Состояние и перспективы развития гостеприимства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 23:58, курсовая работа

Описание работы

Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей экономики.
Издавна гостиничное дело и туризм как две области общественной жизни были неразрывно связаны между собой. Постоянно мы становимся свидетелями того, как туризм влияет на развитие гостиничного дела и, наоборот, как от уровня гостиничного дела зависит развитие туризма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....3

I. Туристско-гостиничный бизнес как отрасль экономики…………………...…..9
1.1. Особенности организации и значение туристско-гостиничного
бизнеса…………………………………………..............................................9
1.2. Состояние туристско-гостиничного хозяйства в России……………...…17
1.3. Перспективы развития отрасли……………………………..……...………24
II. Анализ состояния туристско-гостиничной отрасли…………...……….……….28
2.1. Анализ развития туристско-гостиничного бизнеса в России……………28
2.2. Состояние и перспективы развития гостеприимства
в ХМАО-Югре…………………………………...………………………….32
Заключение…………………………………………………………..…………..….….50
Список использованной литературы…………….……………………………..….…52
Приложение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 1 пример.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

Развитие событийного и бизнес-туризма является важным фактором роста городов автономного округа. В первую очередь это касается самого Ханты-Мансийска, в котором уже созданы необходимые условия для проведения международных и общероссийских деловых, научных, культурных и спортивных мероприятий и накоплен немалый опыт в их организации и проведении. Например, чемпионаты мира и России по биатлону, Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня», Международная экологическая акция «Спасти и сохранить», Кубок мира и этап кубка России по шахматам, Всемирная Шахматная Олимпиада, Всемирный конгресс финно-угорских народов, фестиваля искусств, труда и спорта «Самотлорские ночи». Конгрессно-деловой туризм сегодня развивается в суженной форме как деловые поездки в автономный округ. В перспективе на этой основе, на созданной инфраструктуре для размещения предпринимателей,  проведения  международных  конгрессов, конференций, семинаров, тематических выставок будет развиваться туризм, более длительный по времени пребывания в автономном округе, более насыщенный по «неделовой» программе посещения. Можно назвать это стратегией трансформации коротких сугубо утилитарных бизнес-визитов в познавательный, нередко семейный и более длительный по дням посещения туризм. Существенную роль в такой трансформации сыграет система льгот, которая поощрит предпринимателей проводить выходные дни с семьями в округе. Возможности расширения деловых контактов будут дополнены отдыхом и знакомством с жизнью коренного населения, приобретением предметов народных промыслов в качестве сувениров, участие в мастер-классах по изготовлению национальных сувениров, приготовление блюд северной кухни  и др.

Общее экономическое развитие, строительство новых и модернизация существующих предприятий в различных отраслях экономики, привлечение на региональный рынок иностранных компаний, оптимизация событийного ряда с точки зрения увеличения туристских прибытий будут определять дальнейший рост делового туризма в городах и районах автономного округа.

В прогнозный период стоит задача существенно разнообразить и событийный календарь автономного округа, выйти за рамки уже сложившегося перечня, с другой стороны, создать знаковые для въездного туризма события в новых районах и городах автономного округа, и здесь выйти за рамки привычного перечня «событийных» городов округа.  Событийные туры, в основу которых включать посещение национальных праздников коренных малочисленных народов Севера.

Большинство проводимых в настоящее время крупных мероприятий в Ханты-Мансийском автономном округе -  Югре являются в большей или меньшей степени дотационными, но для каждого мероприятия должен разрабатываться бизнес-план, предполагающий постепенный перевод его на самоокупаемость с последующим выходом на определенный уровень рентабельности. Исключение могут составлять социально приоритетные мероприятия, ознакомительные туры и мероприятия по привлечению инвесторов.

Круизный (речной) туризм всегда был востребован как среди иностранных, так и среди российских туристов. Развитие круизного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре рассматривается как одно из перспективных направлений внутреннего и въездного туризма. Речную сеть автономного округа формируют крупнейшие судоходные водные артерии (реки Обь и Иртыш), пересекающие 6 субъектов Российской Федерации, что позволяет разрабатывать и продвигать не только межмуниципальные, но и межрегиональные речные маршруты. Период организации речных круизов в автономном округе составляет около 6 месяцев (конец весны, лето, начало осени). На сегодняшний день, туроператорами по внутреннему и въездному туризму автономного округа предлагаются различные по продолжительности круизные программы: от экскурсионных программ (средняя продолжительность 4−6 часов) до многодневных туров (средняя продолжительность 6−7 дней).

По итогам 2009 года речные прогулки совершили 1,8 тыс. чел., что на 39% меньше, чем в 2010 году (более 2,5 тыс. чел.), и на 11% меньше, чем в 2011 году (около 2,0 тыс. чел.)

В настоящее время существует ряд проблем, препятствующих развитию данного вида туризма в автономном округе: слабо развитая, а в ряде муниципальных образований, отсутствующая инженерная инфраструктура (в том числе причалы, пристани, дноуглубление и берегоукрепление), достаточно устаревшие судоходные транспортные средства, находящиеся в эксплуатации с 80−90х годов, отсутствие развитой туристской инфраструктуры (не оборудованы зоны «зеленых» стоянок, мест отдыха). 

Для автономного округа важна интеграция в систему российского рынка туристских услуг посредством объединения усилий внутри Уральского федерального округа. Межрегиональные туры по рекам Обь-Иртышского бассейна необходимы для создания и продвижения единого турпродукта Уральского федерального округа на российский и международный туристские рынки.

Основные туристско-рекреационные зоны развития экологического туризма в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре представлены Западной и Северной зоной.

В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре расположены два государственных заповедника: «Юганский» и «Малая Сосьва», четыре природных парка: «Сибирские Увалы», «Кондинские озера», «Самаровский Чугас», «Нумто», три заказника федерального значения: Верхне-Кондинский, Васпухольский, Елизаровский и четыре – окружного значения: Сорумский, Унторский, «Вогулка», Березовский.

Природными парками накоплен определенный опыт организации экологического и научного туризма, оборудованы экологические тропы,  разнообразные увлекательные маршруты, экологические программы и туры, эколого-этнографические экспедиции, позволяющие достаточно полно изучить экосистему автономного округа и познакомиться с достопримечательностями историко-культурного наследия.

Туристские компании автономного округа при разработке экскурсионных маршрутов включают в свои программы самые интересные и познавательные природные объекты автономного округа.

Общее количество туристов, посетивших природные парки за 2009 год составило 12,5 тыс. чел., что на 52%  меньше, чем в 2010 году (19,0 тыс. чел.), и на 70 % меньше, чем в 2011 г. (21,3 тыс. чел.).  При создании и улучшении условий развития экологического туризма в перспективных территориях автономного округа (в том числе обустройство новых привлекательных маршрутов и инфраструктуры) это направление туризма может обеспечить дополнительный приток туристов свыше 30000 человек в год. Для развития экотуризма необходимо создать юридические и экономические условия туристским компаниям для развития инфраструктуры туризма в природных парках и других особо охраняемых природных территориях в Березовском, Советском, Кондинском, Белоярском, Ханты-Мансийском и Нижневартовском районах.

Историко-культурный потенциал Ханты-Мансийского автономного округа —  Югры является важным конкурентным преимуществом туристской отрасли автономного округа. На поездки с культурно-познавательными целями приходится около 19 % внутреннего потока. В 2009 году с такими целями автономный округ посетило 74,6 тыс.  чел., что на 3% меньше показателей 2010 года (72,0 тыс. чел.), и на 1,8 % больше, чем в 2011 году (76,0 тыс. чел.)

На территории автономного округа находится 4903 объекта культурного наследия, спецификой которых является абсолютное преобладание археологических и этнокультурных объектов: памятники истории и культуры, археологические комплексы «Барсова гора» и «Соровские озера», археологические памятники «Древний Эмдер» и «Местонахождение Луговское», городище Шеркалы, этнографический музей под открытым небом «Торум Маа». Археологическое наследие выполняет важную социальную функцию: археологические материалы экспонируются в 21 музейных комплексах автономного округа, ежегодно функционируют до 5 археологических детских полевых лагерей, объекты археологии активно используются в туристской индустрии.

Многие исследованные археологические объекты автономного округа, в основу которых положен археологический памятник или целый комплекс, возможны к показу туристам – это природно-археологический памятник «Местонахождение Луговское» (Ханты-Мансийский район), археологический памятник «Древний Эмдер» (Октябрьский район), археологические комплексы «Барсова Гора» (Сургутский район) и «Соровские Озёра» (Нефтеюганский район), что в целом привлечет большое количество как российских туристов, так и  иностранных, при условии реконструкции и обустройстве объектов культурного наследия.

Музейные экспозиции Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в состоянии обеспечить полноценную аттрактивную экскурсионную программу для гостей и жителей автономного округа.

Всего на территории автономного округа действуют 36 музеев и их филиалов, в том числе 4 государственных: Государственный художественный музей, Музей геологии, нефти и газа, Музей Природы и Человека и этнографический музей под открытым небом «Торум Маа».

На территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в течение трех тысячелетий проживают коренные малочисленные народы Севера (ханты и манси, ненцы и селькупы), во многом, именно самобытная культура коренных малочисленных народов Севера, обряды и ритуалы, этнический музыкальный фольклор, традиционные промыслы и ремесла формируют перспективы развития этнографического туризма автономном округе.

В ХМАО-Югре функционируют 107 коллективных средств размещения (КСР), в том числе 92 общего назначения (гостиницы и аналогичные средства размещения) и 15 специального назначения (санатории и базы отдыха). Количество мест в гостиницах населенных пунктов Югры превышает 6000.

По количеству гостиниц и аналогичных средств размещения ХМАО занимает лидирующее положение не только в УрФО, но и в России. При этом динамичнее всего в последние годы развивалось гостиничное хозяйство Ханты-Мансийска, на долю которого приходится около четверти всего количества мест в средствах размещения общего назначения.

С 2003г. начался рост количества туристов и загрузки гостиниц. Количество гостей автономного округа в 2003 году, достигло 455,2 тыс. человек. Большинство граждан прибывали с деловыми и профессиональными целями.

 

Среди городов по числу прибытий лидирует Нижневартовск (160 тыс. человек), где этот показатель по сравнению с 2001 г. увеличился в 3,5 раза. На втором месте Ханты-Мансийск (77,4 тыс. человек), на третьем – Сургут (44 тыс. человек).

По данным анализа за 2006 год, проведенного специалистами окружного комитета по туризму, к городам и районам с высоким уровнем загрузки относятся Белоярский район (69,49 %), Югорск (63,23 %), Нижневартовск (56,17 %). Средним уровнем загрузки (33 – 36 %) обладают Ханты-Мансийск, Сургут, Нефтеюганск, Октябрьский район, а также Нефтеюганский район, где загрузка превышает 40 %. Территории и города с низким уровнем загрузки – Кондинский район (17,4 %) и г. Урай (15,33 %)

В итоге средний показатель загрузки средств размещения автономного округа составил 47,38 %. Высокий по общероссийским меркам уровень загрузки в окружном комитете по туризму объясняют большим количеством проводимых мероприятий (соревнования, совещания, семинары, форумы, выставки). В 2005 году доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг без НДС, акцизов и других платежей составили более 1,4 млрд. рублей.

Средние цены размещения в гостиницах округа таковы. Место в трехместном номере стоит 600–800 рублей, в двухместном номере от 900 до 1.200 рублей. Одноместный номер стоит 1200–2000 рублей, полулюкс и люкс – от 3.500 рублей.

Как и в других регионах, в Югре высок спрос на дешевые гостиницы. Уровень загрузки СР эконом -класса по округу превышает 50 %. В то же время уровень загрузки отелей класса 4* в среднем составляет 40 %.

Гостиницы Югры отличаются относительно высоким по сравнению с другими регионами уровнем комфортности. Около половины объектов были построены или реконструированы в течение последних 10 лет. Как утверждают в комитете по туризму, при желании более половины всех средств размещения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры могут уже сегодня получить классификацию от 2 до 4*, лишь в отдельных случаях принимая дополнительные меры по доведению своих услуг до уровня соответствующих стандартов.

Показатель среднегодовой загрузки гостиниц растет год от года. Специалисты комитета по туризму предполагают, что тенденция роста загрузки гостиниц в последние годы сохранится и составит более 50 %.

«50 % загрузки – это высокий уровень (норма для самоокупаемости КСР составляет 35-40 %), а для проведения массовых мероприятий и приема большого количества туристов необходим запас мест размещения, – утверждает председатель комитета Валерий Беспояско. – Поэтому строительство новых гостиниц сначала может снизить уровень загрузки, но во время проведения массовых мероприятий КСР смогут принять больше гостей и тем самым увеличить круг потенциальных туристов».

Создание туристских этнокомплексов не требует значительных капитальных вложений, но является достаточно сложной задачей с точки зрения их адекватного кадрового, научно-методического обеспечения, контроля качества и управления персоналом. По мировому опыту такие проекты реализуются при активной финансовой поддержке государственных, международных или благотворительных организаций, хотя по мере возрастания туристских потоков имеют реальную перспективу выхода на уровень рентабельности и расширенного производства. Несмотря на небольшую численность и незначительный удельный вес в составе населения (2%), коренные малочисленные народы Севера  широко расселены по территории автономного округа и в отдельных сельских районах составляют значительную часть местного населения. Наибольшее число представителей коренных национальностей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  проживают в Березовском районе, Белоярском районе, Нижневартовском районе, Кондинском районе, Сургутском районе и Ханты-Мансийском районе. В одном из этих районов и целесообразна реализация пилотного проекта создания этнографической деревни с одновременной поддержкой на условиях микрокредитования (субсидирования) соответствующих проектов по созданию гостевых домов, предприятий общественного питания с блюдами национальной кухни, предприятий народных художественных промыслов и ремесел и т.д.

Информация о работе Состояние и перспективы развития гостеприимства в России