Лекции по "Договору воздушной перевозки"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:18, курс лекций

Описание работы

В результате успешной реализации социально-экономической программы, выработанной XXV съездом КПСС, досрочного выполнения планов девятой пятилетки советский народ под руководством ленинской партии добился значительных успехов во всех областях хозяйственного и культурного строительства. За период девятой пятилетки обеспечено динамичное развитие народного хозяйства в целом, сделан большой шаг вперед в создании материально-технической базы коммунизма.

Работа содержит 1 файл

Безрук Н.А. Договор воздушной перевозки.docx

— 64.02 Кб (Скачать)

Перевозчик  несет установленную законом  имущественную ответственность  за смерть, увечье или иное повреждение  здоровья, причиненное пассажиру  при старте, полете или посадке  воздушного судна, а также при  посадке на судно и высадке  пассажира, если не докажет, что вред произошел вследствие умысла самого потерпевшего. В случае, если смерть, увечье или иное повреждение здоровья причинены пассажиру в результате действия непреодолимой силы, перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что возникновению  или увеличению вреда содействовали  умысел или грубая неосторожность самого потерпевшего. 

В других случаях, когда перевозчик докажет, что грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или  увеличению вреда, размер возмещения вреда  в соответствии с общими нормами  гражданского законодательства должен быть уменьшен либо в возмещении вреда  должно быть отказано. 

Из содержания ст.101 Воздушного кодекса вытекают следующие  основные положения такой ответственности. Ответственность перевозчика ограничивается во времени моментом начала посадки  и высадки пассажира. Если, допустим, вред здоровью пассажира причинен на аэровокзале, в гостинице, то, разумеется, ответственность перевозчика по ст.101 ВК не наступит. 

Начало  посадки пассажиров в самолет  приурочивается к моменту выхода пассажира в сопровождении дежурного  по аэровокзалу на авиаперрон или привокзальную площадь аэропорта после специального объявления о начале посадки, переданного по радио. Посадка в самолет производится при выключенных моторах. 

В аэропорту  назначения заканчивается действие договора воздушной перевозки. Здесь  организуется высадка пассажиров из самолета и сопровождение их до аэровокзала. 

По смыслу ст.101 Воздушного кодекса перевозчик несет ответственность за причиненный  вред здоровью пассажира или за его  смерть независимо от вины воздушно-транспортного  предприятия. Освобождается перевозчик от ответственности только в тех  случаях, если докажет, что вред является следствием вины самого потерпевшего. При этом учитывается вина в форме  умысла. Ответственность воздушно-транспортного  предприятия возникает даже в  тех случаях, когда смерть пассажира  либо повреждение его здоровья произошли  вследствие действия непреодолимой  силы. Однако грубая неосторожность потерпевшего или его умысел при причинении вреда действием непреодолимой  силы освобождает перевозчика от ответственности при условии, если воздушно-транспортное предприятие  докажет, что возникновению или  увеличению вреда содействовали  умысел или грубая неосторожность самого потерпевшего. Но и в этом варианте «случайно» причиненный вред подлежит возмещению. Вероятно, практически  такой вариант возможен лишь при  взлете, полете или посадке без  повреждения воздушного судна. 

В других случаях грубая неосторожность дает основание ставить вопрос об уменьшении размера возмещения. В законе не расшифровывается понятие «других  случаев». Вероятно, сюда можно отнести  любое невиновное «случайное» причинение вреда, а также причинение вреда  по вине самого потерпевшего или перевозчика. Например, на пассажира Н. в салоне самолета ИЛ-18 упала ручная кладь, принадлежащая пассажиру Л. Пассажир Н. получил тяжелую травму головы. Ответственность перевозчика была определена по ст.101 Воздушного кодекса и §333 ст.61 Правил перевозки, так как перевозчик не обеспечил пассажиру в самолете удобства и не осуществил контроль за правильным размещением ручной клади; наличия грубой неосторожности пассажира перевозчик не доказал. 

Применение  ст.101 Воздушного кодекса на практике вызывает значительные трудности. Важно  правильно отграничить непреодолимую  силу от простого случая. По смыслу ст.101 ВК вред, причиненный действием непреодолимой  силы в сочетании с грубой неосторожностью  потерпевшего, не возмещается. Сочетание  простого случая с грубой неосторожностью  самого потерпевшего служит основанием либо для полного отказа в иске, либо для уменьшения размера возмещения. 

Для наглядности  приведем спорное дело, ставшее предметом  рассмотрения судебных органов. Пассажир Г. при выходе из самолета в промежуточном  аэропорту упал со ступенек трапа, поданного к борту самолета. В результате полученного увечья он на длительное время лишился трудоспособности и был признан инвалидом II группы. При рассмотрении дела в суде выяснилось, что вследствие плотного тумана видимость была плохая, о чем пассажиры предупреждались при выходе. Потерпевший выходил первым и не смог сразу правильно сориентироваться. Ответчик просил в иске отказать, так как туман – явление природы, внезапно возникшее, и вред здоровью пассажира вызван внешними причинами, действием непреодолимой силы. Что касается потерпевшего, то он явно проявил грубую неосторожность, не принял мер, обеспечивающих безопасность спуска со ступенек. 

Однако  нарсуд, не соглашаясь с доводами ответчика, не усмотрел в данной ситуации проявления действия непреодолимой силы и грубой неосторожности в поведении потерпевшего. Удовлетворяя иск потерпевшего, нарсуд сослался на ст.101 Воздушного кодекса  и §331 ст.61 Правил перевозки. В случае, когда на перевозчика возлагается  ответственность за смерть пассажира, он обязан возвратить лицам, имеющим  право на возмещение вреда, полную стоимость  билета. С предъявлением иска о  возмещении вреда, причиненного смертью, увечьем или иным повреждением здоровья, причиненным пассажиру, предъявления претензии к перевозчику не требуется. Для обеспечения предъявления иска и для получения страховой  суммы по обязательному страхованию  пассажиров перевозчик обязан: выдать пассажиру, получившему увечье или  иное повреждение здоровья, или выслать  по его адресу справку о том, что  потерпевший перевозился по пассажирскому  билету, был застрахован и получил  повреждение здоровья при происшествии с воздушным судном. В справке  указывается место и дата происшествия, номер пассажирского билета и  принадлежность судна. 

В случае смерти пассажира перевозчик обязан установить место жительства погибшего  или место его работы, выслать  извещение о гибели и передать свидетельство отдела загса о  смерти пассажира. 

5. Перевозчик  имеет право отказать пассажиру  в перевозке, если это необходимо  для обеспечения безопасности  полета воздушного судна или  для выполнения требований государственных  органов; если пассажир находится  в болезненном состоянии, которое  создает опасность для самого  больного и для окружающих, или  пассажир нарушает установленные  права пользования воздушным  транспортом и не подчиняется  распоряжениям командира воздушного  судна или других должностных  лиц перевозчика, или пассажир находится в нетрезвом состоянии; если пассажир своими действиями создает прямую угрозу безопасности полета или жизни находящихся на борту воздушного судна пассажиров или экипажа. 

6. Перевозчик  имеет право потребовать от  пассажира предъявления к досмотру  содержимого ручной клади и  багажа. Перевозчик в исключительных  случаях вправе осуществить и  личный досмотр пассажира. 

Досмотр ручной клади и багажа, а в виде исключения и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов  допускается только при наличии  достаточных оснований подозревать  пассажира в намерении незаконно  провезти взрывчатые вещества, оружие, боевые припасы, отравляющие, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и другие опасные грузы и предметы, предусмотренные  перечнем, утвержденным Министерствам  гражданской авиации по согласованию с Прокуратурой CСCP, Министерством внутренних дел СССР, Министерством внешней торговли и Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР. 

Досмотр ручной клади и багажа, а также  личный досмотр пассажиров могут  производиться после предъявления билетов для регистрации (для  полета) соответствующему воздушно-транспортному  предприятию. 

Досмотр ручной клади и багажа производится в присутствии пассажира. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр  багажа может быть произведен в отсутствие пассажира. 

Личный  досмотр пассажиров, а также досмотр  багажа в отсутствие пассажира производятся с участием двух понятых. 

Личный  досмотр пассажиров и досмотр  багажа в отсутствие пассажира производится по мотивированному решению, (изложенному  в письменном виде) начальников смен службы перевозок аэропортов первого, второго и третьего классов; начальников  аэропортов четвертого и пятого классов; начальников городских аэровокзалов; начальников органов и подразделений  милиции, на территории деятельности которых находятся аэропорты (городские аэровокзалы), а в зонах аэропортов, в которых осуществляется пограничный и таможенный контроль, – начальников таможен (таможенных постов); начальников контрольно-пропускных пунктов пограничных войск. 

В отсутствие указанных начальников решение  о производстве досмотра может быть принято лицами, замещающими их в  установленном порядке. 

Решение о производстве досмотра могут принять  также вышестоящие начальники указанных  должностных лиц органов гражданской  авиации, милиции, таможенных учреждений и пограничных войск. 

Личный  досмотр пассажиров и досмотр  багажа в отсутствие пассажира имеют  право производить должностные  лица, а также по их поручению  – диспетчеры и дежурные службы перевозок аэропортов (городских  аэровокзалов), лица рядового и начальствующего  состава милиции, а в зонах  аэропортов, в которых осуществляется пограничный и таможенный контроль, – начальники отделов, старшие инспектора и инспектора таможен (таможенных постов) и лица офицерского состава контрольно-пропускных пунктов пограничных войск. 

Досмотр ручной клади и багажа в присутствии  пассажира может производиться  дежурными службы перевозок аэропортов (городских аэровокзалов) и лицами рядового и начальствующего состава  милиции, а в зонах аэропортов, в которых осуществляется пограничный  и таможенный контроль, – инспекторами таможен (таможенных постов) и контролерами контрольно-пропускных пунктов пограничных  войск. 

На воздушном  судне, находящемся в полете, личный досмотр пассажиров и досмотр  ручной клади и багажа могут производиться  по решению командира судна лицами, входящими в состав экипажа судна. 

Пассажиры, уклоняющиеся от личного досмотра или  от предъявления к досмотру ручной клади и багажа, не допускаются  к перевозке. 

На воздушном  судне, находящемся в полете, личный досмотр ручной клади пассажиров, уклоняющихся от досмотра или от предъявления к досмотру ручной клади, может быть произведен принудительно. 

В случае, когда при личном досмотре пассажира  или досмотре его ручной клади  и багажа обнаружены опасные грузы  и предметы, которые пассажир стремился  незаконно провезти, пассажир несет  ответственность в установленном  порядке. 

Каждый  случай личного досмотра пассажира  и досмотра багажа в отсутствие пассажира, а также каждый случай досмотра ручной клади и багажа, при котором  обнаружены опасные грузы или  предметы, оформляется актом и  регистрируется в специальном журнале. 

Должностные лица воздушно-транспортного предприятия, а также другие лица, производящие досмотр, обязаны принять необходимые  меры, обеспечивающие отправку пассажира  тем рейсом, на который у него имеется билет, или очередным  рейсом, если при досмотре пассажира  или его ручной клади и багажа опасные грузы и предметы не были обнаружены. 

В случае отказа пассажира от полета или от продолжения полета по причине задержки с отправкой, вызванной досмотром, воздушно-транспортное предприятие  обязано по его требованию полностью  возместить стоимость билета. 

Должностные лица, производящие личный досмотр, а  также досмотр ручной клади и  багажа, обязаны быть внимательными  и вежливыми в отношении пассажиров и не должны допускать действий, унижающих достоинство пассажиров. 

7. К  числу важнейших прав пассажира  относится право бесплатного  провоза одного ребенка в возрасте  до пяти лет без предоставления  ребенку отдельного места. 

Пассажир  вправе также иметь при себе для  бесплатной перевозки ручную кладь  и багаж установленной нормы. Норма бесплатной перевозки определяется в зависимости от типа (класса) воздушного судна и распространяется как  на багаж, так и на ручную кладь. Перевозка  вещей пассажира в количестве, превышающем норму бесплатной перевозки, осуществляется по специальному соглашению. Соглашение о перевозке багажа является дополнительной сделкой, зависящей  от договора перевозки пассажира. Однако прекращение или изменение дополнительного  соглашения не влияет на деятельность основного договора. Это соглашение является возмездным, двусторонним, реальным. Допустимо прекращение дополнительного  соглашения ранее окончания действия главного договора. Заключение договора перевозки багажа возможно только при предъявлении  пассажирского  билета. 

Договор воздушной перевозки багажа считается  заключенным с того момента, когда  пассажиру выдана багажная квитанция  – основной перевозочный документ, удостоверяющий факт сдачи багажа перевозчику  для доставки в пункт назначения. По своей юридической природе  багажная квитанция сходна с накладной. 

Багажная  квитанция содержит все сведения, необходимые для выполнения договора перевозки багажа. В частности, в  ней указывается аэропорт отправления  и назначения; фамилия пассажира  – отправителя багажа, номер пассажирского  билета, по которому принят багаж к  перевозке, номер рейса самолета, на котором отправлен багаж. Поскольку  багаж, как правило, перевозится  на том же судне, на котором следует  пассажир, то номер рейса, указанный  в багажной квитанции и пассажирском билете, должен совпадать. Кроме того, в ней обозначается точное количество мест багажа, его вес, дата приема. Объявленная  ценность сдаваемого к перевозке  багажа также отмечается в квитанции. Багажная квитанция служит документом, по предъявлению которого выдается багаж  в месте его назначения и в  промежуточ­ных аэропортах, где производится посадка самолета. 

Информация о работе Лекции по "Договору воздушной перевозки"