Договор морской перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 22:32, контрольная работа

Описание работы

Морские перевозки грузов существуют тысячелетиями. Одна из важнейших и основополагающих сторон деятельности морского торгового судоходства состоит в осуществлении транспортных операций по перевозке грузов. Этот вид деятельности осуществляется на основе заключения договоров морской перевозки, одних из наиболее своеобразных и сложных видов транспортного договора, отражающих специфику и обычаи отношений, связанных с морским торговым мореплаванием. Наряду с этим заключением нельзя забывать и о транспортных обязательствах которые в свою очередь обусловлены характером отношений возникающих в процессе перевозок грузов.
Транспортные обязательства являются важной составляющей системы обязательств по оказанию гражданско-правовых услуг. Обязательства по оказанию услуг, которые непосредственно влияют на осуществление транспортного процесса на различных его стадиях, - это обязательства в области транспортной деятельности по перемещению материальных ценностей, объединяемые общей сферой хозяйственной деятельности и особенностями ее организации.
Транспортное обязательство может быть определено как обязательство, в силу которого одно лицо - перевозчик (эксплуатант) обязуется совершить в пользу другого лица - грузоотправителя, грузополучателя, пассажира - определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо - оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон.
В данной контрольной работе речь пойдет о договоре перевозки морским транспортом.
В частности будут рассмотрены: договор морской перевозки груза, некоторые виды фрахтования судов, которые так же являются довольно специфическими видами договоров
Объектом исследования являются законы касающиеся договора перевозки морским транспортом, в основном это Кодекс торгового мореплавания РФ, Гражданский кодекс РФ и другие законы гражданского права связанные с перевозками грузов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….………. 1
1)Договор морск0й перевозок……………………………………….2
2)Общие положения договора морской перевозки грузов …………... 5
3) Виды договоров морской перевозки грузов ………………………. 6
4)Реальный или консессуальный договор
5)Два вида договора перевозка и чартер с различной Юридической природой


4)Список использованной литературы ………………………………….……….. 16

Работа содержит 1 файл

Морские перевозки груза оригинал 1.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение ……………………………………………………………….………. 1 
1)Договор морск0й перевозок……………………………………….2 
2)Общие положения договора морской перевозки грузов …………... 5 
3) Виды договоров морской перевозки грузов ………………………. 6

4)Реальный или консессуальный  договор 
5)Два вида договора перевозка и чартер с различной Юридической природой 
 
 
4)Список использованной литературы ………………………………….……….. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Морские перевозки грузов существуют тысячелетиями. Одна из важнейших и основополагающих сторон деятельности морского торгового судоходства состоит в осуществлении транспортных операций по перевозке грузов. Этот вид деятельности осуществляется на основе заключения договоров морской перевозки, одних из наиболее своеобразных и сложных видов транспортного договора, отражающих специфику и обычаи отношений, связанных с морским торговым мореплаванием. Наряду с этим заключением нельзя забывать и о транспортных обязательствах которые в свою очередь обусловлены характером отношений возникающих в процессе перевозок грузов.

Транспортные  обязательства являются важной составляющей системы обязательств по оказанию гражданско-правовых услуг. Обязательства по оказанию услуг, которые непосредственно влияют на осуществление транспортного  процесса на различных его стадиях, - это обязательства в области транспортной деятельности по перемещению материальных ценностей, объединяемые общей сферой хозяйственной деятельности и особенностями ее организации.

Транспортное  обязательство может быть определено как обязательство, в силу которого одно лицо - перевозчик (эксплуатант) обязуется совершить в пользу другого лица - грузоотправителя, грузополучателя, пассажира - определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо - оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон.

В данной контрольной работе речь пойдет о договоре перевозки морским транспортом.

В частности  будут рассмотрены: договор морской перевозки груза, некоторые виды фрахтования судов, которые так же являются довольно специфическими видами договоров

Объектом исследования являются законы касающиеся договора перевозки морским транспортом, в основном это Кодекс торгового  мореплавания РФ, Гражданский кодекс РФ и другие законы гражданского права связанные с перевозками грузов.

 

 

-1-

Договор морской перевозки

1)Общее определение договора перевозки грузов содержится в ГК РФ. Так, в соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. 
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). За перевозку груза взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. 
Перевозчик имеет право удерживать переданный ему для перевозки груз в обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей по перевозке, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства. 
Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи получателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. 
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. 
Договору морской перевозки груза посвящена Глава VIII Кодекса торгового мореплавания РФ  (КТМ РФ). В соответствии со ст. 115 по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Статья 115. Определение и виды договора морской перевозки груза

1. По договору морской перевозки  груза перевозчик обязуется доставить  груз, который ему передал или  передаст отправитель, в порт  назначения и выдать его управомоченному  на получение груза лицу (далее  - получатель), отправитель или фрахтователь  обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

2. Договор морской перевозки  груза может быть заключен: 
 
1) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер); 
 
2) без такого условия.

3. Перевозчиком является лицо, которое  заключило договор морской перевозки  груза с отправителем или фрахтователем  или от имени которого заключен  такой договор.

4. Фрахтователем является лицо, которое заключило договор морской  перевозки груза, указанный в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи.


-2-

5. Отправителем является лицо, которое  заключило договор морской перевозки  груза, указанный в подпункте  2 пункта 2 настоящей статьи, а также  любое лицо, которое сдало груз  перевозчику от своего имени.


 

 
Договор морской перевозки груза может быть заключен: 
1) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер); 
2) без такого условия. Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор. 
Согласно ст. 116 КТМ РФ правила, установленные главой VIII, применяются , если соглашением сторон не установлено иное. Однако, в случаях, прямо указанных в главе, соглашение сторон, не соответствующее правилам, установленным главой, ничтожно.

Статья 116. Применение правил, установленных  настоящей главой

Правила, установленные настоящей  главой, применяются, если соглашением  сторон не установлено иное. В случаях, прямо указанных в настоящей главе, соглашение сторон, не соответствующее правилам, установленным настоящей главой, ничтожно.


Например, требование об обязательной письменной форме договора морской  перевозки груза носит императивный характер, и стороны не вправе отступить от него. 
Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами. 
При осуществлении систематических морских перевозок грузов перевозчик и грузовладелец могут заключать долгосрочные договоры об организации морских перевозок грузов. 
При заключении долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов перевозка конкретной партии груза осуществляется в соответствии с договором морской перевозки груза, заключенным на основе такого долгосрочного договора. 
Условия перевозок грузов, согласованные в долгосрочном договоре об организации морских перевозок грузов, считаются включенными в договор морской перевозки груза, если стороны не достигли соглашения об ином. 
В случае, если условия договора морской перевозки груза противоречат условиям долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов, применяются условия договора морской перевозки груза. 
Условия долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов, не включенные в коносамент, не являются обязательными для третьего лица, если оно не является фрахтователем.

 

 
По договору морской грузовой перевозки одна сторона обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку установленную плату (фрахт). 
Слова "передал или передаст" означают, что этот договор может быть как реальным, так и консенсуальным. Слова "отправитель или фрахтователь" означают, что морскому праву известны два вида договора морской перевозки грузов: договор перевозки и чартер, юридическая природа которых различна. Так же эти  договоры называются: фрахтовый договор и договор цертепартии. В первом случае имеется в виду договор перевозки груза, а во втором - договор чартера. 
Наличие, содержание и письменная форма договора морской перевозки груза подтверждаются как самим чартером, так и коносаментом (ст. 117 КТМ).

Статья 117. Форма договора морской перевозки груза

1. Договор морской перевозки  груза должен быть заключен  в письменной форме.

2. Наличие и содержание договора  морской перевозки груза могут  подтверждаться чартером, коносаментом  или другими письменными доказательствами.


 

  Коносамент выполняет функции: 
- доказательства наличия договора морской перевозки груза и его содержания


- расписки, удостоверяющей принятие груза перевозчиком;

- товарораспорядительного  документа на груз,

 т.е. документа,  распоряжение которым означает  распоряжение самим грузом.

 
Наличие двух документов - чартера и  коносамента обусловлено различными условиями, при которых чартер и  коносамент составляются. Так, если чартер применяется для трампового судоходства, то коносамент - для линейного.

 
Содержание чартера.

 Чартер констатирует  наименование сторон, размер фрахта, обозначение судна и груза,  место погрузки, а также места  назначения или направления судна.  По соглашению сторон в чартере  могут быть обозначены и иные  условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями (ст. 120 КТМ).

Статья 120. Содержание чартера

Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род  и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также  наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями.


 
Грузы могут перевозиться и на судне, зафрахтованном на определенное время, и по особому договору - тайм-чартеру , который также является одним из видов транспортного договора. 
При наличии постоянных и устойчивых хозяйственных связей между перевозчиком и грузоотправителем (грузовладельцем) заключается долгосрочный договор об организации морских перевозок грузов (ст. 118 КТМ).

Статья 118. Долгосрочный договор об организации морских перевозок  грузов и его соотношение с  договором морской перевозки  груза

 
1. Перевозчик и грузовладелец  при осуществлении систематических  морских перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации морских перевозок грузов. 
 
При заключении долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов перевозка конкретной партии груза осуществляется в соответствии с договором морской перевозки груза, заключенным на основе такого долгосрочного договора.

2. Условия перевозок грузов, согласованные  в долгосрочном договоре об  организации морских перевозок  грузов, считаются включенными в  договор морской перевозки груза,  если стороны не достигли соглашения об ином. 
 
В случае, если условия договора морской перевозки груза противоречат условиям долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов, применяются условия договора морской перевозки груза. 
 
Условия долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов, не включенные в коносамент, не являются обязательными для третьего лица, если оно не является фрахтователем. 


 

Однако заключение такого договора не освобождает стороны  от заключения договора перевозки конкретной партии груза. При возможных разночтениях содержания в этих договорах применяются следующие правила: условия перевозки, согласованные в договоре об оганизации перевозок, воспроизводятся и в договоре перевозки, если стороны не достигли соглашения об ином; если же условия договора морской перевозки груза противоречат условиям долгосрочного договора, применяются условия договора перевозки груза. 
Следовательно, договор перевозки как базовый транспортный договор имеет приоритет перед другими транспортными договорами.

 
Правоотношения сторон по договору морской перевозки грузов регулируются не только определенными нормами  законодательства или соглашением  сторон, но и торговыми обычаями и обыкновениями. Однако обычное право при морских перевозках не должно иметь приоритетного значения перед законом или договором. 
Обычное право при морской перевозке грузов получило дальнейшее развитие при создании так называемого формулярного права. Оно способствовало выработке своеобразных торговых правил, представляющих собой неофициальную кодификацию общепринятых торговых обычаев, применяемых при заключении договоров морской перевозки. Такие правила закрепляются в виде стандартных обозначений типа ФОБ, ФАС, СИФ, КАФ. Такие обозначения произошли от сочетания начальных букв определенных английских слов. Так, например, термин "ФОБ" представляет собой соединение начальных букв английских слов "free on board", обозначающих в переводе "свободно по борту". Условие "ФОБ - порт отгрузки" означает, что все расходы по перевозке, включая фрахт судна, несет грузополучатель (покупатель), а грузоотправитель (продавец) за свой счет только доставляет товар в порт и грузит его на судно. Риск случайной гибели или порчи груза переходит к покупателю в момент перехода товара (груза) через поручни судна, т.е. здесь воспроизводится общегражданский принцип, закрепленный в ст. 211 ГК.

 

1)Перевозка грузов морским транспортом  осуществляется на основе договора  морской перевозки, который имеет  следующие основные формы: чартер, коносамент, букинг-нот, берс-нот  и фиксчур-нот. При перевозках по чартеру для размещения груза предоставляется судно целиком или его определенная часть. Эту форму договора применяют при перевозках массовых грузов, поставки которых осуществляются пароходными партиями, наливных, навалочных и лесных. В чартере детально оговаривают содержание договора и взаимные обязательства сторон: наименование и технико-эксплуатационные характеристики судна, род груза, его транспортные особенности и количество, порты погрузки и выгрузки, сроки готовности судна под погрузку, фрахт, порядок расчета сталийного времени и т. д. Условия чартера согласовывают фрахтователь и перевозчик, при этом они являются обязательными только для партнеров и только на период данной сделки. На практике для оформления договора используют типовые проформы чартеров. В настоящее время насчитывается свыше 400 проформ чартеров, которые охватывают все основные грузопотоки массовых грузов.

В качестве договора морской перевозки  при отправках мелкопартионных  генеральных грузов в линейном судоходстве используют коносамент. В отличие от чартера условия линейного коносамента разрабатывает судоходная компания (конференция) односторонне, без согласования с грузовладельцами, и они являются едиными для всех отправителей и действуют в течение длительного времени. Согласно условиям коносамента капитану предоставляется право размещать груз в подпалубных помещениях судна по своему усмотрению. Размещение груза на верхней палубе должно быть предварительно согласовано с грузовладельцем.

Важной особенностью перевозок по коносаменту является то, что линейные компании, как правило, принимают груз к перевозке заблаговременно до подхода судна (обеспечивают его хранение на своих складах, производят комплектацию судовых партий и подготовку грузовых документов).

Погрузка-выгрузка оплачивается судовладельцем и организуется на причалах линии. Долевые коносаменты, или деливери-ордера (delivery order), встречаются при внешнеторговых перевозках. Они выписываются (в случаях возникновения в них надобности) уже после того, как отправка данной партии груза оформлена одним, основным, коносаментом.

Такая необходимость возникает главным  образом при следующих обстоятельствах: когда более или менее значительная партия груза, перевозка которой  уже оформлена одним коносаментом, продается нескольким покупателям и появляется надобность раздробить коносамент на несколько частей, чтобы каждый покупатель имел возможность самостоятельно получить свою долю партии груза, обозначенную в основном коносаменте; когда отправителем и получателем партии груза по основному коносаменту являются экспедиторские фирмы, объединяющие в целях экономии в одну партию грузы нескольких владельцев и выдающие грузы в порту назначения их действительным получателям. Применяют различные формы и способы выдачи долевых коносаментов. Если долевые коносаменты выдает держатель основного коносамента, то обычно их визирует капитан судна или агент перевозчика. Для этого им вручают также оригинал основного коносамента.

Информация о работе Договор морской перевозки