Использование систем глобального позиционирования и геоинформационных систем для анализа ДТП.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:45, дипломная работа

Описание работы

Современное состояние автомобильного парка страны и увеличение загрузки городов автомобильным транспортом привели к изменению всего характера уличного движения. Наблюдаемая интенсивность движения на отдельных магистралях городов достигает в часы пик предельных значений, а пропускная способность отдельных элементов улично-дорожной сети максимально снижается. С целью повышения качества функционирования городских транспортных магистралей в настоящее время проводиться реконструкция улично-дорожной

Содержание

Введение 5
1 Основные понятия о дорожном движении 7
1.1 Классификация ДТП 9
1.2 Регистрация ДТП 12
1.3 Порядок информирования заинтересованных лиц о ДТП 14
2 Геоинформационные системы в дорожной отрасли 16
2.1 Функциональные возможности ГИС 17
2.2 Организация данных в ГИС 17
2.3 Сферы применения ГИС 23
2.4 Базовые компоненты ГИС 24
2.5 Решение аналитических задач в ГИС 26
2.6 Российский рынок ГИС 29
2.7 Геоинформационная система MapInfo Professional 30
3 Задачи и цели анализа ДТП 34
3.1 Количественный анализ 36
3.1.1 Абсолютный показатель аварийности в России 36
3.1.2 Абсолютный показатель аварийности в Алтайском крае 37
3.2 Качественный анализ ДТП 39
3.3 Топографический анализ ДТП 41
3.4 Методика анализа дорожно-транспортных происшествий на дорогах общего пользования 42
4 Статистический анализ ДТП в Алтайском крае 51
4.1 Распределение ДТП 51
4.2 Распределение пострадавших в ДТП 52
4.3 Причины ДТП 55
5 Использование аналитических возможностей ГИС MapInfo в органах ГИБДД 59
5.1 Задачи решаемые ГИС MapInfo 59
5.2 Практическое применение MapInfo в отделе организации дорожного движения 61
6 Безопасность жизнедеятельности 68
6.1 Охрана труда при работе с ПЭВМ 68
6.1.1 Требования к рабочему месту оператора 68
6.1.2 Эргономические требования к рабочему месту 69
6.1.3 Требования к производственным помещениям 72
6.1.4 Расчёт энергетической экспозиции в диапазоне частот
10 кГц - 300МГц 76
6.1.5 Режим труда 76
7 Экономика 79
7.1 Расчёт эффективности мероприятий по организации дорожного движения 79
7.1.1 Определение числа случаев гибели и ранения в ДТП, которых можно избежать при внедрении ГИС 79
7.1.2 Определение ежегодной экономии ущерба в случае предотвращения ДТП 81
7.1.3 Определение затрат на реализацию мероприятий по повышению БДД и их срока окупаемости 86
8 Конструкторская часть 88
8.1 Обзор некоторых моделей автомобильных креплений для ноутбука 88
8.2 Разработка мобильного кронштейна для установки ноутбука в транспортное средство 90
8.3 Расчёт болта крепления на срез 94
Заключение 96
Список используемой литературы 98

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 1.99 Мб (Скачать)

 

3.1.2 Абсолютный показатель аварийности в Алтайском крае

За 3 месяца 2010 года на территории края зарегистрировано 537 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 55 человек погибли (из них 3 ребенка) и 624 (54 ребенка) получили телесные повреждения различной  степени тяжести.

Сотрудниками  ГИБДД выявлено 241123 нарушения Правил дорожного движения. За управление транспортом в состоянии опьянения  задержано 4758 водителей.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.2 –  Аварийность в Алтайском крае за 2004-2009г.

 

2004г

2005г

2006г

2007г

2008г

2009г

1.Общее количество ДТП 

5027

4689

4445

4273

3940

3526

Погибло

628

577

475

539

506

386

Ранено

6196

5793

5554

5251

4824

4344

2.ДТП из-за нарушения ПДД водителями

4340

3996

3718

3659

3271

2846

Погибло

557

510

407

473

443

331

Ранено

5542

5131

4851

4684

4197

3690

3.ДТП водителями в состоянии опьянения

458

300

314

231

214

175

Погибло

76

66

48

49

40

37

Ранено

684

431

453

331

299

227

4.ДТП из-за нарушения ПДД (юрид.лиц)

309

303

293

265

236

213

- из них в состоянии опьянения

26

13

14

6

8

7

Погибло

47

56

33

39

37

26

Ранено

391

379

357

351

328

244

5.ДТП из-за нарушения ПДД (физич.лиц)

3369

3234

3078

3096

2753

2435

- из них в состоянии опьянения

430

286

299

222

197

163

Погибло

469

429

347

411

392

293

Ранено

4548

4324

4161

4070

3592

3250

6.ДТП из-за нарушения ПДД пешеходами 

1061

938

912

821

764

715

- из них в состоянии опьянения

302

203

185

148

127

128

Погибло

123

108

102

102

101

75

Ранено

995

884

861

745

709

668

Погибло детей

21

26

20

25

24

16

Ранено детей

537

535

480

446

441

362

7. Тяжесть ДТП

9,2

9,1

7,9

9,3

9,5

8,2


 

 

 

 

 

3.2 Качественный анализ ДТП

 

Качественный  анализ ДТП служит для установления причинно-следственных факторов возникновения ДТП и степени их влияния на ДТП. Этот анализ позволяет выявить причины и факторы возникновения ДТП по каждому из составляющих системы «Дорожное движение». В большинстве стран общественное мнение и официальная статистика органов организация дорожного движения чаще всего усматривают основную причину ДТП в небрежности, ошибках участников движения (водителей, пешеходов) или в неисправности автомобилей. Так, Всемирная организация здравоохранения считает, что 9 из 10 дорожно-транспортных происшествий происходит по вине человека.

При анализе  дорожно-транспортного происшествия наиболее просто отнести его причину  к водителю, который, как считают, обязан мгновенно реагировать на изменение дорожно-транспортной ситуации и компенсировать несовершенство составляющих системы ВАДС «человек — автомобиль — дорога — среда» необходимыми приемами управления, обеспечивающими  безопасный режим движения. Однако такая уверенность недостаточно обоснована. Многие ДТП происходят из-за неопытности, недобросовестности либо халатности определенных должностных  лиц. Например, дорожно-транспортные происшествия, возникающие из-за дефектов транспортных средств, плохого освещения улиц, неудовлетворительного состояния  проезжей части, неправильной разметки улиц, неверной установки и неудовлетворительного  состояния дорожных знаков и т. п.

Анализ  причин ДТП позволяет свести происшествия в группы указанные в таблице 3.3.

 

 

 

 

Таблица 3.3 – Причины ДТП

1 группа

2 группа

Несоблюдение Правил дорожного движения участниками этого движения, т.е. водителями, пешеходами и пассажирами.

Выбор водителями таких режимов движения, при которых они лишаются возможности  управлять транспортными средствами, в результате чего возникают заносы, опрокидывания, столкновения и прочие

3 группа

4 группа

Снижение психофизиологических функций  участников движения в результате переутомления, болезни.

Употребления алкогольных напитков, наркотиков, лекарств, под влиянием факторов, способствующих изменению  его нормального состояния (нездоровый климат на работе или в семье, болезнь  близких и пр.).

5 группа

6 группа

Неудовлетворительное техническое  состояние транспортных средств;

Неправильное размещение и крепление  груза

7 группа

8 группа

Неудовлетворительное устройство и  содержание элементов дороги и дорожной обстановки.

Неудовлетворительная организация  дорожного движения.


 

В отличие  от систем автоматического регулирования  водитель не имеет запрограммированной  системы ответов на все бесчисленное многообразие дорожно-транспортных ситуаций. Рассматривая возможные варианты решения  возникшей задачи в ограниченный промежуток времени, он может допускать ошибки, число которых увеличивается при снижении его психофизиологических возможностей в процессе работы. При учете этого обстоятельства за такими официальными причинами ДТП, как превышение скорости, неправильный обгон или поворот, наезд на пешехода и пр., во многих случаях обнаружилось бы, что истинной причиной дорожно-транспортных происшествий явились не ошибочные действия водителя, а другие факторы, относящиеся или к дороге, или к автомобилю, или к тому и другому одновременно. В результате было достаточно самого незначительного недопонимания водителем сложившейся ДТС, чтобы возникла опасность дорожно-транспортного происшествия.

В отрезке  времени, непосредственно предшествующем дорожно-транспортному происшествию, и в процессе его развития влияние  каждой из причин неодинаково. В каждой фазе развития ДТП можно выделить одну главную, ведущую причину. В  последующих фазах происшествия эта причина может стать второстепенной, сопутствующей, а главной становится та, которая в первой фазе являлась сопутствующей. При анализе дорожно-транспортного  происшествия необходимо выявлять все  причинно-следственные связи. В противном  случае установление первопричины происшествия затруднительно, а подчас и невозможно. Немаловажное значение при этом имеет  выявление обстоятельств, предшествовавших дорожно-транспортному происшествию. Во многих случаях предпосылки для  ДТП создаются намного раньше самого происшествия.

 

3.3 Топографический анализ ДТП

 

Топографический анализ предназначен для выявления мест концентрации ДТП в пространстве (пересечении, участке дороги, магистрали, городе, регионе, стране и пр.). Различают три вида топографического анализа: карту ДТП, линейный график ДТП, масштабную схему (ситуационный план) ДТП.

Карта ДТП  может быть выполнена в виде обычной карты города или района (области, республики, всей страны) в соответствующем масштабе, на которую условными обозначениями нанесены места совершения ДТП. Причем в зависимости от целей проводимого топографического анализа на карте могут быть условно обозначены виды ДТП, тяжесть ДТП и т. д. В результате на карте в наглядном виде "проявляются" очаги ДТП, привлекая внимание специалистов для принятия соответствующих мер.

Линейный  график, как правило, составляется для участка или всей автомобильной дороги. Масштаб изображения укрупнен по сравнению с картой ДТП, что позволяет более подробно классифицировать ДТП, нанося их при помощи условных изображений на график. Очаги ДТП на графике подсказывают о неблагополучных дорожных условиях, сложившихся в местах их сосредоточения.

Масштабная  схема представляет собой по существу схему ДТП на пересечении, площади, участке дороги и т. д., выполненную в крупном масштабе. На ней символическими изображениями наносятся транспортные средства, участники ДТП, направление их движения, тяжесть последствия ДТП.

 

3.4 Методика анализа дорожно-транспортных происшествий на дорогах общего пользования

 

Анализ условий и причин ДТП  следует проводить для определения  роли дорожных условий в их возникновении  и для назначения мер по повышению  безопасности движения в местах происшествий.

Для  анализа используют сведения о причинах и условиях ДТП, а также  имеющиеся  в дорожной организации данные о  дорожных условиях на участках ДТП, собранные  в ходе их диагностики.

 

Дорожные  организации проводят следующие  основные виды анализа на автомобильных  дорогах:

- изучение  условий и причин возникновения  отдельных ДТП;

- изучение  распределения ДТП по протяжению  дорог;

- анализ  аварийности на участках концентрации  ДТП;

- оценка  общего состояния аварийности  на обслуживаемой сети дорог.

При изучении каждого ДТП, связанного с неудовлетворительными  дорожными условиями, необходимо установить конкретные недостатки в содержании и инженерном обустройстве автомобильных  дорог, способствовавшие его возникновению. Результатом анализа должны являться меры по устранению имеющихся недостатков. Исключение составляют случаи, когда  устранение условий, способствовавших ДТП, не является непосредственной функцией дорожных организаций (например, при  происшествиях, связанных с отсутствием  или неисправностью шлагбаума на железнодорожных переездах, неисправностью светофора и т.п.). В случаях, когда  оперативно устранить причины ДТП  в  полном объеме невозможно, разрабатывают  и осуществляют согласованные с  Госавтоинспекцией мероприятия  по организации движения и определяют перспективные меры (программы) по повышению  безопасности движения на опасных участках, которые включают в план работ  дорожных организаций.

Анализ  распределения ДТП по протяжению дорог необходимо проводить ежегодно для выявления участков концентрации происшествий, изучения причин их возникновения  на определенных участках и назначения мероприятий по совершенствованию  дорожных условий на этих участках.

Участки концентрации ДТП выявляют с учетом интенсивности транспортных потоков  путем анализа распределения  аварийности по участкам с расчетной  протяженностью и по годам анализируемого периода (рассматриваются участки  дорог между двумя смежными километровыми  столбами с фактическим расстоянием  между ними).

Для выявления  участков концентрации ДТП необходима следующая исходная информация:

- сведения  о фактической аварийности за  последние три года, включая данные  о местоположении каждого ДТП  с точностью до километра;

- сведения  о местоположении участков дорог  в пределах населенных пунктов  (включая населенные пункты сельского  типа);

- сведения  об интенсивности движения за  последние три года (как исключение  допускается использовать данные  за последний год).

Участки концентрации ДТП выявляются на основе следующих показателей:

- абсолютного  количества ДТП, возникших на  участке дороги расчетной протяженности;

- коэффициента   относительной аварийности, определяемого   по формуле :

, (3.1)

где a - число всех ДТП на участке дороги за последние три года;

N - среднегодовая  суточная интенсивность движения, авт./сут.;

L - фактическая  длина участка дороги между  соседними километровыми знаками  5.28;

n - число  лет, за которые суммируются  данные по ДТП (n = 3).

К участкам концентрации ДТП на дорогах общего пользования относятся километровые участки, на которых минимальное  количество ДТП за три года в зависимости  от интенсивности движения соответствует  указанному в таблице 3.4, и значение коэффициента относительной аварийности составляет не менее 0,3 на участках вне населенных пунктов и не менее 0,4 - в пределах населенных пунктов.

 

 

 

Таблица 3.4 –  Участки концентрации ДТП

Интенсивность движения, авт./сут.

Минимальное количество ДТП за три  года на участках их концентрации

вне

населенных пунктов

в пределах населенных пунктов

Менее 3000

3

3

3000 - 5000

3

4

5000 - 13000

4

5

13000 - 17000

5

6

17000 - 19000

5

7

19000 - 21000

6

7

Более 21000

7

8

Информация о работе Использование систем глобального позиционирования и геоинформационных систем для анализа ДТП.