушение — виновно совершенное  противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое  Налоговым Кодексом РФ установлена  ответственность. 5

     Термин "налоговое правонарушение" может  использоваться и пониматься в двух смыслах - в "широком" и "узком".

     Налоговое правонарушение в "широком" смысле представляет собой любое виновное наказуемое противоправное деяние, совершенное в сфере налогообложения, выражающееся в нарушении норм законодательства о налогах и сборах и налогового законодательства в целом, вне зависимости от того, нормами какой отрасли законодательства установлена конкретная ответственность за совершение такого противоправного деяния.

     За  нарушение налогового законодательства применяются следующие меры:

     1) финансовая ответственность;

     2) административные ответственность;

     3) уголовная ответственность.

     Таким образом, основным критерием разграничения  налогового, административного и уголовного правонарушений,  выступает то, каким нормативно-правовым актом установлена ответственность за совершение такого правонарушения - налоговым, административным либо уголовным законом.

     Одним из основных показателей степени  и характера общественной опасности  налоговых преступлений является посягательство на установленную Конституцией ПМР публично-правовую обязанность всех граждан уплачивать налоги.6 Общественная опасность налоговых преступлений определяется высокой значимостью налогов в хозяйственной деятельности общества. Налоговые преступления, в отличие от налоговых проступков, не просто наносят ущерб и вред бюджетной системе государства, а вообще создают угрозу ее существования.

     Таким образом, налоговые правонарушения, не являющиеся налоговыми преступлениями, представляют меньшую общественную опасность и закрепляются не Уголовным Кодексом ПМР, а иными актами отраслей права. Кроме того, они влекут за собой не наказание (как преступления), а взыскания.

     Таким образом, ответственность за совершение налоговых правонарушений, регулируемая нормами Закона «Об основах налоговой системы в ПМР» установлена в ст. 10 "Меры ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства" и ст. 11 Закона "Обязанности банков, кредитных и иных организаций".

     Ответственность за совершение административных правонарушений в сфере налогообложения установлена  в статьях КоАП ПМР - раздел "Административные правонарушения в сфере экономики".

     В этой связи следует отметить, что  вопрос о соотношении правовой природе, а также последовательной классификации  этих некриминальных налоговых правонарушений, до сих пор в научной литературе не определен.

     Непосредственно налоговые правонарушения - это только те правонарушения, ответственность за которые установлена соответствующими статьями Закона «Об основах налоговой системы в ПМР». Под налоговыми правонарушениями понимаются нарушения, посягающие на имущественные интересы государства, связанные с неуплатой (неперечислением) налоговых платежей. Все остальные налоговые правонарушения, предусмотренные актами налогового законодательства, характеризуются как чисто административные.

     Некриминальные  налоговые правонарушения в области  налогов и сборов, совершенные должностными лицами регулируется нормами КоАП ПМР (ст.152-1,152-4,152-6,152-8,152-11,162-1), охватываются понятием административного правонарушения и какого-либо самостоятельного терминологического обозначения не имеют.

     Некриминальные  налоговые правонарушения, совершаемые  организациями, предпринимателями и физическими лицами, выступающими в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков, представителей налоговых органов и иных обязанных лиц, регулируются нормами налогового законодательства ПМР и носят наименование - налоговые правонарушения.

     Данное  обстоятельство и является причиной неоднозначного подхода как к  категории налоговой ответственности  вообще, так и к категории налогового правонарушения в частности.

     Во-первых, одним из основных признаков, указывающих  на однородность административных и налоговых правонарушений, является общая сфера правового регулирования и однородность тех общественных отношений, для нормального и эффективного функционирования которых и предназначены данные меры ответственности.

     Во-вторых, в теории административного права  обязательными признаками административного правонарушения являются общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость. Те же самые признаки характерны и для налоговых правонарушений.

     Административное  правонарушение - это посягающее на общественные отношения антисоциальное деяние, которое повлекло или могло повлечь наступление вредных последствий.

     Деяние, в данном случае, представляет собой  единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт  человеческого поведения, выраженного  в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренного конкретной статьей КоАП ПМР. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.

     Действие - это активное невыполнение правового  предписания в виде обязанности  или законного требования; нарушение  конкретного запрета, правила, нормы, стандарта.

     Бездействие - это пассивное поведение, выражающееся в не совершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

     Сущностью административного правонарушения составляет именно его общественная опасность, так как любой административный проступок, посягая на установленный  порядок, причиняет ему тот или  иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде, так и в создании условий для наступления вреда.

     Также и налоговое правонарушение представляет собой акт поведения, выражающийся в действии или бездействии (под  бездействием здесь понимается воздержание от действий, когда налоговый закон предписывает их совершение). 

     1.2.1 Финансовые и штрафные  санкции7

     За  нарушение налогового законодательства в установленных случаях к  налогоплательщику применяются  финансовые и штрафные санкции в  виде:

     а) за сокрытие выручки - взыскания в  бюджет суммы налогов с сокрытой выручки и штрафа в размере 100% от доначисленной суммы налога;

     - за занижение, неучет выручки  (прибыли) либо иного обязательного  объекта налогообложения - взыскания  в бюджет суммы налога (сбора  или иного обязательного платежа)  на сумму заниженной прибыли  либо на иной объект налогообложения  и штрафа в размере 20% от  доначисленной суммы налога;

     - при повторном нарушении в  течение 12 месяцев - взыскания  в бюджет соответствующей суммы и штрафа в двойном размере. При этом под заниженной, неучтенной суммой выручки (прибыли) или иного объекта налогообложения считать сумму выручки (прибыли) либо иного объекта налогообложения, который неправильно отражен в бухгалтерском учете либо не был показан, или показан не в полном объеме в налоговом расчете, отчете, декларации или в другом документе, связанном с исчислением и уплатой налогов, в связи с неправильным отражением в бухгалтерском учете. Иные суммы являются сокрытием выручки либо иным объектом налогообложения. При выявлении факта неоприходования по бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей взыскивается вся сумма стоимости неоприходованных товарно-материальных ценностей;

     б) за занижение, неисчисление либо неправильное исчисление налогов (сборов или иных обязательных платежей), не повлекшее  за собой занижение (сокрытие) объекта  налогообложения - взыскания в бюджет суммы заниженного (неисчисленного) налога (сбора или иного обязательного платежа) и штрафа в размере 20% от доначисленной суммы налога;

      в) за занижение налогооблагаемой базы путем начисления заработной платы  ниже минимального размера оплаты труда  – взыскания в бюджет суммы разницы между минимальным размером оплаты труда и размером фактически начисленной заработной платы работнику;

     г) при выявлении факта осуществления  юридическим лицом деятельности, требующей получения лицензии в соответствии с действующими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики, без соответствующей лицензии – взыскания в бюджет всей суммы дохода, полученного за время работы без лицензии по данному виду деятельности;

     д) при выявлении факта заключения недействительных сделок (неуставной деятельности), признанных таковыми в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, налагается штраф в размере 20% от приобретенного по недействительной сделке, а при повторном нарушении

     - штраф в двойном размере;

     е) за нарушение налогового законодательства должностные лица организаций, независимо от формы собственности, несут ответственность в соответствии с нормами административного и уголовного законодательства;

     ж) взимание пени в случае уплаты причитающихся  сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроками.

     Пеня  начисляется за каждый календарный  день просрочки (включая день уплаты), начиная со следующего за установленным  налоговым законодательством дня.

     Пеня  за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченных сумм налога (сбора или иного обязательного платежа).

     В случае совпадения срока уплаты налогов  с выходным(праздничным) днем, пеня начисляется, начиная со второго  рабочего дня после выходного (праздничного) дня.

     Процентная  ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования, устанавливаемой  Приднестровским Республиканским банком, если налог (сбор или иной обязательный платеж) уплачивается в приднестровской валюте.

Информация о работе Совершенствования законодательства в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение