Состояние и перспективы развития гостеприимства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей экономики.
Издавна гостиничное дело и туризм как две области общественной жизни были неразрывно связаны между собой. Постоянно мы становимся свидетелями того, как туризм влияет на развитие гостиничного дела и, наоборот, как от уровня гостиничного дела зависит развитие туризма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....3

I. Туристско-гостиничный бизнес как отрасль экономики…………………...…..9
1.1. Особенности организации и значение туристско-гостиничного
бизнеса…………………………………………..............................................9
1.2. Состояние туристско-гостиничного хозяйства в России……………...…17
1.3. Перспективы развития отрасли……………………………..……...………24
II. Анализ состояния туристско-гостиничной отрасли…………...……….……….28
2.1. Анализ развития туристско-гостиничного бизнеса в России……………28
2.2. Состояние и перспективы развития гостеприимства
в ХМАО-Югре…………………………………...………………………….32
Заключение…………………………………………………………..…………..….….50
Список использованной литературы…………….……………………………..….…52
Приложение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 1 пример.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

Помимо этого, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре существует большой потенциал для развития активного туризма (горнолыжный, водный, экстремальный, спортивный). Благодаря холмистому рельефу территории, в автономном округе большую популярность приобретают экстремальные виды туризма: сплав по могучим сибирским рекам, сноуборд, горные лыжи, кайтинг.

В автономном округе действую 4 горнолыжных комплекса: «Хвойный Урман» и «Кедровый» (г. Ханты-Мансийск), «Трехгорье» (г. Нижневартовск), «Каменный Мыс» (г. Сургут), лыжно-санный комплекс (г. Радужный), горнолыжная база «Карпоспат» (г. Нягань) и «Северное сияние» (г. Пыть-Ях).

Так количество туристов, посетивших данные комплексы в 2010 году, составило 46800 человек, в 2011 году — 51000 человек. Активный (спортивный, экстремальный, приключенческий, рыболовный) туризм уже имеет развитие в автономном округе.  Главная тенденция будет состоять в дополнении приключенческого, экстремального элемента. Планируется введение новых для автономного округа форм туров:  экспедиции по крайним точкам границ автономного округа «Ожерелье Югры», «Экспедиция на Приполярный Урал»,  межрегиональные маршруты «Сафари на снегоходах, оленьих и собачьих упряжках по древним кочевым путям северных народов» (совместно с Ямало-Ненецким автономным округом). Для развития рыболовного и охотничьего туризма в автономном округе есть уникальные ресурсы, на которых создаются конкурентное преимущество данных туров, которые сегодня пользуются устойчивым спросом и будут развиваться в будущем. Перспективными территориями для данного вида туризма являются Березовский район, Ханты-Мансийский район, Кондинский район, Нижневартовский район, Белоярский район, Сургутский район, Октябрьский район.

Наличие природно-климатических и туристско-рекреационных ресурсов в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре дает предпосылки развивать оздоровительный туризм, который является наиболее значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни населения. По результатам изучения геологической информации о полезных ископаемых автономного округа (бальнеоресурсы, подземные минеральные лечебные воды, лечебные грязи), которые потенциально можно использовать в качестве уникального туристского ресурса автономного округа, выявлено, что на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры имеется семь пунктов бальнеологического использования подземных минеральных лечебных вод, которые содержатся в апт-альб-сеноманском и неокомском водоносных комплексах, это территории: г. Сургут (санаторий-профилакторий «Кедровый лог» (2 скважины), г. Когалым (водолечебница городской больницы), г. Нижневартовск (санаторий-профилакторий «Нефтяник Самотлора»), г. Югорск (санаторий-профилакторий ООО «Тюмень Транс Газ»), г. Урай (больница восстановительного лечения (скважина законсервирована), г. Ханты-Мансийск (веллнесс-отель «Югорская долина»), г. Ханты-Мансийск (водолечебница городской больницы).

По результатам проведенной ресурсной оценки на наличие лечебных грязей в автономном округе было обследовано более 400 озер, сапропелевые залежи, удовлетворяющие предварительным требованиям, выявлены в 160 озерах.

Объекты достаточно равномерно распределены по семи районам автономного округа: Ханты-Мансийском, Кондинском, Нефтеюганском, Нижневартовском, Октябрьском, Советском и Сургутском. В 24 озерах лечебные свойства грязей подтверждены лабораторными исследованиями и бальнеологическими заключениями. Остальные 136 озер являются потенциальными источниками лечебных грязей.             

Лечебные свойства выявленных в автономном округе лечебных сапропелевых грязей сопоставимы с лечебными сапропелями курортов «Талая» (Магаданская обл.), «Самоцвет» (Свердловская обл.), «Кисегач» (Челябинская обл.), «Тараскуль» (Тюменская обл.). 

По статистическим данным число туристов, посетивших автономный округ с оздоровительными целями, в 2009 году составило 19,7 тыс. чел., что на 1,8% больше, чем в 2010 году (18,2), и на 1,5%  меньше, чем в 2011 году (20,0 тыс. чел.).

Таким образом, результаты выполненных работ позволяют рационально планировать развитие оздоровительного туризма на территории автономного округа, с использованием программно-целевых методов и применения механизмов государственно-частного партнерства с учетом эффективного межведомственного взаимодействия, контроля и принятия согласованных решений. Развитие этого вида туризма является наиболее значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни населения. В перспективе г. Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийский район предлагается рассматривать как центр оздоровления в Уральском федеральном округе.

Агротуризм имеет значительный потенциал для развития в автономном округе. Его экономическая роль в сохранении занятости и обеспечении дополнительным доходом сельских жителей может быть очень велика.  В настоящее время на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры действуют 2 туристических объекта на базе крестьянских (фермерских хозяйств): Владимирское современное фермерское хозяйство (г. Ханты-Мансийск), Животноводческий сельскохозяйственный кооператив «Селиярово» (Березовский район).

Одним из важных направлений развития инфраструктуры туризма в автономном округе является создание цивилизованных условий для автотуристов. Автотуризм взаимосвязан со всеми охарактеризованными выше видами туризма. Необходимо обустроить придорожную инфраструктуру туристской направленности (мини-отели, кемпинги, стоянки, пункты общественного питания).

Сложившаяся система социального туризма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре  предусматривает льготные транспортные тарифы на воздушные и иные перевозки для детей, молодежи, льготные прейскуранты на размещение в гостиницах для туристских групп (с возможностью размещения 1−2 чел. бесплатно).

В качестве механизма снижения стоимости проживания гостиницами автономного округа для семейных и детских групп сформированы льготные тарифы и предоставляются скидки на проживание в выходные дни. При организации экскурсионных программ, туров и межмуниципальных поездок для социально-льготных категорий населения обязательным является страхование туристов и обеспечение их безопасности.

По статистическим данным количество человек, участвующих в таких акциях и кампаниях, составляет в 2009 году 138,2 тыс. чел., что на 11% меньше, чем в 2010 году (153,5), и на 83%  меньше, чем в 2011 году (253,5 тыс. чел.).

Предприятия туриндустрии разрабатывают и реализуют различные экскурсионные программы и туры выходного дня для социально-льготных категорий населения с использованием механизма гибкой системой ценообразования. Ежегодно обновляется реестр туристских программ и экскурсионных маршрутов: 2009 год – 96 программ, 2010 год  — 105 программ, 2011 год – 286 программ. Для стабилизации цен на туристские услуги введены карты со скидками на посещение мероприятий отдыха и развлечений.

Сложившаяся в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре ситуация в сфере туризма показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по развитию туристской инфраструктуры, в частности предоставление грантов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации.

Необходимо увеличение данной государственной поддержки по развитию инфраструктуры для различных видов туризма наряду с информационной поддержкой внутреннего и въездного туризма, а также повышением качества предоставляемых услуг.

В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре отсутствует региональный закон, определяющий правила туристской деятельности на территории автономного округа. Так  первоочередной задачей является принятие окружного закона «О туризме и туристской индустрии в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Негосударственное регулирование в сфере туризма осуществляют созданные в 2011 году некоммерческие туристские организации: Ассоциация экскурсоводов Югры,  саморегулируемая организация «Союз турпредприятий Югры», деятельность которых направлена на создание условий, благоприятных для развития туристского бизнеса, выработку единых подходов и стандартов в обслуживании туристов. Одним из результатов работы в прогнозный период должно быть распространение по всему автономному округу стандартов гостиничного и экскурсионного сервиса, стандартов доступа в Интернет в гостиницах автономного округа.

Таким образом, сегодня в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре существуют факторы, благоприятствующие развитию туризма в автономном округе в ближайшей перспективе:

· наличие туристской инфраструктуры и достаточно значимого туристского потенциала;

· рост доходов населения автономного округа, т.е. увеличение покупательской способности потенциальных потребителей индустрии туризма;

· увеличение внутрирегионального спроса на услуги баз отдыха, санаторно-курортного обслуживания и пр., что во многом связано с ростом благосостояния населения;

· значительный экономический рост в автономном округе, вызванный благоприятной конъюнктурой внешних рынков (в первую очередь, нефтяных) и способствующий увеличению потока деловых туристов в автономный округ;

· рост интереса к экзотическим дестинациям, к которым в известной степени может быть причислен и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, со стороны иностранных туристов.

Указанные предпосылки позволяют рассматривать Ханты-Мансийский автономный округ – Югру как туристическую дестинацию, имеющую определенную перспективу, во-первых, на региональном уровне, во-вторых, на внутреннем российском рынке, в-третьих, на международном туристском рынке.

Проблема кадрового дефицита выдвинется в прогнозный период в ранг важнейших, от которой напрямую будет зависеть развитие сферы туризма.

В настоящее время вопросами подготовки профессиональных кадров среднего звена для туротрасли занимаются Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Белоярский технико-экономический колледж» (г. Белоярский) и Автономное учреждение среднего профессионального образования «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж».

В 2009 году было выпущено 75 человек, что в 5,7 раз больше, чем в 2010 году (13 чел.), и в 2,6 раза больше, чем в 2011 году (29 чел.)

Подготовка и переподготовка специалистов для туристской отрасли осуществляется на базе Югорского государственного университета (г. Ханты-Мансийск), Нижневартовского государственного гуманитарного университета (г. Нижневартовск), Сургутского государственного университета и Сургутского государственного педагогического университета (г. Сургут).

В  2009 году было выпущено 53 человека, что в 1,5 раза меньше, чем в 2010 году (79 чел.), и в 2,2 раза меньше, чем в 2011 году (118 чел.)

В перспективе необходимо взаимодействие с ведущими высшими профессиональными учебными заведениями Российской Федерации по программам подготовки и переподготовки кадров для сферы услуг.

Строительство и реконструкция важнейших туристических объектов нового яруса: мотелей, мини-гостиниц, гостиниц в сельской местности, станет инфраструктурной основой для существенного количественного увеличения и пространственного расширения потока въездных туристов. Дополнительным импульсом для развития туризма станет формирование пакетных туров, в котором турпродукт автономного округа будет интегрирован с турпродуктами соседних регионов Урала и Сибири.

 

Основными факторами, сдерживающими рост внутреннего и въездного туристских потоков, являются:

— слабо развитая, а в ряде районов отсутствующая инженерная инфраструктура (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения, причалы, пристани, дноуглубление и берегоукрепление), что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу;

— низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде районов отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры);

— невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;

— недостаточное продвижение автономного округа как привлекательного направления для туристов, обусловленное низким уровнем бюджетного финансирования.

Недостаточная государственная поддержка сферы туризма в ближайшие годы в автономном округе может привести к:

-дальнейшему снижению конкурентоспособности регионального туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках (в том числе по причине износа объектов туристской инфраструктуры и продолжающегося снижения качества предоставляемых туристских услуг);

-снижению внутренних и въездных туристских потоков, что повлечет за собой сокращение налоговых и иных поступлений  в бюджетную систему;

-снижению уровня занятости населения в сфере туризма и смежных отраслях, уменьшению доходов населения и повышению социальной напряженности.

 

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать:

-разрозненные действия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих  задач в этой области;

-распыление бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем в сфере туризма.

В этом случае государственная политика развития туристско-рекреационного комплекса автономного округа может свестись преимущественно к совершенствованию нормативно-правовых основ его функционирования, что обеспечит лишь локальную результативность в части создания предпосылок для более полного использования имеющихся туристско-рекреационных ресурсов.

 

 

 

Заключение

 

                 В последние годы наша страна пытается перевести экономику на рыночные принципы развития и хозяйствования. В рыночной экономике огромная роль принадлежит индустрии гостеприимства. Эта отрасль народного хозяйства призвана быть, визитной карточкой страны. Помимо всего прочего эта отрасль приносит большие прибыли и вносит существенный вклад в развитие национальной экономики. Развитие отрасли гостеприимства приведет в конечном итоге к тому, что туристы со всех стран мира, посещая Россию, дадут толчок к развитию и других отраслей народного хозяйства нашей страны. В настоящее время проявляется интерес и к туризму, как одной из составляющей индустрии гостеприимства.

Информация о работе Состояние и перспективы развития гостеприимства в России