Морской транспорт стран Азиатско-Тихоокеанского региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 07:45, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования стало изучение особенностей морского транспорта стран Азиатско-Тихоокеанского региона и специализация его портов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
изучить особенности морского вида транспорта
раскрыть показатели работы морского транспорта
проанализировать развитие морского вида транспорта стран АТР
охарактеризовать специализацию и показатели работы портов стран АТР.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
4
Глава 1. Морской транспорт лидер международных перевозок….…....
6
1.1. Особенности морского вида транспорта……………………..
6
1.2. Показатели работы морского транспорта……………………
10
Глава 2. Развитие морского транспорта в странах АТР………………...
32
2.1. Анализ развития морского транспорта в странах АТР……..
32
2.2. Характеристика портов субрегионов АТР…………………...
43
2.2.1. Крупнейшие порты Восточной Азии………………………
43
2.2.2. Крупнейшие порты Юго-Восточной Азии………………...
52
2.2.3. Крупнейшие порты Австралии и Океании………………...
55
2.2.4. Крупнейшие порты Северной Америки…………………...
57
2.2.5. Крупнейшие порты Латинской Америки………………….
59
2.2.6. Крупнейшие порты Дальнего Востока России……………
60
Заключение…………………………………………………………………
66
Библиографический список………………………………………………
69

Работа содержит 1 файл

Готовый диплом Универ.doc

— 389.50 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 


Введение……………………………………………………………………

4

Глава 1. Морской  транспорт лидер международных  перевозок….…....

6

           1.1. Особенности морского вида транспорта……………………..

6

           1.2. Показатели работы морского  транспорта……………………

10

Глава 2. Развитие морского транспорта в странах АТР………………...

32

           2.1. Анализ развития морского транспорта  в странах АТР……..

32

           2.2. Характеристика портов субрегионов  АТР…………………...

43

           2.2.1. Крупнейшие порты Восточной  Азии………………………

43

           2.2.2. Крупнейшие порты Юго-Восточной  Азии………………...

52

           2.2.3. Крупнейшие порты Австралии  и Океании………………...

55

           2.2.4. Крупнейшие порты Северной  Америки…………………...

57

           2.2.5. Крупнейшие порты Латинской  Америки………………….

59

           2.2.6. Крупнейшие порты Дальнего  Востока России……………

60

Заключение…………………………………………………………………

66

Библиографический список………………………………………………

69

Приложения

 

 

 

 

 

 

Введение

Мировой океан – это самая большая на Земле транспортная артерия, по которой перевозится большинство экспорта по всему миру. Не зря отмечали, что тот, кто владеет морем, тот и является властителем мира. Немаловажной проблемой в развитии мировой экономики и международных экономических отношений является вопрос о способности и степени влияния на них морского транспорта. Морское судоходство играет ключевую роль в жизни мировой экономики, занимая центральное место в формирующейся единой системе глобальных транспортных перевозок. Морской транспорт специфичен в том смысле, что он уже по характеру деятельности является отраслью "международной": известно, что основная функция морского транспорта – обеспечение внешнеторговых связей между различными государствами. Тема является весьма актуальной, так как международными перевозками занято 90% мирового флота; 80% мировой внешней торговли осуществляется морем. Определяющая роль морского транспорта целиком сохраняется и в ХХI веке.

Азиатско-тихоокеанский  регион (ATP) – почти половина земного шара и почти две трети населения планеты, здесь расположены практически все наиболее крупные государства мира. Это огромный человеческий, экономический, социально-политический и культурный массив. Тихий океан, занимая второе место по объему морских перевозок (1/4), пока еще сильно отстает от Атлантического. Но потенциал этого океана очень велик. Здесь находятся многие крупнейшие порты мира, зарождаются потоки многих массовых, а в последнее время и генеральных грузов. В настоящее время позиции стран АТР в мировых морских перевозках очень весомы. Порты стран именно этого региона на протяжении последних лет удерживают лидерские позиции в мировых рейтингах грузооборота.

Но регион очень  велик, и потому так важно определить не только значение региона на мировом  уровне, но и выделить различия внутри самого региона.

Объектом исследования является  морской транспорт.

Предмет исследования – современное состояние морского транспорта и портов  стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Целью исследования стало изучение особенностей морского транспорта стран Азиатско-Тихоокеанского региона и специализация его портов.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

  • изучить особенности морского вида транспорта
  • раскрыть показатели работы морского транспорта
  • проанализировать развитие морского вида транспорта стран АТР
  • охарактеризовать специализацию и показатели работы портов стран АТР.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: реферативный, аналитический, сравнительно-географический, статистический, картографический.

Методологическую основу работы составили труды следующих авторов: В.П. Максаковский, Ю.Н. Гладкий, Ю.Г. Липец, В.А. Пуляркин, Н. В. Алисов и другие.

Научная новизна работы заключается в сборе и систематизации информации по морскому транспорту Азиатско-Тихоокеанскому региону, а также в разработке кртографического материала: «Карта крупнейших портов Азиатско-Тихоокеанского региона», «Карта специализации портов стран АТР»

Практическая значимость результатов исследования заключается в расширении собственного кругозора автора, а также в возможности использования материалов работы для изучения и преподавания курса «Страны Азиатско-Тихоокеанского региона» в общеобразовательных заведениях и высших учебных заведениях.

Результаты  исследования были доложены на студенческой научной конференции.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. 
Глава 1. Морской транспорт лидер международных перевозок

    1. Особенности морского вида транспорта

Транспорт –  одно из общих условий производства. Осуществляя перевозки внутри предприятий, между предприятиями, районами и  странами, транспорт влияет на масштабы общественного производства и темпы  его роста.

Влияние транспорта на жизнь отдельного государства разнообразно и многопланово. Транспорт способствует прогрессивным географическим и структурным сдвигам в размещении производства и населения, росту производительности труда, повышенного уровня жизни населения. Обеспечивая международное разделение труда, массовый туризм и культурный обмен, транспорт вызывает крупные изменения в мировой экономике, культуре и международных отношениях.

С помощью транспорта углубляется специализация и  расширяется кооперирование промышленного  и сельскохозяйственного производства в национальном и международном масштабах, укрепляется экономическое положение государства в целом [9].

Морской транспорт – важнейшая и неотъемлемая часть мировой транспортной системы, охватывающей и объединяющей разделенные морями и океанами части света. Судоходство, древнейшая отрасль транспорта, зародившаяся еще в далеком прошлом. И ныне морской транспорт – очень важная составная часть мировой транспортной системы, без которой нормальное функционирование мирового хозяйства было бы невозможным. Во второй половине XX в. развитию морского транспорта способствовали формирование очень большого территориального разрыва между районами производства и потребления, увеличение зависимости большинства экономически развитых стран от заморских поставок топлива и сырья, а также от сбыта своей продукции. Достаточно сказать, что в Великобритании и Японии морской транспорт обслуживает 98% всех внешнеторговых перевозок, в США – 90%. Неудивительно, что и в целом в мире судоходство обеспечивает транспортными услугами примерно 80% международных экономических связей. По каналам морской торговли ежегодно перевозят товары стоимостью более 1,5 млрд. долл. А в суммарном мировом грузообороте доля морского транспорта составляет 62%.

Со своей  стороны и развитие мирового хозяйства в условиях НТР и глобализации постоянно и сильно воздействует на морской транспорт. Это выражается в формировании новых морских путей и образовании особых их сгущений на некоторых направлениях, в усилении монополизации судоходства, в обострении борьбы за грузы, доходящей до «войны флагов», в контейнеризации морского транспорта, в изменении форм организации перевозок [19].

С географической точки зрения наиболее важной частью анализа морских перевозок является, пожалуй, вопрос о географии мировых морских трасс. Л. И. Василевский правильно писал о том, что морская трасса – это условное понятие. В отличие от наземного транспорта географию морского определяет не сеть путей сообщения, а сеть портов, морских каналов и проливов, доступных для морских судов эстуариев и течений крупных рек. Географическое разделение труда привело к тому, что большинство морских трасс сохраняет свою устойчивость на протяжении многих десятилетий [20].

Наиболее экономически обоснованным вариантом доставки грузов между различными континентами, является морской транспорт.  Морские суда позволяют перевозить очень большие объемы грузов, на длинные расстояния, при этом обеспечиваются оптимальные условия безопасности и сохранности грузов, а также страхование товарно-материальных ценностей от различных непредвиденных ситуаций, например природных катаклизмов в виде шторма или нападения на судно пиратов. Но альтернатив морскому транспорту при межконтинентальной доставке грузов практически нет.

 

 

 

Рис. 1. Преимущества морского транспорта.

Преимущества морского транспорта заключается в следующем: это основной внешнеторговый транспорт. Он имеет широкие международные  межконтинентальные связи: морские  суда посещают порты более 120 стран  мира; практически не ограничена его  линейная пропускная способность, что позволяет проектировать и строить транспортные средства большой грузоподъёмности (до нескольких сот тысяч тонн), что нереально для других видов транспорта. Ограничивают пропускную способность порты, каналы и другие искусственные сооружения; незначителен удельный расход топлива и затрат энергии на единицу перевозок, так как на водном транспорте сопротивление движению значительно меньше, чем на сухопутных видах транспорта; перевозки морским транспортом в международном сообщении выполняются в основном на дальние и сверхдальние расстояния, в связи с этим средняя дальность перевозок грузов составляет 3567 км, что намного выше, чем на других видах транспорта. Отсюда более низкая по сравнению с другими видами транспорта себестоимость перевозок.

К недостаткам морского транспорта следует отнести: зависимость от естественно-географических и навигационных условий, необходимость создания и поддержания на морских побережьях сложного высокомеханизированного портового хозяйства [7].

Рис. 2. Структура мирового грузо– и пассажирооборота в 2007 г.

 

В условиях рыночного  хозяйства вся организация мирового торгового флота приобрела специфические  особенности. Это четко видно  на приписке судов к портам отдельных  стран. В 1995 г. Панама располагала флотом в 72 млн. бр. - рег. т, Либерия – 60, Греция – 30, Кипр – 25 млн. бр.- рег. т. Все они в большей или меньшей степени только регистрируют чужие суда и дают право плавать под своим флагом, а это - 38% всего мирового тоннажа торгового флота (политика "удобного" флага для уклонения от высоких налогов). В первую десятку крупнейших судовладельцев входят лишь немногие крупные государства мира: Япония – 6-е место (20 млн. бр.- рег. т), КНР – 7-е место (17), Россия – 8-е место (15) и США – 10-е место (13 млн. бр.- рег. т). В целом на 10 государств приходится 59% тоннажа мирового торгового флота (по танкерам 65%).

Использование "удобного" флага  предопределило и распределение  флота по регионам мира в 1995 с самым  крупным тоннажем располагала Западная Европа – 25%, Азия – 23, Южная Америка – 23, Африка – 16% мирового (Восточная Европа – 7, Северная Америка – 5%). Сопоставление показателей разгрузки судов в портах разных регионов показывает, что ни один из них не обслуживается полностью приписанными судами, особенно в Северной Америке. На них работает весь флот, плавающий под "удобными" флагами целого ряда стран. Нередко суда Панамы, Либерии и других стран принадлежат ТНК в США, странах Западной Европы.

Основные грузопотоки на морском  транспорте уже длительное время  обслуживали преимущественно регионы, омываемые Атлантическим океаном, где сходились морские трассы из большинства регионов мира. Шедшие по ним потоки грузов направлялись главным образом в Западную Европу и Северную Америку. Однако с 70-х гг. XX века, несмотря на рост трубопроводного и других видов транспорта в единых материках Евразии, а также Северной и Южной Америки, перевозка морскими путями грузов для отдельных регионов мира увеличивается. В морских перевозках непрерывно растет роль Тихого океана. Это четко отразилось в изменении доли морских портов отдельных регионов в обработке прибывающих морем грузов. Азиатские морские порты в 1990-1995 гг. обрабатывали больше грузов, чем порты любого другого региона мира [21].

    1. Показатели работы морского транспорта

Современное торговое мореплавание продолжает развиваться. Средства морского транспорта под влиянием научно-технического прогресса непрерывно совершенствуются: растет грузоподъемность судов, их скорость, безопасность, методы погрузки и разгрузки за счет контейнеров и других инноваций, специализация по составу перевозимых грузов и т.д. Поэтому тоннаж и грузоподъемность мирового флота увеличивались медленнее, чем его грузооборот: растущий объем работы морских перевозок обеспечивается все меньшими суммарными мощностями флота.

 В настоящее  время Мировой торговый флот  претерпевает не только количественные, но и качественные изменения.  В его составе появились суда  принципиально новых типов: RO-RO, LO-RO, OBO, VLCC, ULCC, GASCARRIER и т.п. (Приложение 1).

Характерной чертой современного развития международных морских перевозок является то, что в них всё более возрастает участие развивающихся стран, доля торгового флота которых в мировом тоннаже превысила 15%. Механизм воздействия судоходства на общемировую экономическую конъюнктуру изучен довольно подробно: такие факторы, как уровень фрахтовых ставок, технико-экономические показатели и характер услуг судоходства, непосредственно воздействуют на темпы экономического роста и стабильность мировой экономики в целом и могут оказывать серьёзное влияние на условия развития отдельных государств, а также целых регионов. Кроме того, уровень развития судоходства непосредственно связан с экономическим ростом многих государств, а для некоторых стран оно является важнейшим источником национального дохода. Одним из важнейших условий, определяющих темпы развития мировой экономики, является обеспечение заданного качества продукции при её обращении в системе "изготовитель – транспорт – потребитель" [11].

Информация о работе Морской транспорт стран Азиатско-Тихоокеанского региона