Лекции по "Договору воздушной перевозки"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:18, курс лекций

Описание работы

В результате успешной реализации социально-экономической программы, выработанной XXV съездом КПСС, досрочного выполнения планов девятой пятилетки советский народ под руководством ленинской партии добился значительных успехов во всех областях хозяйственного и культурного строительства. За период девятой пятилетки обеспечено динамичное развитие народного хозяйства в целом, сделан большой шаг вперед в создании материально-технической базы коммунизма.

Работа содержит 1 файл

Безрук Н.А. Договор воздушной перевозки.docx

— 64.02 Кб (Скачать)

По изложенным соображениям мы разделяем позицию  А.В. Федорова и считаем, что пассажиром является лицо, которое перевозится  на воздушном судне во исполнение заключенного договора  с  целью  личного  передвижения. 

К числу  пассажиров относятся и дети до пяти лет, перевозимые воздушным транспортом  при взрослом пассажире[20]. 

  

2. Порядок  заключения договора 

Согласно  ст.34 Основ и ст.160 РК РСФСР договор  воздушной перевозки пассажира  надлежит считать заключенным, когда  между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его пунктам. Однако специфика данного договора обусловила порядок его заключения. 

Оферта (предложение) заключить договор  всегда исходит от воздушно-транспортного  предприятия. Это предложение вступить в договор может быть оформлено  самыми разнообразными способами. Обычно оферта обращена к неопределенному  кругу лиц. Используется публичная  оферта, но это не означает, что любое  обращение к населению с информацией  о преимуществе воздушного транспорта, комфорте, удобствах и экономии времени  может рассматриваться как стадия заключения договора. Во многих случаях  воздушно-транспортное предприятие  лишь информирует граждан о некоторых  условиях, на которых можно заключить  договор. Информация приобретает значение оферты лишь при условии, если она  содержит все существенные условия  договора воздушной перевозки пассажира. 

Лицу, желающему  воспользоваться услугами воздушного транспорта, необходимо изъявить соответствующим  образом свое согласие с предложением Аэрофлота. 

Перевозочным  документом, удостоверяющим заключение договора воздушной перевозки, является пассажирский билет, предъявление которого дает право лицу, обозначенному в  билете, на полет самолетом от аэропорта  отправления до аэропорта назначения через аэропорты пересадки определенным рейсом согласно расписанию. Пассажиру  выдается один билет на весь путь следования. Передача билета другому лицу не допускается. Лицо, следующее по такому билету, считается  безбилетным пассажиром и для  него возникают последствия, определенные ст.67 Правил перевозки. Уплаченные за билет  деньги не возвращаются, лицо подвергается штрафу в размере 10 руб. Уплата штрафа не освобождает от обязанности оплатить фактически выполненную перевозку  по установленному тарифу. 

На пассажирском билете указываются следующие сведения, определяющие условия договора: наименование воздушно-транспортного предприятия, аэропорта отправления и назначения, аэропорта пересадки, если такие  имеются по пути следования данного  пассажира, стоимость билета, дата приобретения билета, номер и дата рейса самолета, фамилия, имя и отчество пассажира, цена билета. 

С момента  приобретения пассажирского билета пассажир считается застрахованным. Возникает в силу закона обязательное личное страхование от несчастного  случая. Страховой сбор пассажир уплачивает при покупке билета, так как  он включен в стоимость билета. 

Пассажирский  билет действителен только на тот  рейс, на который он выдан, и изменение  договора перевозки может быть произведено  только с согласия воздушно-транспортного  предприятия. 

Пассажирский  билет является срочным документом. В билете указывается срок его  годности. Этот срок включает в себя: общий срок годности и срок годности для полета. 

Общий срок годности билета дает пассажиру  право использовать билет для  получения места на определенный рейс и дату, получение суммы за неполностью или частично невыполненную перевозку и других расчетов, предусмотренных Правилами. Общий срок годности билета охватывает период от момента выдачи билета до окончания срока, предоставленного пассажиру для получения денег по неиспользованному билету. 

Срок  годности для полета дает пассажиру  право использовать билет для  перемещения воздушным транспортом. 

Билет с гарантированной датой дает право на полет от указанного в  нем начального аэропорта, аэропорта  пересадок (остановок) или аэропорта  обратного вылета только в даты и  рейсами, которые в нем указаны. 

Билет с открытой датой дает право на полет от соответствующего аэропорта  только после внесения в него перевозчиком даты вылета и номера рейса. 

Билет на перевозку в направлении «туда» без пересадки (остановок) пассажира  в пути следования действителен в  течение всего срока перевозки  рейсами, указанными в билете. Билет  на перевозку в направлении «туда» с пересадками (остановками) пассажира  в пути следования действителен в  течение 45 дней, считая от указанной  в билете даты вылета пассажира из аэропорта отправления; билет на перевозку в направлении «обратно»  действителен в течение 6 месяцев, считая со дня продажи билета. 

Правила перевозки содержат перечень обстоятельств, при наличии которых пассажир вправе требовать от воздушно-транспортного  предприятия продления срока  годности билета. К числу таких  причин, в частности, относится отмена или задержка рейса, указанного в  билете, невозможность предоставления пассажиру места на рейс и дату, указанные в билете, возвращение  воздушного судна, не выполнившего рейс, в аэропорт отправления и др. 

Правила перевозки детально регламентируют не только порядок приобретения и  выдачи билета, но и права перевозчика  на признание билета недействительным (ст.7, §46). Перевозчик имеет право признать билет недействительным: 

а) если какая-либо часть билета повреждена или исправлена; 

б) если билет не имеет штампа кассы, его  выдавшей, и в других случаях неправильного  оформления билета. 

Билеты, признанные недействительными по причинам, зависящим от перевозчика, подлежат обмену. Признание же билета недействительным по причинам, не зависящим от перевозчика, приводит к прекращению договора перевозки пассажира. Если непригодость билета обнаружена на борту самолета при взлете или в полете, то пассажир высаживается в первом аэропорту посадки. 

Билет также удостоверяет исполнение пассажиром обязанности по внесению проездной  платы. Утраченные билеты не возобновляются и уплаченные за билет деньги не возвращаются (§38 ст.7 Правил перевозки). 

Договор воздушной перевозки пассажиров, как и все договоры обслуживания граждан, относится к числу односторонне-плановых соглашений[21]. Поэтому обязанность  заключить договор по общему правилу  возлагается на воздушно-транспортное предприятие. Правила перевозки  в исключительных случаях предоставляют  перевозчику право отказать лицу, желающему воспользоваться услугами воздушного транспорта, в заключении договора (см. §64, 65 ст.11). 

Что касается лица, желающего заключить договор  воздушной перевозки, то оно само должно определить возможность пользования  воздушным транспортом, исходя из состояния  здоровья. 

Правила перевозки не содержат каких-либо указаний относительно заключения договора воздушной  перевозки лицами, не достигшими 18-летнего  возраста. 

Вправе  ли несовершеннолетний (в возрасте от 15 до 18 лет) и малолетний (в возрасте от 12 до 15 лет) самостоятельно заключить  договор перевозки? Действующее  транспортное законодательство не дает ответа на этот вопрос. 

В §55 ст.9 гл.II Правил перевозки определен порядок проезда детей в возрасте до 12 лет. Дети в возрасте до 12 лет совершают проезд в сопровождении взрослых. Они перевозятся на основании договора, заключенного взрослым пассажиром. Поскольку в Правилах перевозки отсутствует норма, запрещающая самостоятельный проезд лицам, достигшим 12 лет, то некоторые ученые высказались за предоставление права самостоятельного заключения договора воздушной перевозки пассажира лицам 12 лет и старше. Такой вывод делают М.А. Тарасов и Н.И. Гончаров. 

По мнению Н.И. Гончарова, в правовой норме  содержится прямо выраженное согласие заключить договор перевозки  непосредственно с несовершеннолетним без согласия законных представителей[22]. Несостоятельность правового обоснования  высказанных в основном правильных соображений очевидна. Дело в том, что Правила перевозки вовсе  не регулируют возможность самостоятельного заключения договора. Правила перевозки  предоставляют возможность лицам  старше 12 лет самостоятельно осуществлять права, возникшие из договора перевозки. Ни в одном нормативном акте, регулирующем договор воздушной перевозки, не оговорено самостоятельное участие  двенадцатилетних в заключении договора. 

Е.А. Пассе также признает за этой категорией лиц самостоятельное право на заключение договора перевозки пассажира, обосновывая сделанный вывод общими нормами гражданского права, допускающими заключение в быту мелких сделок с несовершеннолетними без разрешения на это родителей, усыновителей, опекунов и попечителей[23]. 

Г.А. Букин  и М.М. Волков[24] также считают  лиц в возрасте 12 лет самостоятельными участниками договора воздушной  перевозки. Сделанный ими вывод  основан на установившейся практике продажи авиабилетов в любом  направлении по указанному маршруту при условии предъявления документа, удостоверяющего личность и возраст. Таким документом может быть свидетельство  о рождении. Так, в частности, Г.А. Букин и М.М. Волков пишут: «Пассажирские  билеты выдаются гражданам, достигшим  двенадцати лет». 

По смыслу ст.13 ГК РСФСР такие сделки не являются мелкими бытовыми ни по сумме, ни по последствиям. Следовательно, сложившаяся  практика не основана на законе. Она  лишь в известной мере восполняет имеющийся пробел в законодательстве. 

В литературе правильно отмечается, что положение  о мелких бытовых сделках должно применяться к более широкому кругу отношений, чем бытовые  связи[25]. Очевидно, к такого рода отношениям и надо отнести договор воздушной перевозки пассажира, дополнив действующие правила перевозки специальной статьей, с указанием возраста лиц, имеющих право заключить договор, маршрута и предельной стоимости билета. Лица в возрасте с 15 до 18 лет вправе заключать данный договор в порядке самостоятельного распоряжения своим заработком. 

Что касается недееспособного лица, признанного  таковым в установленном законом  порядке, то оно не может самостоятельно от своего имени участвовать в  заключении договора воздушной перевозки, так как эти лица не могут своими действиями обеспечивать реализацию прав и обязанностей. 

Нельзя  смешивать лицо, имеющее право  заключить договор пассажирской перевозки, с лицом, перевозимым  на воздушном судне с целью  личного передвижения. Круг лиц, включаемых в число пассажиров, шире круга  лиц, имеющих право заключить  договор. 

  

II. Основные  права и обязанности сторон. Ответственность  перевозчика за ненадлежащее  исполнение основной обязанности 

1. В  обязательстве по перевозке пассажиров  права и обязанности контрагентов  приурочиваются как в любом  консенсуальном договоре к моменту соглашения. Факт заключения договора, как было уже отмечено, подтверждается выдачей именного билета. 

Применительно к договору воздушной перевозки  пассажира не действует общее  правило ст.177 ГК РСФСР об исполнении прав и обязанностей по взаимным договорным обязательствам. В рассматриваемом  договоре кредитор выполняет свою обязанность  по оплате транспортных услуг ранее  выполнения обязанностей должником (воздушно-транспортным предприятием). При наличии оснований, предусмотренных Правилами перевозки, каждый из участников обязательства  по перевозке вправе односторонним  волеизъявлением изменить или прекратить действие договора перевозки. 

В зависимости  от причин, вызвавших отказ от полета, он может быть вынужденным, если отказ  от полета вызван виновным поведением самого перевозчика, и добровольным, если отказ вызван причинами, не зависящими от перевозчика. 

В число  причин, обусловливающих вынужденный  отказ пассажира от полета, ст.16 Правил перевозки включает: 

а) отмену или задержку рейса, указанного в  билете; 

б) невыполнение воздушным судном посадки в аэропорту, указанном в билете; 

в) несостоявшуюся отправку пассажира из-за невозможности  предоставления ему места на рейс и дату, указанные в билете; 

г) непредоставление пассажиру места, указанного в его билете, и отказ пассажира по этой причине воспользоваться другим местом на воздушном судне, выполняющем данный рейс; 

Информация о работе Лекции по "Договору воздушной перевозки"