Уголовно-правовая характеристика преступлений в сферере налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:47, реферат

Описание работы

Наказание за уклонение от подачи декларации было введено специальным Указом еще в 1986 г., сама классификация налоговых преступлений появилась в Уголовном кодексе в 1992 г., когда появилось Управление Налоговых Расследований при ГНС России. Налоговое законодательство регулирует общественные отношения, связанные с уплатой налогов гражданами (физическими лицами) и организациями, независимо от форм собственности. Его задачей является защита прав и законных интересов налогоплательщиков, с одной стороны, и государства – с другой. Этим же целям служит уголовное законодательство, которое призвано охранять интересы государства от преступлений, совершаемых в сфере налогообложения. Количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов, увеличивается с каждым годом.

Работа содержит 1 файл

реф.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Все большую актуальность приобретает  в обществе тема налогообложения  и уплаты налогов. Ст. 57 Конституции  РФ гласит: “Каждый обязан платить  законно установленные налоги и  сборы. Законы, устанавливающие новые  налоги или ухудшающие положение  налогоплательщиков, обратной силы не имеют”. Налоговая преступность сегодня представляет не меньшую, а, возможно, большую опасность, чем общеуголовная. Если общеуголовная затрагивает интересы лишь личности, или, в крайнем случае, группы лиц, то налоговая почти всегда угрожает экономической безопасности государства. Опасность налоговых преступлений состоит в том, что прекращаются каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней и, таким образом торпедируется бюджетная и налоговая политика государства, правительство и субъекты федерации лишаются одного из наиболее действенных инструментов управления экономикой – денежных средств. Недостаток их в бюджете, прежде всего, сказывается на социальной сфере, развитии культуры, содержании наукоемких отраслей экономики, армии, правоохранительных органов, провоцирует социальную напряженность и политическую нестабильность. Также опасность налоговых преступлений состоит и в том, как показывают исследования, что незаконно сокрытые от налогообложения средства уходят в “теневой” бизнес. Начинают работать криминальные структуры, усиливая экономическую базу организационной преступности.

 

Наказание за уклонение от подачи декларации было введено специальным  Указом еще в 1986 г., сама классификация  налоговых преступлений появилась в Уголовном кодексе в 1992 г., когда появилось Управление Налоговых Расследований при ГНС России. Налоговое законодательство регулирует общественные отношения, связанные с уплатой налогов гражданами (физическими лицами) и организациями, независимо от форм собственности. Его задачей является защита прав и законных интересов налогоплательщиков, с одной стороны, и государства – с другой. Этим же целям служит уголовное законодательство, которое призвано охранять интересы государства от преступлений, совершаемых в сфере налогообложения. Количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов, увеличивается с каждым годом. Огромные денежные суммы скрываются от поступления их в государственный бюджет. Налоговые преступления относятся к преступлениям в сфере экономической деятельности.

 

Новый Уголовный кодекс содержит уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность  за преступления, совершаемые в сфере  налогообложения физических и юридических  лиц. К группе этих преступлений до недавнего времени, а точнее до 01.01.2004 года, уголовный закон относил уклонение гражданина от уплаты налога (ст. 198 УК РФ) и уклонения от уплаты налогов с организаций (ст. 199 УК РФ). Однако правоприменительная практика выявила множество изъянов, противоречий и вопросов при производстве дел по этим статьям. Эти недостатки и попытались устранить депутаты Государственной Думы третьего созыва на одном из последних заседаний, где был принят Федеральный Закон от 08.12.2003г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс РФ».

 

 

Глава 1. Понятие налога

 

 

         Под участниками  отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, подразумеваются  организации, физические лица, признаваемые  в соответствии с настоящим  кодексом налогоплательщиками сборов (ч.1 ст.9 НК РФ). В дальнейшем ст.9 расширяет круг (субъектов) налоговых отношений (плательщики сборов, налоговые агенты и др.лица). Налоговая система Российской Федерации содержит в себе множество федеральных, региональных и местных налогов и сборов, уплачиваемых организациями и гражданами.

 

                Налоги являются основным источником  доходов любого бюджета. Они  подразделяются на прямые и  косвенные. Данное деление предполагает, что окончательным плательщиком  прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., а окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного “расхода”. Задача налогового законодательства – изыскать денежные средства на покрытие общих расходов и справедливо распределить необходимые платежные обязанности.

 

            Сборы не имеют того финансового значения, которое присуще налогам. При уплате сбора или пошлины всегда присутствует специальная цель (за что конкретно они уплачиваются) и специальные интересы. В этом смысле сборы являются индивидуальными платежами. Налоги, конечно, тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако налоги никогда не бывают индивидуально возмездными. Цель взимания сбора состоит лишь в покрытии издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они взимаются. То есть сборы выплачиваются в связи с конкретной услугой, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах и реализуя свои властные функции.

 

В ст. 8 Налогового кодекса РФ даны определения налога и сбора:

 

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

 

2. Под сбором понимается обязательный  взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого  является одним из условий  совершения в отношении плательщиков  сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

 

Как видно, сегодняшнее налоговое  законодательство четко разделило  понятия налогов и сборов.

 

В статьях 13-15 НК РФ дан исчерпывающий перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов, которые обязаны уплачивать в бюджеты соответствующих уровней налогоплательщики.

 

Объектами налогообложения являются имущество, доход, прибыль, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога и (или) сбора (ст.38 НК РФ).

 

 

Глава 2. Налоговые правонарушения и преступления                                 в российском законодательстве”

 

 

Налоговые преступления содержат признаки налоговых правонарушений. Налоговое  преступление не может существовать само по себе без налогового правонарушения. Точнее говоря, содержанием объективной стороны налогового преступления в части общественно опасного деяния является то или иное налоговое правонарушение, которое как бы перерастает в налоговое преступление при установлении второго признака объективной стороны преступления - общественно опасного последствия, выражающегося в недополучении государством налога на сумму, превышающую сто тысяч рублей. При квалификации налогового преступления правоприменитель, установив в деянии лица признаки налогового правонарушения, должен проводить разграничение налогового преступления и налогового правонарушения, соответственно правильно квалифицировать налоговое преступление возможно, только имея четкое представление о налоговых правонарушениях.

 

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о  налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое  Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

 

Ответственность за совершение налоговых  правонарушений несут организации  и физические лица (с 16 лет) в случае, если в их деяниях не содержится признаков уголовных преступлений; при этом привлечение к налоговой ответственности не освобождает должностных лиц организаций от административной, уголовной и иной ответственности, установленной законодательством, а также от обязанности уплатить причитающиеся налоги и пени.

 

Налоговый кодекс РФ определяет, что  налогоплательщики могут привлекаться к налоговой ответственности только в соответствии с этим кодексом, а также то, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

 

При отсутствии события налогового правонарушения или вины лица в его совершении, а также в случае, если лицо не достигло 16-летнего возраста или по истечении срока давности, налоговая ответственность наступать не может. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

 

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих  действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

 

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных  лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

 

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

 

- совершение налогового правонарушения  вследствие стихийного бедствия  или других чрезвычайных и  непреодолимых обстоятельств;

 

- совершение налогового правонарушения  налогоплательщиком - физическим лицом,  находившимся в момент его  совершения в состоянии, при  котором это лицо не могло  отдавать себе отчета в своих  действиях или руководить ими  вследствие болезненного состояния;

 

- выполнение налогоплательщиком  или налоговым агентом письменных  разъяснений по вопросам применения  законодательства о налогах и  сборах, данных налоговым органом  или другим уполномоченным государственным  органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

 

Обстоятельствами, смягчающими ответственность  за совершение налогового правонарушения, признаются:

 

- совершение правонарушения вследствие  стечения тяжелых личных или  семейных обстоятельств;

 

- совершение правонарушения  под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

 

- иные обстоятельства, которые  судом могут быть признаны  смягчающими ответственность.

 

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

 

Вопрос о соотношении налоговых  правонарушений и преступлений является весьма актуальным и широко освещается в специальной литературе. Некоторые  авторы считают, что независимо от размера сокрытых налогов в случае совершения ошибок или отсутствия умысла на уклонение от уплаты налогов налогоплательщиков можно привлекать только к налоговой ответственности. Одним из основных критериев разграничения налоговой и уголовной ответственности является именно размер сокрытых налогов: менее установленных в УК РФ пределов - состав налогового правонарушения, более - надо выяснять наличие умысла и иных условий, необходимых для привлечения к уголовной ответственности. В любом случае сложно выработать универсальный критерий для разграничения налоговой и уголовной ответственности. Есть некие общие принципы, а решение в отношении конкретного случая и налогоплательщика должно приниматься строго индивидуально с учетом всех обстоятельств дела, смягчающих и отягчающих вину.

 

До принятия ФЗ “О внесении изменений  и дополнений в Уголовный кодекс РФ” от 08.12.2003г. № 162-ФЗ Уголовный  кодекс РФ в качестве преступлений предусматривал уклонение гражданина или организаций от уплаты налогов  и обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды. Причем, понятие налога здесь четко совпадало и совпадает сейчас с определением Налогового кодекса. В соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в налоговой системе Российской Федерации с 1 января 2001 г. произошли изменения. Так, вместо страховых взносов в государственные внебюджетные фонды теперь в соответствии со ст.ст.234 - 244 части второй НК РФ уплачивается единый социальный налог. То есть под уклонением от уплаты обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды подразумевается уклонение от уплаты единого социального налога. Однако в налоговом праве под определение налога в широком смысле слова подпадают не только налоги, но и сборы. В связи с этим возникает вопрос: может ли образовывать состав преступления уклонение от уплаты сборов, входящих в налоговую систему? Но вышеупомянутый закон внес некоторые изменения в структуру норм ст. 198 и ст. 199 УК РФ. Теперь физических лиц и организации можно привлечь к уголовной ответственности не только за уклонение от уплаты налогов, но и за уклонение от уплаты сборов.

 

         Налоги (сборы) – важнейший источник формирования доходной части государственного бюджета и бюджетов нижестоящих уровней. Поэтому, преступление, предусмотренные ст.198 и ст.199, а также ст.199.1 и ст.199.2 УК РФ, введенные в действие с 01.01.2004г. подрывают финансовые интересы государства, т.е. в конечном итоге, потерпевшим по данным преступлениям является государство.

 

 

Глава 3. Ст. 198 Уголовного кодекса РФ                                                 “Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица”

 

 

3.1. Общая характеристика статьи.

 

В соответствии со ст.198 УК РФ уклонение  гражданина от уплаты налогов и (или) сборов может быть совершено путем  непредставления налоговой декларации или иных документов, представление  которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, и влечет за собой наложение штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. В п.2 данной статьи предусмотрен другой квалифицирующий признак: уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, совершенное в особо крупном размере, что влечет за собой наказание в виде либо штрафа в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. В примечании  к данной статье поясняется, что уклонение гражданина от уплаты налогов и (или) сборов признается в крупном размере, если сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей, а в особо крупном размере - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика преступлений в сферере налогообложения