Совершенствования законодательства в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи. Целью и задачей является содействие совершенствованию законодательства в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение.
Указанная цель достигается решением следующих задач:
Изучить налоговые правонарушения.
Произвести разграничения налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы.

Работа содержит 1 файл

Моя мега Курсовая.docx

— 101.67 Кб (Скачать)

   Под организациями понимаются собственно организации, а также учреждения и предприятия вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы.

   Уклонение от уплаты налогов или страховых  взносов в государственные внебюджетные фонды с организации признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов  и (или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает 5000 (пять тысяч) минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - 20000 (двадцать тысяч) минимальных размеров оплаты труда.  

     1.3. Необходимость создания  Налогового Кодекса

     В начале 90-х гг. переход к рыночным отношениям означал глобальную перестройку не только всех отраслей экономики, но и формирования совершенно иной законодательной базы для регулирования этих активно нарождающихся отношений. Стихийное образование огромного количества самостоятельных субъектов потребовало стремительного принятия основополагающих законов. Однако отсутствие наработанного опыта в создании законодательства, отвечающего требованиям рыночной экономики, в то время когда принимались основополагающие нормативные документы,  позже ярко проявилось в необходимости их многократных редакций.

         На начальном этапе формирования Приднестровской Молдавской Республики законодательство характеризуется неясностью в формулировках, нечеткостью разъяснений, многие понятия и термины не наполнены содержанием. Недостаточный уровень юридической проработки, сложность нормативно правового оформления содержания налоговой системы серьезно затрудняло понимание налогового законодательства,  а следовательно, и практическое его применение. Более того, такое положение вело к размыванию правовой основы налоговых отношений, вносило элементы неопределенности в правоприменительную практику, создавало у налогоплательщика состояние неуверенности в правильном и полном учете нормативного материала. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, правительством республики выносится решении о реформировании налоговой системы ПМР.

    С 2001 года налоговое законодательство активно изменяется. ведь за счет налоговых поступлений формируется более половины бюджетных средств, обеспечивающих финансирование деятельности государства, производится постоянное реформирование налоговой системы в целях создания благоприятных условий для стимулирования развития предприятий различных отраслей. Доказательством пристального внимания государства, уделяемого регулированию правоотношений в сфере налогообложения юридических лиц, является внесение изменений и дополнений в  существующие нормативно-правовые акты. Но окончательное решение проблемы заключается в разработке и принятии Налогового кодекса – систематизированного законодательного акта, призванного обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права. Налоговый кодекс должен являться документом прямого действия, в состоянии быть основой регулирования бюджетно-налоговых отношений.

            Налоговый кодекс должен заменить Закон  “Об основах налоговой системы ПМР” и стать основным законодательным актом, регулирующем проблемы налогообложения юридических лиц и граждан. Он призван установить принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены республиканских налогов, сборов и пошлин, принципы установления местных налогов, сборов и пошлин и других обязательных платежей.

            Налоговый кодекс должен четко определить правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Налоговому кодексу предстоит разработать основные положения по объекту налогообложения, исполнение налоговых обязательств, обеспечению мер по их выполнению, ведению учета поступающих финансовых ресурсов, привлечению налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий должностных лиц Государственной Налоговой Службы. Практически, идет речь о формировании новой отрасли права – налогового права с глубокой проработкой всех его элементов, с учетом мирового и накопленного за последние годы опыта, а также специфических особенностей развития национальной экономики Приднестровской Молдавской Республики.

 

      2. НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 

     2.1. Понятие налоговой  ответственности

     Понятие налоговой ответственности – одна из основных категорий налогового права: ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системе права. Правовая природа ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах неразрывно связана с финансово-правовой ответственностью и местом последней в системе юридической ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками, свойственными финансово-правовой ответственности.

     Поскольку нормы налогового права, как и  другие нормы права, являются разновидностью социальных норм, то и налоговая ответственность имеет две формы реализации: позитивную (добровольную, активную) и негативную (государственно-принудительную).

     Для позитивной ответственности достаточно формального основания, поскольку  она возникает в силу добровольного  выполнения субъектом налогового права своих обязанностей.

     Одним из важнейших условий налоговой  деятельности государства является добровольное соблюдение налогоплательщиками, сотрудниками налоговых органов и иными фискально-обязанными лицами, представленными им прав и реализация возможных обязанностей.

     В налоговом праве позитивная ответственность  основывается на принципах добровольности предпринимательской деятельности и социальной справедливости, к сожалению, большинство налогоплательщиков имеют низкую правовую культуру и соблюдение законодательства о налогах и сборах не является для них типичным правилам поведения. Нарушение норм налогового права обуславливают существование негативной налоговой ответственности, которую можно рассматривать: во-первых, в качестве реакции государства на нарушение законодательства о налогах и сборах, выражающейся в обязанности виновного лица, карательные меры государственно-принудительного воздействия за совершение деяния в форме имущественных лишений, во-вторых, налоговая ответственность может определиться как исполнение юридической обязанности на основе государственного принуждения.

     Таким образом, негативная налоговая ответственность  существует в двух формах: карательной (штрафной) и правовосстановительной (компенсационной).

     Налоговая ответственность выполняет определенные цели, которые прямо в налоговом  законодательстве не указаны, но выводят  из целей и задач самого налогового законодательства нашей республики. Предостерегая организации и физические лица от совершения противоправных деяний в налоговой сфере, налоговая ответственность преследует следующие две цели:

     - охранную, посредством которой общество  от нежелательной ситуаций, связанных с нарушением имущественных интересов государства;

     - стимулирующую, посредством которой  поощряется правомерное поведение субъектов налогового права.

     Цели  налоговой ответственности реализуются в функциях:

     Юридическая функция проявляется в двух аспектах: восстановительном (компенсационном) и штрафном (карательном).

     Социальная  функция налоговой ответственности  выражается в профилактике налоговых правонарушений посредством побуждения субъектов налогового права соблюдать нормы налогового права.

     Таким образом, налоговая ответственность  представляет собой обязанность лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями соответствующих законодательных актов, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке.

     Исходя  из выше сказанного, можно сделать  вывод, что цели налоговой ответственности  выражаются в восстановлении нарушенных имущественных интересов государства, а также в наказании виновного, предотвращении новых правонарушений в налоговой сфере.

     Взыскание налоговой санкции должно заставить нарушителя понять, что жить по закону выгоднее. Если уплата штрафных санкций будет означать для последнего резкое снижение доходов или даже перспективу банкротства, налогоплательщик может вовсе отказаться от объекта налогообложения, что не выгодно ни ему, ни государству.

     Все принципы налоговой ответственности взаимосвязаны и взаимозависимы. Закономерность установления принципов налоговой ответственности обеспечивает правильное практическое применение законодательства о налогах и сборах, способствует стабильной финансовой политики государства, соблюдения прав и имущественных интересов всех субъектов, налоговых отношении.  

    1. Налоговая санкция и порядок взысканий

     Соблюдение  норм налогового права обеспечивается возможностью государства применять меры принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Ответственность находит выражение в соответствующей части нормы права называемой санкцией. Согласно общей теории права санкцией признаются закрепленные в нормах предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей в целях защиты прав других лиц. Санкции, в зависимости от способов, какими они служат охране налоговых правоотношений, подразделяются на два вида:

     1) правовосстановительные, реализация  которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства, принудительное исполнение невыполненных налоговых обязанностей, а также на восстановление нарушенных фискальных прав государства;

     2) карательные (штрафные), реализация  которых направлена на предупреждение налогового правонарушения, а также на исправление и перевоспитание нарушителей налогового законодательства.

     Так, санкции, установленные законодательством, например, за нарушение срока постановки на учет в налоговых органах, за несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, и некоторые другие, носят карательный характер, остальные направлены на восполнение финансовых потерь государства.

     Несмотря  на различные способы исчисления, все налоговые штрафы имеют общую  юридическую природу и характерную  особенность, заключающуюся в смене права собственности посредством принудительного изъятия денежных средств у физического лица или организации в пользу государства.

     Механизм  реализации налоговых санкций не допускает поглощение менее строгой  санкции более строгой в случае совершения одним лицом двух и  более налоговых правонарушений. Согласно Закона «Об основах налоговой системы в ПМР» налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности.

     Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке и в законодательно установленной последовательности.

     При взыскании недоимки и пени имеет  место принудительное исполнение налогоплательщиков своей обязанности, существовавшей до нарушения, а не возлагаемой дополнительно. Недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный срок, и носит компенсационный характер. Следовательно, принудительное изъятие сумм налогов и сборов является налоговой санкцией, обусловленной юридической природой налогового обязательства. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

     Такая формулировка санкции нарушает требование соразмерности юридической ответственности, поскольку допускает возможность  применения менее строгих мер ответственности за более тяжкое правонарушение.

     Исходя  из изложенного, юридическую природу  ответственности по налоговому законодательству можно определить как применение, реализацию санкций этого законодательства за допущенные в налоговых правоотношениях правонарушения. 

     2.3. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность

     Законодательство  ПМР устанавливает возможность применения обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность лица, совершившего налоговое правонарушение. Например, совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств10. Данное обстоятельства должны быть связаны с правонарушением, являются его причиной. Например, материальные затруднения предпринимателя могут оказаться непосредственное влияние на неполную уплату налога, но вряд ли препятствуют своевременному представлению отчетов в налоговые органы.

Информация о работе Совершенствования законодательства в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение