Технология производства и потребительские свойства масла трансмиссионного

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 01:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: закрепление знаний по технологии и товароведению и развитие практических навыков самостоятельной работы с нормативно-технической документацией, классификаторами. Справочниками, стандартами и другими литературными источниками, определяющими и регламентирующими показатели качества трансмиссионных масел, технологию их производства, условия поставки, упаковки, транспортирования и хранения.

Содержание

РЕФЕРАТ …………………………………………………………………………..2

ВВЕДЕНИЕ ..………………………………………………………………………3

1. Применение трансмиссионных масел в сфере потребления………………….5

2. Классификационные признаки трансмиссионных масел …………………….7

3. Потребительские свойства трансмиссионных масел ………………………..12

4. Технология производства трансмиссионных масел и ее технико-экономическая оценка …………………………………………………………....13

4.1. Характеристика сырья для трансмиссионных масел … ………………….13

4.2 . Характеристика основных стадий производства трансмиссионных

масел, их технико-экономическая оценка……………………………………....14

4.3. Анализ блок-схемы производства трансмиссионных масел, влияние технологии и сырья на качество продукции…………………………………….18

5. Стандарты на трансмиссионные масла, нормируемые показатели качества в соответствии со стандартами ……………………………………………………19

6. Контроль качества трансмиссионных масел, стандарты на правила приемки, транспортирования и хранения ………………………………………………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………….…………………………….25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………….. ……………………………………………26

Работа содержит 1 файл

технология производства и потребительские свойства масла трансмиссионного.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

      В большинстве случаев используются  поверхностно-активные вещества. К  ним относятся животные и растительные  жиры, жирные кислоты и их эфиры,  мыла жирных кислот и др. Эти  вещества адсорбируются на поверхностях  трения, препятствуя их непосредственному контакту.

    Для получения трансмиссионных масел  с необходимыми вязкостно-температурными свойствами используются следующие  методы:

    ♦     смешение высоковязких масел с маловязкими

    ♦     загущение маловязких масел высокополимерными  загущающими при­

    садками

    ♦     глубокая очистка масел для удаления из них компонентов с неудовлет­

    ворительными  вязкостно-температурными свойствами.

    Наиболее  перспективным способом получения  трансмиссионных масел с хорошими вязкостно-температурными свойствами является загущение масло- вязких масел высокополимерными присадками.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.3. Анализ блок-схемы процесса производства  трансмиссионных масел.

    Основа  для изготовления практически всех современных масел - базовые нефтяные масла. Принципиальная блок-схема производства масел показана на рис. 4.2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 4.2. Блок-схема технологического процесса производства масел.

Стадии переработки продукции:

1 – вакуумная  разгонка мазута,

2 – окисление  масляных дистиллятов,

3 – деасфальтизация  гудрона,

4 – селективная очистка окисленных масляных дистиллятов,

5 – депарафинизация  рафинатов, 

6 – смешение масел с присадками.

          - технологические (предметные) связи 

Компоненты производства трансмиссионных масел:

I – мазут,

II – масляные дистилляты,

IV- окисленные дистилляты,

V – рафинаты,

VI- депарафинированные масла,

VIII – присадки,

IX – готовые масла

  1. Стандарты на масла трансмиссионные. Нормируемые показатели качества в соответствии с требованиями стандартов.
 

На масла  трансмиссионные существуют ГОСТы, в которых нормируются показатели качества, контроль качества, правила приемки, испытания, эксплуатации и маркировки масел.

    ГОСТ 17479.2-85 "Масла трансмиссионные. Классификация и обозначение".

    Настоящий стандарт устанавливает классификацию  и обозначение минеральных трансмиссионных масел, применяемых для смазывания агрегатов трансмиссий автомобилей, тракторов, тепловозов, сельскохозяйственных, дорожных, строительных машин и судовой техники (смотри вопрос 2).

    ГОСТ 23652-79 «Масла трансмиссионные. Технические условия».

Настоящий стандарт распространяется на нефтяные трансмиссионные масла, предназначенные для смазывания агрегатов трансмиссий (автомобилей, тракторов, тепловозов, сельскохозяйственных, дорожных и строительных машин) и зубчатых редукторов.  
        Стандарт не распространяется на загущенные трансмиссионные масла.    
Трансмиссионные масла должны изготовляться в  соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, из сырья  и компонентов, которые применялись при изготовлении образцов масел, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке. Трансмиссионные масла должны соответствовать требованиям и нормам по физико-химическим показателям данного стандарта, пример соответствия приведен в таблице 4.1.

     
Таблица 4.1

Соответствие  по физико-химическим показателям.

Наименование  показателя Норма для марки  Метод испытания 
ТЭп-15  
ОКП 02 5362 01000
ТСп-10  
ОКП 02 5362 01000
ТСп-15К   
ОКП 02 5362 02000
ТАп-15В   
ОКП 02 5362 03000
ТСп-14 гип  
ОКП 02 5362 04000
ТАД-17и   
ОКП 02 5362 06000
1. Плотность  при 20 °С, г/см3, не более 0,950 0,915 0,910 0,930 0,910 0,907 По ГОСТ 3900-85
2. Вязкость  кинематическая, мм2/с (сСт):                   По ГОСТ 33-2000
при 100 °С 15,0+1 - - 15,0+1 - -   
не  менее  - 10,0 15,0+1 - 14,0 17,5   
при 50 °С - - - - - 110-120   
 
 
 

Данным ГОСТом определены температурные области применения трансмиссионных масел (табл.4.3).

    Таблица 4.3

Температурные области применения трансмиссионных  масел
 
Марки масел
ТЭп-15 ТСп-10 ТАп-15В ТСп-15К ТСп-14 гип ТАД-17и
Всесезонно  
до минус 23 °С
Зимнее до минус 45 °С Всесезонно  
до минус 25°С
Всесезонно  
до минус 30 °С
Всесезонно  
до минус 30°С
Всесезонно  
до минус 30 °С
 
 
 

    Высокого  качества смазочного масла добиваются,  добавлением к маслам специальных  присадок: депрессорной, противозадирной, противоизносной, антиокислительной, антикоррозионной, противоржавейной, антипенной и др.,  каждая из которых улучшает одно или сразу несколько свойств масла. Так, например, противоизносные присадки снижают износ трущихся деталей. В маслах современного ассортимента число вводимых присадок достигает десяти.

    Хорошими  противоизносными и противозадирными присадками являются серосодержащие соединения: осерненные минеральные масла, олефиновые полимеры, дисульфиды и полисульфиды и т. п.

    При повышенных температурах и нагрузках  эти соединения взаимодействуют  с металлом с возникновением пленки сульфида железа на поверхностях трения, препятствующей износу и задиру.

    Противозадирный эффект обеспечивается и при использовании  хлорсодер-жащих присадок. К ним  относятся гексахлорэтон, хлорированный  парафин, ароматические углеводороды, минеральные масла и др. Хлорсодержащие со­единения коррозионно-агресивны, особенно при контакте с водой. Хлорсодержащие присадки чаще всего применяют в сочетании с другими присадками, устраняющими этот недостаток.

    Противозадирный и противоизносный эффекты достигаются  также фосфорсодержащими присадками — органическими производными фосфорных и фосфористых кислот, их средними эфирами, солями кислых эфиров и др. Фосфорсодержащие присадки эффективно увеличивают нагрузку заедания трущихся поверхностей при небольших скоростях скольжения. Однако они недостаточно эффективны при высоких скоростях и ударном нагружении.

    В товарные масла вводят присадки с  несколькими активными элементами (S-Cl, S-P, C1-P). В этом случае действие одного активного элемента при изменении  условий трения дополняется действием другого. Трансмиссионные масла длительное время работают при высоких температурах и окисляются, что приводит к изменению их свойств. Для избежания этого, к маслам добавляют антиокислительные присадки. К ним относятся соединения, например, фенолов, соединения, содержащие серу, фосфор, аминные и другие функциональные группы. Для защиты деталей от коррозии в масло добавляют антикоррозионные присадки — соединения, содержащие либо серу, либо фосфор, либо серу и фосфор одновременно, образующие каталитически неактивную пленку на поверхности металла, предохраняющую ее от воздействия продуктов окисления масла.

    Для предотвращения пенообразования в масле используются противопен-ные присадки, обычно на основе кремнийорганических соединений. Противо-пенные присадки добавляют к трансмиссионным маслам, в количестве не бо­лее 0,001%.

    Для уменьшения температуры застывания масел и улучшения их текучести  при низких температурах применяют  депрессорные присадки (по-лиметакрилаты, окисленный потролатум и др.). Эффективность  действия этих присадок зависит от химической природы масла, его вязкости, содержания вы-сокозастывающих углеводородов. Присадки могут снизить температуру застывания масла на 5-25 °С.

    Иногда  в одном соединении содержится несколько  различных функциональных групп, что делает присадку универсальной. Например, соли кислых эфиров диалкилдитиофосфорной кислоты. Они обладают противоизносными, противозадирными, моющими, антикоррозионными, антиокислительными, депрессорными свойствами. 

    По  степени воздействия на организм человека трансмиссионные масла относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007-76 с предельно допустимой концентрацией паров углеводородов в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3 и к 3-му классу опасности с предельно допустимой концентрацией масляного тумана 5 мг/м3.

    По  требованиям безопасности  в помещении  для хранения и эксплуатации масел  запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение  должно быть во взрывобезопасном исполнении.

    При вскрытии тары не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании масла применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении: углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.

      
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Контроль  качества трансмиссионных  масел, стандарты  на правила приемки, транспортирования и хранения.

    Качество  трансмиссионных масел оценивают  по результатам их испытаний в  лабораторных, стендовых и эксплуатационных условиях. Лабораторными методами определяют физико-химические показатели масел: плотность, кинематическую и динамическую вязкость, температуру вспышки, температуру застывания, термическую стабильность, содержание воды, механических примесей, коррозионное воздействие на медные и стальные пластины, кислотное число и др. Стендовые испытания масел проводят на специальном оборудовании или на агрегатах трансмиссии автомобилей. Этими испытаниями определяют влияние масел на износ и состояние деталей агрегатов при выбранных режимах, соответствующих наиболее напряженным условиям эксплуатации. Испытания на автомобилях проводят для определения влияния масел на надежность работы агрегатов трансмиссии: краткосрочные - серия циклов на режиме «разгон - резкое замедление» для оценки противозадирных свойств масел и длительные - в условиях рядовой эксплуатации.

      Существуют утвержденные ГОСТом 23652-79 методы испытаний трансмиссионных масел для контроля качества данного товара, правила приемки, маркировки, упаковки и хранения.

      Методы испытаний. Пробы масел отбирают по ГОСТ 2517-85. Объем объединенной пробы масла каждой марки - 2дм3.

    Определение склонности масла  к пенообразованию.  Сущность метода заключается в продувании определенного объема воздуха через масло с постоянной скоростью и определении объема пены.

  Аппаратура и материалы. 
- Цилиндр 1-1000 по ГОСТ 1770-74.

- Трубка стальная воздуховпускная с шарообразным диффузором диаметром 25,4 мм, изготовленным из расплавленных кристаллических зерен окиси алюминия.  
- Пробка резиновая с отверстиями для воздуховпускной и воздуховыпускной трубок.  
- Трубки резиновые диаметром (10 ± 1) мм.  
- Ванна цилиндрическая из тугоплавкого стекла диаметром 300 мм и высотой 450 мм.  
- Мешалка с электромоторчиком.  
- Микрокомпрессор типа МК-1 или другой прибор, обеспечивающий подачу воздуха со скоростью (94 ± 5) см3/мин.  
- Реометр, контролирующий расход воздуха. Секундомер по ТУ 25-1819.0021, ТУ 25-1894.003.  
- Термометр с диапазоном измерения от 0 до 250 °С.  
- Секундомер по ТУ 25-1819.0021, ТУ 25-1894.003.

Подготовка  к испытанию.

    Тщательно промывают цилиндр, воздуховпускную  трубку и диффузор поочередно бензином и петролейным эфиром. Просушивают цилиндр, трубку и диффузор струей чистого воздуха.  
        Подают воздух через осушающий фильтр, поддерживая скорость (94 ± 5) см3/мин.

Проведение  испытания
        Нагревают 200 см3 масла до 45-50 °С и охлаждают до 22-27 °С. Выливают в цилиндр 190 см3 масла, погружают цилиндр в ванну до отметки 900 см3 и поддерживают температуру (24 ± 0,5) °С. Вставляют трубку с диффузором, включают микрокомпрессор и пропускают струю воздуха через диффузор со скоростью (94 ± 5) см3/мин в течение 5 мин, отмечая время при первом появлении воздушных пузырьков. По истечении указанного времени немедленно записывают объем пены.  
        Затем помещают 180 см3 свежего масла в чистый цилиндр, который погружают в ванну до отметки 900 см3, поддерживая температуру (93,5 ± 0,5) °С. Повторяют ту же процедуру, как указано выше, и записывают объем пены по истечении 5 мин.  
        Осаждают пену, после испытания при 94 °С при перемешивании охлаждают пену, помещают в цилиндр, выдерживают при (24 ± 0,5) °С и повторяют испытание, записывая объем пены по истечении 5 мин.  
        Склонность к пенообразованию оценивается по объему пены в см3, образовавшемуся после продувания воздуха через масло в течение 5 мин при 24, 94 и 24 °С (после испытания при 94 °С).
 

    Испытание на коррозию проводят на пластинках из меди марки М1к по ГОСТ 859-2001 и стали марок 40, 45 или 50 по ГОСТ 1050-88.

    Содержание  серы в базовом масле определяют по ГОСТ 1431-85 или ГОСТ 1437-75.  
        Совместимость трансмиссионных масел с резиной марки УИМ-1 определяют при температуре 80 °С в течение 72 ч.

    Определение динамической вязкости масел проводят в измерительных устройствах  Н или S3 при минимальных значениях градиента скорости сдвига в пределах 0,167-9,000 с-1.

    Правила приемки. Масла принимают партиями. Партией считают любое количество масла, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по своим показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве, содержащим данные по ГОСТ 1510-84, а также результаты определения в масле плотности, кинематической вязкости при 40 °С и содержания серы в базовом масле.

    Упаковка, маркировка, транспортирование и  хранение  определяются по ГОСТ 1510 -84 со следующим дополнением:  
        маркировка должна содержать полное наименование марки масла. Например: "Масло трансмиссионное ТЭп-15, ГОСТ 23652-79".

    Маркировка. На потребительскую тару наклеивают бумажную этикетку либо делают надпись, содержащую:

- наименование масла, его марку;

- товарных  знак предприятия-изготовителя (при  упаковывании нефтепродуктов на  нефтебазе указывают ее наименование);

- массу  нетто и объем;

- дату (месяц и год изготовления нефтепродукта);

- номер  партии;

- надписи:  «Огнеопасно» для легковоспламеняющихся  нефтепродуктов, «Яд» - для ядовитых.

На каждой единице транспортной тары с нефтепродуктом должна быть сделана с помощью трафарета или штампа несмываемая надпись, содержащая:

- наименование масла, марку;

- товарный знак предприятия-изготовителя;

- массу  брутто и нетто;

- дату (месяц и год изготовления нефтепродукта);

- номер партии;

- обозначение стандарта.

    Упаковка. Нефтепродукты, предназначенные для бытового потребления, упаковывают в потребительскую металлическую и полимерную тару вместимостью не более 5дм3, стеклянную - не более 1дм3. . Потребительскую тару с нефтепродуктами помещают в транспортную тару: в деревянные обрешетки; в дощатые неразборные ящики, в картонные ящики с гнездами-перегородками.

    Транспортирование. Нефтепродукты транспортируются железнодорожными, автомобильным, воздушным, морским и речным транспортом. В наливных судах, железнодорожных и автомобольных цистернах с внутренним маслобензиностойким и паростойким защитным покрытием, удовлетворяющим требованиям электростатической искробезопасности. Эти цистерны должны быть оборудованы приборами нижнего налива и слива.

    Нефтепродукты, упакованные в транспортную тару, следует транспортировать в контейнерах  или транспортными пакетами в крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозок грузов. При транспортировании мелкими отправками нефтепродукты упаковывают в плотные дощатые ящики или металлическую тару.

    Хранение. Нефтепродукты хранят в металлических резервуарах с внутренним маслобензиностойким и паростойким защитным покрытием, удовлетворяющим требованиям электростатической искробезопасности. Нефтепродукт каждой марки следует хранить в отдельных резервуарах, исключающих попадание в них атмосферных осадков и пыли. Металлические резервуары, за исключением резервуаров предприятий длительного хранения, должны подвергаться периодической чистке, не менее одного раза в год для присадок к смазочным маслам и масел с присадками.

Информация о работе Технология производства и потребительские свойства масла трансмиссионного