Состояние и перспективы развития гостеприимства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей экономики.
Издавна гостиничное дело и туризм как две области общественной жизни были неразрывно связаны между собой. Постоянно мы становимся свидетелями того, как туризм влияет на развитие гостиничного дела и, наоборот, как от уровня гостиничного дела зависит развитие туризма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....3

I. Туристско-гостиничный бизнес как отрасль экономики…………………...…..9
1.1. Особенности организации и значение туристско-гостиничного
бизнеса…………………………………………..............................................9
1.2. Состояние туристско-гостиничного хозяйства в России……………...…17
1.3. Перспективы развития отрасли……………………………..……...………24
II. Анализ состояния туристско-гостиничной отрасли…………...……….……….28
2.1. Анализ развития туристско-гостиничного бизнеса в России……………28
2.2. Состояние и перспективы развития гостеприимства
в ХМАО-Югре…………………………………...………………………….32
Заключение…………………………………………………………..…………..….….50
Список использованной литературы…………….……………………………..….…52
Приложение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 1 пример.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

   Дополнительный импульс  для въездного и внутреннего туризма  может придать  развитие индустрии развлечений, в том числе  создание  игорных зон. В настоящее время  уже подписаны распоряжения Правительства Российской Федерации о создании  игорных зон в Калининградской области, Алтайском крае и на границе Краснодарского края и Ростовской области.

Создание условий для развития круизного туризма возможно путем  разработки комплекса мер, включающих  реконструкцию и строительство морских вокзалов, портовых причалов, пристаней, а также закупку пассажирских судов. 

  Для  повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма в России, в частности, улучшения ситуации с туристским транспортом, необходимо принятие комплексных мер по снижению или отмене таможенных пошлин на закупку круизных судов, туристических автобусов, непроизводимое в Российской Федерации оборудование гостиниц, ресторанов, горнолыжных комплексов. В настоящее время оборудование для горнолыжных подъемников (несущие опоры, двигатели, тормозные системы, опорные и направляющие башмаки, элементы подвижного состава: кресла, кабины и вагоны закрытого типа, натяжные устройства и системы безопасности) не производится. Высокие ввозные пошлины на закупку канатных дорог и доставку в целом увеличивают сроки окупаемости и стоимость туристских услуг на отечественных горнолыжных комплексах.   

Кухонное (плиты, системы вентиляции, морозильные и холодильные шкафы, барное и прочее оборудование) и лифтовое гостиничное оборудование, соответствующее международным стандартам, предъявляемым к гостиницам высокого класса (4-5 «звезд»), также закупается у зарубежных поставщиков. Автобусы туристического типа в России не производятся. Это вынуждает транспортные и туристические компании брать в лизинг подержанные автобусы устаревшего образца, что часто делает автобусные туры небезопасными  для потребителей.

  Повышенному интересу иностранных туристов к новым неизведанным территориям может соответствовать создание туристского предложения в арктических  и труднодоступных районах  России (Земля Франца Иосифа, Командорские острова, остров Русский).  Это  требует  подготовки  специальных предложений по государственной поддержки с целью   привлечения туристов на северные островные территории.

                 Особую ответственность на туристскую индустрию налагает  проведение в 2014 году Зимних Олимпийских игр в Сочи. Это требует высокого уровня  подготовки гостиничных средств размещения и  соответствующего качества обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Анализ состояния туристско-гостиничной отрасли.

 

2.1. Анализ развития туристско-гостиничного бизнеса в России.

 

                Переход российского туристского сектора на рыночные условия хозяйствования совершался на основе преемственности туристских традиций и связей. В советский период туризм строился на плановой основе. Активно развивался внутренний туризм, поддерживались прочные международные туристские связи.

                 К настоящему времени мы почти приблизились к уровню 90-х гг., в 2002 г. численность российских граждан, путешествующих по России, составила 46,9 млн., из них 22,3 млн. поездок было совершено с проживанием в гостиницах и аналогичных средствах размещения. Российские граждане совершили в 2002 г. 20,3 млн. поездок за рубеж. Эта оценка дана Госкомстатом РФ на основе данных о перевозке пассажиров транспортом общего пользования и данных ФПС России. В оценке путешествующих по России резидентов не учтены пригородные поездки и междугородные автобусные перевозки, поскольку по преимуществу они носят нетуристский характер, а выделить из них долю туристских поездок не представляется возможным. Не включены и путешествия граждан на собственных автомобилях и других транспортных средствах, которые не поддаются традиционным методам статистического наблюдения.

   В 2003 г. Россию посетило 22,5 млн. иностранных граждан, российские граждане совершили 20,5 млн. поездок за рубеж. К 2010 г. Всемирная туристская организация (ВТО) прогнозирует вхождение России в десятку наиболее посещаемых стран мира.

                В апреле 2000 г. Госкомстат России впервые обследовал туристические фирмы. Статистические вопросники были направлены в адрес 11 339 турфирм. Отчитались органам статистики 4828 фирм, или 42,6% от числа адресатов, из которых 3045 прислали заполненные формы. Анализ причин невозвращения формуляров показал, что в 3156 случаях (38,1% от числа не вернувшихся и вернувшихся незаполненными бланков) фирма отсутствовала по указанному адресу, 3025 фирм (36,5%) не занимались в прошлом году туристской деятельностью, 1181 фирма (14,2%) прекратила свое существование, 932 фирмы (11,2%) уклонились от представления отчета.

                Приведенные выше данные показывают, что из одиннадцати с лишним тысяч турфирм после кризиса реально функционировало лишь 42,6%. Очень многие турфирмы обанкротились в результате проблем, источниками которых был кризис финансово-кредитных организаций.

   В 2003 г. обследование туристических фирм проведено повторно, полученные данные позволяют проследить динамику развития туристской деятельности. На начало 2003 г. в России действовало 3345 туристических фирм, что на 12,8% больше, чем в 2000 г. Средняя численность занятых в турфирмах работников возросла за этот период на 10,2% и достигла показателя 29 544 чел. Почти все турфирмы (89%) имеют частную форму собственности. Каждая пятая фирма функционирует в Москве. Три четверти обследованных турфирм работали полный год, деятельность же остальных носила явно выраженный сезонный характер (функционировали в среднем 6 месяцев в году).

                У турфирм, занимающихся формированием туров (туроператоров), основную часть расходов, как и два года назад, составляли расходы по приобретению прав на услуги сторонних организаций (75,8%). Хотя их доля в общем объеме затрат в 2002 г. по сравнению с 2000 г. уменьшилась на 2,6 процентного пункта.

                Как показывают результаты повторного обследования, за два года произошло снижение выручки, полученной турфирмами от оказания услуг, на 10,5% при одновременном увеличении суммы затрат на 16,4%. Доля прибыльных и убыточных турфирм в 2010 г. по сравнению с 2009 г. осталась практически без изменений, составив соответственно 54,5 и 39%.

 

                Из всех видов организованного туризма наиболее распространенным для России по числу туристов является внутренний туризм, по обороту (общая стоимость проданных путевок) — выездной.

                Процесс объединения туристических предприятий происходит пока еще не столь активно, как на зарубежных туристских рынках. В России наиболее заметно это происходит в гостиничном бизнесе. Так, Best Eastern Hotels (BEH) объединяет совместные усилия российских гостиниц по продвижению турпродукта. Наиболее широко сеть представлена в России (157 гостиниц), Украине (36), Литве (30), Латвии (20) и Эстонии (18). Оператором BEH является его основатель «Академсервис ДМС».

                Объединения гостиниц чаще всего касаются отдельных сфер деятельности, например маркетинга. Члены объединения представлены в глобальных сетях бронирования, Интернете, в каталоге объединения, публикациях в сетевых информационных бюллетенях, на туристских выставках и ярмарках. Действует совместная программа обучения и повышения квалификации персонала.

                 Происходит объединение туристических фирм с финансово-кредитными организациями, что дает возможность усилить финансовый потенциал компании, расширить клиентскую базу, сбытовую сеть. Так, объединение туристической компании «Инна Тур» с холдингом «Госинкор» позволило компании открыть свои представительства в С.-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Томске, Тольятти. За два года, 2010—2011 гг., оборот «Инна-Тур» вырос с 40 до 120 млн. долл., число обслуженных компанией туристов возросло до 550 тыс. Однако этот опыт оказался не вполне удачным — бывшим владельцам «Инны Тур» пришлось покинуть холдинг. Видимо, сказалась недостаточно детальная проработка правовой базы объединения, вопросов оценки интеллектуальной собственности и предпринимательской способности, процесса принятия стратегических решений.

 

                Развивается процесс укрупнения туристических фирм за счет увеличения штатной численности, расширения офисных помещений, открытия филиалов и развития новых направлений сферы услуг. Например, «Роза ветров» со времени основания выросла из крошечного агентства в группу компаний со штатом 70 человек и оборотом 10 млн. долл. В настоящее время группа «Роза ветров» объединяет пять подразделений, в том числе управляющую компанию, центр красоты и здоровья «Арт-Мед», фирмы, специализирующиеся по внутреннему туризму, туроператорской и турагентской деятельности.

   Начиная с 2000 г. активно развивается процесс становления сетевой торговли туристскими услугами. Сетевая торговля туруслугами представлена объединениями юридически самостоятельных операторских компаний и турагентств, выступающих под единым брендом. На отечественном рынке в настоящее время работают около 10 сетевых операторов, среди них «Магазин горящих путевок», «Туринфо Глобал трэвел», «Метрополь-экспресс», Greenex, «Куда.ru», «Роза ветров».

   На российском туристском рынке активно ведут себя финансовые структуры, которые создают туристические фирмы по собственным инвестиционным проектам. В 2001 г. финансовая группа «Тантьема» создала в России сеть бюро путешествий, используя современные западные технологии. Принципы работы сети разрабатывались с привлечением американских и европейских консультантов. Держателем торговой марки является новая компания «Туральянс». Компании сети обеспечены единой информационной системой, корпоративными тренингами, собственной маркетинговой службой, занимающейся исследованиями рынка и надежности туроператоров.

 

 

 

 

 

 

2.2. Состояние и перспективы развития гостеприимства в ХМАО-Югре.

 

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра обладает богатым туристско-рекреационным потенциалом: особо охраняемыми природными территориями, памятниками истории и культуры, культурно-историческими ресурсами, самобытным культурным наследием коренных малочисленных народов Севера и современной инфраструктурой. Наличие указанных ресурсов в автономном округе дает предпосылки для развития делового (конгрессно-выставочный, индивидуальный, инсентив-туры), научно-экспедиционного, культурно-познавательного и этнографического (включая событийную составляющую),  экологического,  любительского (охота, рыбалка), круизного (речного), активного  (включая спортивный, экстремальный, горнолыжный, водный), оздоровительного и агротуризма, а также  позволяет выделить три туристско-рекреационные зоны.

Восточная зона включает Сургутский, Нефтеюганский, Нижневартовский районы, города: Сургут, Нижневартовск, Когалым, Лангепас, Мегион, Радужный, Покачи, Нефтеюганск и Пыть-Ях. Ее особенностями является промышленный характер (здесь находится основная часть эксплуатируемых нефтяных месторождений), однообразие ландшафтов, наличие развитой транспортной инфраструктуры — все крупные города зоны связаны автомобильными дорогами с твердым покрытием и имеют автомобильное сообщение с центром округа. Экологически чистые территории находятся в самой восточной части Нижневартовского и южной (левобережной) части Сургутского района. Здесь имеется развитая сеть средств размещения, объектов досуга и развлечений, пунктов общественного питания, музеев, спортивных сооружений, несколько источников минеральных вод. Существуют естественные предпосылки для развития  конгрессно-выставочного, этнографического, культурно-познавательного, рекреационного, водного (речного) туризма, организации туров на старые нефтяные месторождения. 

 

Западная зона включает территорию от Оби и Иртыша до Северного Урала — Ханты-Мансийский район (левобережная часть), Советский и Октябрьский район (левобережная часть), Кондинский район, города: Ханты-Мансийск, Урай, Югорск, Нягань. Основной транспортной магистралью является автодорога Ханты-Мансийск — Нягань — Югорск — Междуреченск. Зона относится к наиболее экологически чистым территориям Югры. Здесь наибольшее число природоохранных территорий – 10 из 24, часть из них доступна на автомобильном или водном транспорте.

Мощный импульс развитию туризма дает строительство автомобильной дороги Пермь – Серов – Ивдель — Югорск – Нягань – Ханты-Мансийск. После завершения строительства посещение достопримечательностей автономного округа станет доступным не только для жителей Тюменской области, но и Пермского края и Свердловской области.

Западная зона перспективна для развития экстремального, экологического, этнографического, событийного, спортивного и культурно-исторического туризма, а также имеются возможности для развития оздоровительного туризма.

Северная зона включает территории Березовского, Белоярского, Ханты-Мансийского (правобережная часть), Октябрьского (правобережная часть) районов и город Белоярский. Северная зона относится к самым экологически чистым территориям Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, хотя число официальных природоохранных территорий здесь невелико. Западную часть северной зоны занимают горы Приполярного Урала с самой высокой  на Урале горой «Народная» (1895 м). Здесь же расположен поселок городского типа Березово, который имеет более чем четырехвековую историю связанную с именами А.Д. Меншикова и семьей Долгоруких.

 

Препятствием для развития туризма в этой части автономного округа является недостаточно развитая сеть автомобильных дорог и относительная малонаселенность (около 180 тыс. жителей). Северная зона перспективна для развития экстремального, экологического, этнографического и культурно-познавательного туризма. Имеются возможности для развития водного и спортивного туризма. Развитие въездного туризма востребует создания здесь современной инфраструктуры, обслуживающей туристов: в селах и поселках мини-гостиниц с полным набором удобств, предприятий быстрого питания, новых автозаправок, станций техобслуживания; вне населенных пунктов — охотничьих домиков, летних кемпингов, бань-саун и др.

Особый интерес для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представляет развитие делового туризма, на который приходится около 70% общего объема поездок с деловыми целями. Данные статистики свидетельствуют об увеличении количества туристов с деловыми целями на 11% в 2011 году (280,0 тыс. чел.), и на 18% меньше в 2010 году (206,5 тыс. чел.) в сравнении с показателями 2009 года (252,6 тыс. чел.).

Информация о работе Состояние и перспективы развития гостеприимства в России