Состояние и перспективы развития гостеприимства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей экономики.
Издавна гостиничное дело и туризм как две области общественной жизни были неразрывно связаны между собой. Постоянно мы становимся свидетелями того, как туризм влияет на развитие гостиничного дела и, наоборот, как от уровня гостиничного дела зависит развитие туризма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....3

I. Туристско-гостиничный бизнес как отрасль экономики…………………...…..9
1.1. Особенности организации и значение туристско-гостиничного
бизнеса…………………………………………..............................................9
1.2. Состояние туристско-гостиничного хозяйства в России……………...…17
1.3. Перспективы развития отрасли……………………………..……...………24
II. Анализ состояния туристско-гостиничной отрасли…………...……….……….28
2.1. Анализ развития туристско-гостиничного бизнеса в России……………28
2.2. Состояние и перспективы развития гостеприимства
в ХМАО-Югре…………………………………...………………………….32
Заключение…………………………………………………………..…………..….….50
Список использованной литературы…………….……………………………..….…52
Приложение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 1 пример.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

Гостиничный бизнес напрямую связан с деловой активностью. По мере индустриального развития растет интеграция производств и, соответственно, увеличивается поток командированных.

  В Москве, Питере и Сочи это наиболее ярко проявляется, поскольку здесь сосредоточены самые крупные финансы и самые крупные управленческие силы. Потому и гостиничный бизнес в этих городах активно развивается.

В 2004 г. по сравнению с 2002 г. и в первом полугодии 2003 г. рост пришелся только на туристов из дальнего зарубежья. А это 38% от всего количества размещенных гостей. По остальным сегментам потока, наоборот, шло сокращение. При этом падение по странам СНГ и по внутренним туристам настолько существенное, что, несмотря на 15%-ный рост гостей из дальнего зарубежья, в целом количество размещенных падает примерно на 3% ежегодно. На данный момент с московского рынка выведено 3100 номеров. А введено, по официальным данным, 1200. Средняя загрузка по всем московским гостиницам в 2003 г. была почти 70%. При этом в городе достаточно большая сезонность, и, допустим, в субботу-воскресенье загрузка отелей составляет 30%, а в четверг достигает 100%. Значит, для того чтоб средняя была 70%, гостиницы всю неделю работают на пределе, за исключением, разве что, выходных. А ведь на самом деле чрезмерное увеличение загрузки не очень хорошо, потому, что тогда возрастают эксплуатационные расходы, нагрузка на персонал, и отель, как это ни странно, начинает терять, а не зарабатывать. И те же гостиницы зачастую сознательно ограничивают загрузку, чтобы выдерживать корпоративный стандарт и обеспечивать соответствующее качество.

Деловой турист платит не из своего кармана, а размещается за счет фирмы, потому гостиницы 4-5* не востребованы. А обычный турист, тем более, тот, который выбирает групповой тур, а не индивидуальный, не готов тратить больше $100 в сутки. По данным Всемирной туристической организации, западный турист тратит в день от $80 до $100. Вот это и есть те средства, на которые, в лучшем случае, могут рассчитывать гостиницы, принимающие туристические группы.

   В Москве, с одной стороны, трудно получить землю под строительство. С другой стороны, рынок жилой, офисной и торговой недвижимости постепенно насыщается. А в нашей стране всегда были люди, у которых есть свободные деньги. А деньги у делового человека должны работать. Средства направляются в регионы. Там с землей проще. При этом данный сектор в регионах оказывается даже более привлекательным, потому что гостиница ориентирована на внешний спрос. Если в региональный офис или торговый центр придет местный житель, у которого покупательная способность сильно отличается от москвича, или приедет командировочный из Москвы, который готов платить $100 за день проживания, кто больше заработает? Гостиница. Разумеется, при условии, что в этом регионе достаточно большая деловая активность и, соответственно, много командировочных.

В России представлены практически все глобальные гостиничные сети. Многие из них уже открывают свои отели (или намереваются сделать это в ближайшем будущем) не только в столице, но и в других крупных городах. Однако не появилось пока ни одной национальной компании, которая бы имела в управлении несколько гостиниц, и ни одной полноценной национальной гостиничной сети. Основная проблема — в особенностях менталитета российского собственника, который не готов отдать свою недвижимость в управление другому лицу. Кроме того, у нас пока нет таких собственников, у которых гостиничных объектов было бы достаточно много.   

Ведь сеть предполагает как минимум 10 объектов, чтоб появилась экономия на масштабах производства. Желающих взять в управление несколько отелей в России достаточно, хватает и инвесторов, готовых строить собственные сети. Но это невозможно осуществить сразу. Необходимо время, чтобы набралась определенная критическая масса.

В последние годы начал формироваться, особенно в туристических центрах вроде Санкт-Петербурга, Золотого кольца и курортной зоны морских побережий, рынок частных мини гостиниц.

Мини-гостиницы — одна из альтернатив тенденции вымывания 3 гостиниц из центра Москвы. Они могут приблизить туристов к объектам показа. К тому же, сегодня клиенты во всем мире стремятся к индивидуализированности услуг. А в небольшом отеле на 20 номеров и по имени будут называть, и привычки постоянных клиентов будут знать. Кроме того, найти участок или полуразрушенный особняк для такого отеля значительно проще. И в течение последних 10 лет гостиничный бизнес в России развивался как раз исключительно за счет мини-гостиниц. Они будут развиваться и дальше, потому что бизнес может идти не только сверху, но и снизу. Если бизнес идет сверху, решаются стратегические задачи, проводится мониторинг рынка, разрабатываются долговременные бизнес-планы. То есть это бизнес достаточно трудоемкий в исполнении. А бизнес снизу — это когда один человек решил открыть, скажем, маленький придорожный ресторанчик, посмотрел, как он работает, понял, что многие посетители хотели бы остаться на ночь, и построил рядом автостоянку и мини-гостиницу. И это бизнес не такой затратный, потому что не нужна сложная рыночная стратегия, какие-то особые фокусы; достаточно чувствовать рынок и трезво оценивать собственные возможности. Это такой карманный бизнес. Если завтра, допустим, клиенты не пойдут, хозяин на месте гостиницы откроет такой же небольшой магазин.

  Гостиничный бизнес - бизнес с огромной перспективой. Интерес к гостиничному бизнесу растет с каждым годом. При этом инвестор уже сам знает, чего хочет и что ему необходимо для того, чтобы построить гостиницу.

На сегодняшний день Россия располагает примерно 5 тыс. гостиниц, в работе которых занято около 100 тыс. человек. При этом свыше 80% гостиниц до сих пор не приватизировано. Начиная с 1990 г., в дорогом сегменте рынка появляются принадлежащие международным цепям 4- и 5-звездочные отели, на которые сегодня приходится 15% оборота отрасли.

Производительность труда в российском секторе гостиничных услуг составляет 18% от уровня США. В гостиницах, принадлежащих к мировым цепочкам (далее — сетевые гостиницы), этот показатель равен 60% от уровня США, а в обособленных гостиницах - 19% от уровня американских аналогов.

Причинами такого отставания российских гостиниц являются:

   1. Обособленные гостиницы менее загружены, функции их персонала излишне специализированы, они предлагают непривлекательные номера, масштаб их деятельности крайне низок;

  2. В сетевых гостиницах наблюдается недостаток квалифицированного персонала;

3. В России  мало сетевых гостиниц, эффективность которых значительно выше, чем в обособленных за счет централизованной службы бронирования номеров;

   4. Большинство обособленных гостиниц находится в собственности государства, что не является для менеджеров стимулом к повышению эффективности;

   5. Падение спроса, высокая стоимость капитала, неразвитость туристических объектов, дороговизна строительных работ, бюрократия и коррупция при распределении земельных участков являются основными внешними препятствиями для сетевых гостиниц.   При устранении этих препятствий российский сектор гостиничных услуг может привлечь инвестиции и достигнуть 60-65% от уровня производительности труда в США.

  Для развития туризма необходимы мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры и материальной базы туризма в России:

- разработка реестра туристских ресурсов страны;

- создание центра экскурсионных и туристских программ по столицам и перспективным, с точки зрения туризма, регионам России, воссоздание туристских маршрутов, проходящих через несколько столиц СНГ;

- создание подразделений РУВД для борьбы с нелицензированной туристской деятельностью;

- налаживание связей между туристской инфраструктурой и другими отраслями народного хозяйства: развитие транспортной инфраструктуры, восстановление парков, здравоохранение, экология, связь, общественное питание;

- реконструкция и строительство гостиниц среднего и малого класса (3 звезды), развитие туриндустрии для лиц со средним уровнем дохода (внутренний туризм);

- строительство мотелей на основных въездных трассах;

- создание новых мест парковки туристского транспорта;

- создание транспортных терминалов международного уровня;

- развитие сети спортивных сооружений и конгрессно - выставочных центров;

- наличие программного обеспечения, предлагающего посетителю потребительские возможности мирового уровня;

Вопрос классификации отелей достаточно сложен и требует четко разработанной методики классификации и механизма контроля за соответствием отеля присвоенному классу. ГОСТ РФ от 21.02.94 № 3 [1] закреплял классификацию отелей, исходя из материально- технической базы, номенклатуры и качества предоставляемых услуг, а также — уровня обслуживания. К обязательной сертификации были отнесены требования обеспечения жизни, здоровья, сохранности имущества туристов и охраны окружающей среды, а к добровольной - качество предоставляемых услуг.

Однако на практике ГОСТ практически не действовал — отсутствовала государственная система контроля за соблюдением требований, предъявляемых к гостиницам, в добровольной оценке качества были заинтересованы только «дорогие» отели.

  Гостиницы «три звезды» стали самыми «ненадежными» средствами размещения. По существующей классификации в эту категорию попали как достаточно комфортабельные отели, принадлежащие коммерческим структурам, так и гостиницы, близкие к категории «две» и «одна звезда» (отели, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, ведомственные гостиницы).

Бизнес гостиничных услуг как вид предпринимательской деятельности оказался наиболее приближенным к рыночным колебаниям спроса и предложения. Для самостоятельных предприятий, оказывающих гостиничные услуги, возникает возможность выработки системы оценок по сервису на рынке.

Анализ сложившейся ситуации с функционированием гостиничных комплексов в положении «на плаву» и «ввысь» позволяет с достаточной обоснованностью утверждать, что эффективность гостиничного бизнеса связана в первую очередь со степенью эффективности менеджмента.

К основным тенденциям развития предприятий индустрии гостеприимства, оформившимся достаточно четко только в последние десятилетия можно отнести следующие:

- углубление специализации гостиничного и ресторанного предложения;

- образование международных гостиничных и ресторанных путей;

- развитие сети малых предприятий;

- внедрение в индустрию гостеприимства новых компьютерных технологий.

 

                 В последнее время наряду с традиционными отелями и ресторанами стали появляться специализированные предприятия с сокращенным набором услуг и блюд, ориентированные на обслуживание представителей определенного сегмента туристского рынка.

Углубление специализации предприятий гостеприимства взаимосвязано с такой важной тенденцией, как образование международных цепей, которые играют огромную роль в разработке и продвижении высоких стандартов обслуживания.

  Кроме гостиничных цепей на туристском рынке активно функционируют и специфические объединения, основная цель которых – объединить лучших представителей гостиничного бизнеса.

 

1.2. Состояние туристско-гостиничного хозяйства в России.

 

                 Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору  нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только  Красная Поляна и Сочи,  но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.

В настоящее время в стране насчитывается более 6 тысяч гостиниц, тогда как в 2004 году их насчитывалось только 4 тысячи. С учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численность российских граждан, проживавших в 2006 году в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн. человек, из них в гостиницах  - 16,4 млн. человек.    

Объем платных услуг, оказываемых населению гостиницами и аналогичными средствами размещения, ежегодно растет и составил в 2007 году  88,9 млрд. руб.,  что превысило показатели 2005  года на 47%.

                По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта  составили  6,7%.  Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%,  инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.

Информация о работе Состояние и перспективы развития гостеприимства в России