Лекции по "Договору воздушной перевозки"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:18, курс лекций

Описание работы

В результате успешной реализации социально-экономической программы, выработанной XXV съездом КПСС, досрочного выполнения планов девятой пятилетки советский народ под руководством ленинской партии добился значительных успехов во всех областях хозяйственного и культурного строительства. За период девятой пятилетки обеспечено динамичное развитие народного хозяйства в целом, сделан большой шаг вперед в создании материально-технической базы коммунизма.

Работа содержит 1 файл

Безрук Н.А. Договор воздушной перевозки.docx

— 64.02 Кб (Скачать)

Безрук  Н.А. Договор воздушной перевозки. Лекции для студентов ВЮЗИ. - М. 1977. - 37 с.

Текст приведен полностью. В данном виде текст опубликован не был 

Введение 

В результате успешной реализации социально-экономической  программы, выработанной XXV съездом  КПСС, досрочного выполнения планов девятой  пятилетки советский народ под  руководством ленинской партии добился  значительных успехов во всех областях хозяйственного и культурного строительства. За период девятой пятилетки обеспечено динамичное развитие народного хозяйства  в целом, сделан большой шаг вперед в создании материально-технической  базы коммунизма. 

Технический прогресс в области авиационной  техники является важным фактором развития современного воздушного транспорта. Авиационный транспорт превратился  в массовый вид перевозки пассажиров, охватив почти всю территорию страны, включая и отдаленные труднодоступные  районы. 

Среди материальных предпосылок, обеспечивающих расширение сферы применения воздушного транспорта, в первую очередь необходимо назвать пополнение воздушного парка  современными реактивными лайнерами. Значительно улучшилось обслуживание пассажиров в аэропортах, им предоставляются  бесплатные услуги. Так, пассажиры размещаются  на ночное время бесплатно в гостиницах или других, имеющихся в аэропорту, местах отдыха при задержке вылета самолета в промежуточных аэропортах, где ночевки расписанием не предусмотрены; при посадке самолета на запасные аэродромы гражданской авиации. Доставка пассажиров в гостиницу  и обратно в аэропорт также  производится бесплатно. Пассажирам во время полета предоставляется бесплатное питание, в нужных случаях оказывается  медицинская  помощь. 

Увеличению  удельного веса пассажирских перевозок  способствуют и особенности воздушного транспорта. В частности, скорость воздушного передвижения как важнейший фактор экономии времени учитывается, обычно, населением при выборе средств транспорта, особенно при перемещении на дальнее расстояние. С увеличением расстояния перевозки экономия времени при пользовании воздушным транспортом возрастает. Поэтому наибольшая эффективность пользования воздушным транспортом наблюдается на маршрутах большей протяженности. 

При выборе средств транспорта гражданами учитывается и такая особенность воздушного транспорта, как высокая проходимость – способность преодоления природных препятствий и проникновения в самые отдаленные районы страны. Превращению воздушного транспорта в массовый вид транспорта во многом способствует последовательное и неуклонное повышение материального благосостояния трудящихся, рост реальных доходов населения, увеличение национального дохода СССР. 

На XXV съезде КПСС Л.И. Брежнев подчеркнул, что  за годы девятой пятилетки удалось  значительно повысить уровень жизни  народа[1]. 

Основные  направления развития народного  хозяйства СССР на 1976–1980 годы предусматривают  дальнейший рост перевозок пассажиров воздушным транспортом, особенно на дальние расстояния и в труднодоступные  районы. Пассажирооборот воздушного транспорта за годы девятой пятилетки  увеличится в 1,3 раза. Увеличению пассажирских перевозок будет способствовать эксплуатация новых пассажирских самолетов, в частности, ИЛ-86 (аэробус), ИЛ-289, реконструкция  действующих и строительство  новых аэропортов[2]. 

В условиях возрастающего объема пассажирских перевозок вопросы, касающиеся правовой регламентации отношений воздушно-транспортного  предприятия с клиентурой, приобретают  актуальное значение. В пределах данной работы мы рассмотрим лишь общие положения, которые наиболее часто встречаются  на практике. 

Воздушный транспорт в настоящее время  осуществляет в основном междугородние  пассажирские перевозки. Перевозка  пассажиров, выполняемая на воздушных  судах, производится по утвержденному  постоянному маршруту регулярных полетов  между аэропортами, открытыми для  воздушного сообщения (воздушные линии), по установленному расписанию. В зависимости  от подчинения воздушные линии подразделяются на внутригосударственные и международные. 

Правовое  регулирование отношений по перевозке  пассажиров воздушным транспортом  отнесено ст.3 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик[3] к компетенции общесоюзного законодательства. В Основах выделена специальная глава 9 «Перевозка». Аналогичные главы имеются и в гражданских кодексах союзных республик. Перевозка пассажира воздушным транспортом нормируется также специальными актами, к их числу относится Воздушный кодекс Союза ССР, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1961г.[4]. «Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям Союза ССР» введены в действие с 1 января 1972г.[5]. «Правила применения тарифов на воздушных линиях Союза ССР»[6]. 

Постановлением  Совета Министров СССР от 8 июня 1970г. №401 утверждено предложение министра гражданской авиации о возмещении воздушно-транспортными предприятиями  пассажирам ущерба в случае утраты багажа, принятого к воздушной  перевозке без объявленной ценности, а также вещей, находящихся при  пассажире[7]. 

  

I. Понятие  договора воздушной перевозки  пассажира 

Воздушный транспорт, осуществляя перевозку  людей, реализует свою основную функцию  эксплуатационной деятельности. С целью  осуществления этой функции воздушно-транспортные предприятия вступают с гражданами в определенные обязательственные  правоотношения, в основе которых  лежит договор воздушной перевозки  пассажира. 

Легальное определение договора перевозки  пассажира применительно ко всем видам транспорта дано в ч.II ст.72 Основ. 

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира  в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить  багаж в пункт назначения и  выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за перевоз багажа. 

В приведенном  определении договора перевозки  пассажира названы лишь основные права и обязанности сторон, составляющие содержание этого договора. Подробная  регламентация прав и обязанностей пассажира и перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира  осуществляется Воздушным кодексом Союза ССР (ВК) и Правилами перевозки  пассажиров, багажа и грузов по воздушным  линиям Союза ССР[8]. 

В ст.83 ВК дано следующее определение договора воздушной перевозки: «По договору воздушной перевозки пассажира  воздушно-транспортное предприятие (перевозчик) обязуется перевезти пассажира  и его багаж в пункт назначения, предоставив пассажиру место  согласно купленному билету, а пассажир обязуется уплатить за перевозку  по установленному тарифу, а при  сдаче багажа сверх установленной  нормы – и за провоз багажа». 

Договор воздушной перевозки пассажира  относится к группе договоров  об оказании услуг[9]. Цель его – удовлетворение потребностей в перемещении граждан. Предметом договора являются транспортные услуги – перемещение граждан  в пространстве. 

Договор воздушной перевозки пассажира  является двусторонним. У участников этого договора возникают две  главные встречные обязанности, определяющие содержание обязательства  по перевозке пассажира. У транспортной организации (перевозчика) – обязанность  выполнить перемещение пассажира  из одного пункта в другой, у пассажира  – обязанность уплатить за перевозку  по установленному тарифу. 

Рассматриваемый договор относится к числу  консенсуальных договоров и признается заключенным в момент, когда между контрагентами будет достигнуто соответствующее соглашение. 

Следует отметить, что при заключении договора воздушной перевозки пассажира  соглашением сторон устанавливается  довольно узкий круг условий, определяющих права и обязанности перевозчика  и пассажира. К числу таких  условий можно отнести выбор  маршрута, типа самолета, рейса, даты полета, остановки в пути, даты вылета из аэропорта, пересадки при транзитной перевозке, при перевозке в обратном направлении по билету «обратно», определение  веса багажа в ручной клади. Все другие условия, входящие в содержание договора, определяются императивными нормами  и не могут изменяться соглашением  сторон. Случаи изменения условий  договора и основания, при которых  это допустимо, установлены Воздушным  кодексом Союза ССР и Правилами  перевозки. 

Рассматриваемый договор относится к числу  возмездных договоров. Пассажир является основным потребителем продукции транспорта в период его перемещения, продукция  же транспорта реализуется на эквивалентно-возмездных началах. Поэтому он обязан оплатить воздушно-транспортному предприятию ее стоимость. 

Отдельная категория лиц обладает правом бесплатного  проезда в силу служебного положения  или занятия определенными видами деятельности. Так, врач или другой медицинский работник пользуется правами  бесплатного проезда к месту  нахождения больного или для его  транспортировки в ближайшее  лечебно-профилактическое учреждение. 

Депутаты  Верховного Совета СССР перевозятся  бесплатно, по заявленному ими маршруту. Героям Советского Союза, Героям Социалистического  Труда и лицам, награжденным орденами Славы трех степеней, выдаются бесплатные билеты для личного проезда раз  в год. Бесплатно на воздушном транспорте перевозятся также работники ВЦСПС, сопровождающие плановые группы туристов при полетах в прямом и обратном направлениях. Лица, сопровождающие скоропортящийся груз от 2 тонн и выше. 

Безвозмездно  перевозится ребенок до пяти лет, следующий с пассажиром, имеющим  билет. Некоторые категории граждан  пользуются льготным тарифом. К их числу  относятся: учащиеся дневных, вечерних, заочных отделений вузов и  техникумов; учащиеся училищ профтехобразования; аспиранты, обучающиеся с отрывом и без отрыва от производства, школьники старше двенадцати лет. Этим лицам предоставляется пятидесятипроцентная скидка. Тридцатипроцентная скидка предоставляется группам пассажиров, состоящим не менее чем из 15 человек учащихся вузов, техникумов, школ, а также туристам, следующим по путевкам Центрального Совета по туризму и экскурсиям. 

  

1. Характеристика  сторон договора 

Перевозку пассажиров, багажа на договорных началах  осуществляет только воздушно-транспортное предприятие Министерства гражданской  авиации СССР в пределах территории Союза ССР (ст.81 ВК, §1 и §2 ст.1 «Правил  перевозки»). Другие предприятия, организации  и учреждения, имеющие воздушные  суда, могут осуществлять перевозку  пассажиров и багажа лишь для обеспечения  своих нужд. Воздушная перевозка  людей в таких случаях осуществляется не на договорных началах. 

Воздушные суда транспортного и специального назначения могут находиться с разрешения Совета Министров СССР в ведении  и других ведомств (ст.5, ч.2; ст.81 ВК). 

Указание  на то, что перевозчиком может быть только воздушно-транспортное предприятие, содержится и в других статьях  Воздушного кодекса (ст.82, 83, 111, 112, 113). Однако это общее определение субъекта обязательства по перевозке нуждается  в уточнении. Неясен вопрос, какое  же предприятие гражданской авиации  является воздушно-транспортным предприятием? 

В гл.I Правил перевозки раскрывается понятие термина «воздушно-транспортное предприятие». 

Воздушно-транспортное предприятие (перевозчик) – социалистическое государственное производственное предприятие гражданской авиации, осуществляющее перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты находящимися в его ведении воздушными судами и связанное с перевозками  обслуживание пассажиров и клиентуры. 

Воздушно-транспортными  предприятиями являются управления, объединенные авиаотряды, объединенные авиаэскадрильи и самостоятельные аэропорты гражданской авиации. 

Из приведенного определения воздушно-транспортного  предприятия явствует, что, во-первых, воздушно-транспортное предприятие  пользуется правами юридического лица и действует на основании Положения  о производственном предприятии; во-вторых, воздушно-транспортное предприятие  осуществляет перевозку пассажиров, багажа, груза и почты воздушными судами, находящимися в его ведении; в-третьих, воздушно-транспортное предприятие  является владельцем воздушного судна, которое принадлежит ему на праве  оперативного управления. 

Какова  же взаимосвязь между перечисленными организациями гражданской авиации, объединенными единым термином «воздушно-транспортное предприятие»? И какое предприятие  гражданской авиации участвует  в заключении и исполнении договора воздушной перевозки? Вероятно, без  уяснения организационной структуры  Гражданского Воздушного Флота правильно  ответить на этот вопрос затруднительно. 

Информация о работе Лекции по "Договору воздушной перевозки"