Создание трансконтинентальных и межконтинентальных магистралей

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:43, контрольная работа

Описание работы

История развития железнодорожного транспорта насчитывает немало достижений в этой области, часто они являлись своего рода техническими сенсациями. Еще в 1847 г. в Англии на одном из участков Большой западной железной дороге протяженностью 92 км пассажирские поезда достигали скорости 93 км/ч. В 1890 г. паровоз «CRAMPTON» во Франции с поездом массой 157

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………2
Роль П.И. Мельникова в создании трансконтинентальной и межконтинентальной магистралей…………………………………………….……..6
Заключение………………………………………………………………………………………..53
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

Создание трансконтинентальных и межконтинентальных магистралей.docx

— 74.35 Кб (Скачать)

Прошу Вас  поручить Институту экономики и  организации промышленного производства СО РАН (Новосибирск) и Институту  экономики комплексного освоения природных  ресурсов Севера (Якутский научный  центр СО РАН) подготовить экономическое  обоснование необходимости и  целесообразности строительства межконтинентальной железной дороги по указанным направлениям. На основании этого рекомендовать два-три оптимальных варианта трасс железных дорог.

В январе 1993 г. намечено проведение в Москве Международной конференции по указанной  проблеме, на которой прошу выступить  с докладами Вас и ученых Сибирского отделения».

Разрабатывая  повестку дня совещания и составляя  письма в различные инстанции, академик П.И. Мельников старался так изложить суть проблемы, чтобы заинтересовать и привлечь внимание как можно  большего числа потенциальных партнеров  и спонсоров. Например, в письме на имя Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева он писал:

«...В  Соединенных Штатах Америки в  июле 1992 г. создана корпорация "Межконтинентальный тоннель через Берингов пролив и  строительство железных дорог". В  Российской Федерации открыто представительство  этой корпорации. Разрешение № 2 на открытие представительства корпорации получено 19 октября 1992 г. от Комитета по иностранным  инвестициям при Министерстве финансов Российской Федерации. Предусмотрено  строительство Межконтинентальной железно - дорожной магистрали Аляска-Европа. В нашей стране железная дорога должна пройти по северу Сибири. Первая очередь дороги намечается в направлении пос. Уэлен - Магадан-Якутск-БАМ (Восточно - Сибирская магистраль) и далее в Китайскую Народную Республику. Этот вариант трассы позволит организовать первоочередные железнодорожные перевозки на Аляску, в Канаду и Мексику. Вторая очередь строительства планируется от Якутска на запад по оптимальному варианту трассы с полным учетом требований Республики Саха (Якутия). К разработке этой глобальной проблемы намечается привлечь несколько министерств РФ, коммерческие банки, руководителей администраций областей и краев, по которым пройдет трасса, и научные организации. Предполагается, что финансирование намечаемых работ будет осуществляться этими организациями. Корпорация США обещает выделять валютные ассигнования.

Прошу Вас  дать принципиальное согласие на строительство  железной дороги по территории Республики Саха (Якутия) и выделить руководителя Республики для включения его  в состав Российского представительства  корпорации США».

К концу 80-х годов несколько ослабли  контакты российских мерзлотоведов  со своими коллегами из США, в частности  с сотрудниками КРРЕЛа. Павел Иванович был этим крайне озабочен. Изучая материалы  Международной конференции по проблеме «Трансконтиненталь» (1992 г.), которая  проходила в Вашингтоне, у него создалось впечатление, что КРРЕЛ  как-то остался в стороне от затронутой проблемы. Обеспокоенный таким положением в преддверии проведения совещания  в России он счел возможным и своевременным  тактично информировать доктора  Рона Листона о положении дел:

«Глубокоуважаемый доктор Пистон!

 В  июне 1992 г. решением Международной  конференции, проходившей в Вашингтоне, создана международная корпорация  по строительству тоннеля через  Берингов пролив и трансконтинентальных  железных дорог. Одновременно  организовано Российское отделение.  Поскольку Ваша основная научно-исследовательская  деятельность связана с изучением  северных регионов, Вам целесообразно  подключиться к решению глобальной  проблемы века. Полную информацию  о деятельности международной  конференции Вы можете получить  у ее президента Джорджа Коумала,  адрес и телефон которого указаны  на этом бланке. Участие КРРЕЛа в решении этой проблемы позволит восстановить наши научные связи и совместно работать над сложной, но чрезвычайно интересной и важной проблемой».

Павел Иванович тревожился, чтобы интересы России, а он считал их в высшей мере престижными, были бы признанными и утвержденными  при разработке проекта. Главное, чтобы  Россия выступила на равных правах с другими заинтересованными  странами и играла бы ведущую роль в решении этого грандиозного проекта на всех стадиях его осуществления. При этом он всячески поддерживал  высокий авторитет нашей науки, ее ученых и инженеров. Находясь на больничной койке, он пишет следующее  письмо президенту американской международной  инженерно-технологической фирмы  Д. Коумалу (позднее он будет избран президентом международного консорциу-ма IBSTRG):

«...Если Вы сможете прислать мне материалы  и решения конференции, мы лучше  будем знать нашу проблему (я уже  формирую высоко-квалифицированный  коллектив исполнителей). Это позволит нам полнее информировать наше правительство  и вести более конкретные переговоры.

Вы знаете, что наша страна владеет очень  большим потенциалом ученых и  специалистов, работающих на Крайнем  Севере. Все лучшие специалисты объединены Научным советом по криологии  Земли Академии наук, председателем  которого я являюсь. Обдумывая в  целом проблему строительства тоннеля  через Берингов пролив, который соединит наши континенты и позволит использовать богатейшие природные ресурсы Крайнего Севера, я пришел к выводу, что  в связи с этим откроется круглогодичный транспортный путь от Европы до Америки  и отпадет необходимость в  эксплуатации Северного морского пути. Параллельно с проектированием  тоннеля надо одновременно организовать инженерные изыскания под строительство железной и автомобильных дорог как в нашей стране, так и на Аляске. Эти работы мы можем организовать силами специалистов нашей страны широким фронтом и выполнить их в короткий срок.

Территория  Крайнего Севера очень и очень  сложная в геокриологическом  отношении из-за широкого распространения  подземных льдов и других криогенных явлений. Поэтому после детального изучения всех имеющихся материалов следует определить несколько вариантов  трассы изысканий. Безусловно, должны быть использованы аэро - и космические снимки. Нами будут учтены все недостатки и ошибки строительства БАМа. Мы можем взять на себя и проектирование дорог. Вдоль дороги возникнут населенные пункты в местах разработок месторождений полезных ископаемых. Опыт строительства крупных городов на Севере у нас огромный (Норильск, Якутск, Воркута, Мирный, Нерюнгри и др.). Я считаю, что эту большую работу мы можем вести от имени Вашей фирмы и, возможно, финансироваться Вами. Все перечисленные работы обойдутся Вам дешевле и будут выполнены в короткий срок на высоком научно-инженерном уровне. Для детального обсуждения всех этих вопросов желательно пригласить в Вашингтон меня и еще одного - двух специалистов в конце этого года (сентябрь-ноябрь). Мы смогли бы обстоятельно обсудить все вопросы и дать Вам исчерпывающую информацию, которой мы владеем. Проблема, поднятая Вами, огромная по масштабу и очень сложна в исполнении.

Проблемой трансконтинентальной магистрали Сибирь-Аляска занимаются давно. Премьер-министр  России граф СЮ. Витте еще в 1905 г. высказал положительное отношение  к идее трансконтинентальной магистрали.

Я передаю  это письмо через своего заместителя, доктора Разбегина Виктора Николаевича, который в курсе намечаемых нами совместных работ, и я поручаю  ему вести с Вами переговоры».

Одновременно  Павел Иванович подготовил и проект программы в общую концепцию  международной корпорации. Основные ее положения сводились к следующим  тезисам:

1. Идея  соединения межконтинентальной  транспортной магистралью Европы  с Америкой через Берингов  пролив и технико-экологическое  обоснование возможности и необходимости  строительства.

2. Природные  условия территории Севера России  по трассе железной дороги  и площади, осваиваемой промышленностью  и сельским хозяйством:

 а)  геокриологические условия;

 б)  климат, его особенности и возможные  изменения;

 в)  криолитозона и общая ее характеристика.

3. Геологическое  строение и природные ресурсы.  Лес и его общие и промышленные  запасы; месторождения полезных  ископаемых, их разведанные и  перспективные запасы. В первую  очередь дать оценку месторождениям  железных руд, угля, нефти, никелевых  и медных руд, минеральных удобрений,  эффективное освоение которых  возможно только при наличии  железной дороги. Перевозка генеральных  грузов и транспортные перевозки.

4. Экономическое  обоснование необходимости строительства  железной дороги и тоннеля,  основных направлений трассирования  на Запад и Юго-Восток; выбор  оптимального направления трассы  по природным, инженерно-геологическим  и экономическим условиям.

5. Конструктивные  особенности строительства железной  дороги в сложных условиях  криолитозоны - методы, обеспечивающие  устойчивость и надежность эксплуатации  инженерных сооружений (железные  дороги, автомобильные магистрали, промышленные и гражданские здания).

6. Водный  транспорт (речной и морской)  и его взаимодействие с железной  дорогой.

7. Общая  инженерная характеристика прокладки  тоннеля через Берингов пролив (конструкция, методы проходки, условия  эксплуатации и оценка стоимости  строительства и возможные сроки  начала работ).

8. Строительство  гидроэлектростанций на основных  реках Сибири и их больших  притоках. Перспективы их мощностей.  Использование электрической энергии  внутри страны и ее экспорт.  Возможность использования плотины  для прокладки полотна железной  дороги.

9. Экологические  проблемы осваиваемой территории  и методы обеспечения устойчивости  ландшафтов: животный мир и изменения  условий его существования и  развития; составление карты экологической  безопасности.

10. Создание  на компьютерной основе базы  данных по всем вопросам, связанным  со строительством.

11. Составление  карты общей изученности осваиваемой  территории.

12. Малые  народности Севера и их численность  (расселение, род занятий и создание  им цивилизованных условий жизни  и труда).

13. Привлечение  стран Европы и Азии к участию  в решении проблемы строительства  железнодорожной магистрали, тоннеля  и освоения природных ресурсов  Сибири.

14. Определение  источников и размеров финансирования  деятельности Российского отделения  за счет бюджетных ассигнований  и вложений корпораций США.

15. Установление  тесных контактов с руководителями  администраций регионов, через которые  пройдет железная дорога.

16. Проведение 12-16 января 1993 г. в Москве Международного  совещания по этой проблеме.

1993 г.  следует считать годом наиболее  напряженной работы Павла Ивановича  и возглавляемого им научно-технического, экспертно-консультативного совета  Российского отделения, на долю  которого легли основные заботы  по подготовке очень важных  документов, начиная с разработки  программ отдельных направлений,  оформления лицензии на право  самостоятельной деятельности, составления  проектов межправительственных  договоров и заканчивая подготовкой  предложений к постановлению  Правительства Российской Федерации.  К последним относилось составление  «Общей концепции проекта трансконтинентальной  железной дороги и тоннеля  через Берингов пролив», которая  среди восьми общих проблем  включала и две частные, непосредственно  ориентированные на широкое участие  ученых-мерзлотоведов.

К сожалению, частая смена правительства и  премьер-министров РФ в тот период и чрезвычайные финансовые трудности  не позволили довести до логического  завершения начатое большое и  важное дело. До принятия постановления  у Правительства РФ в то время  не дошли руки.

В середине января 1993 г. в Москве под руководством Павла Ивановича состоялось рабочее  совещание «Трансконтиненталь». Для  участия в работе совещания были приглашены более 120 специалистов из 70 научных, проектных и производственных организаций, а также представители администрации отдельных субъектов Российской Федерации. Поражает то, как тщательно был составлен этот список - в нем были известные ученые и генералы Минобороны, ведущие инженеры, политологи и т. д. Среди приглашенных были академик РАН Ю.А. Израэль, д-р техн. наук, чл.-кор. РИА Ю.К. Зарецкий, д-р техн. наук С.С. Вялов, д-р техн. наук, чл.-кор. РИА В.А. Ильичев и многие другие. Из зарубежных специалистов следует назвать С. Шропшауэра (директор форума «Северных народов» США, Аляска), К. Барроу (директор корпорации ВХВ, США), Д. Коумала (президент Американского отделения IBSTRG) и др.

В преддверии совещания по инициативе П.И. Мельникова и В.Н. Разбегина в редакции журнала  «Основания, фундаменты и механика грунтов» был проведен «Круглый стол». Открывая его, Павел Иванович в тезисной форме определил основные направления  предстоящих дискуссий, как бы логически  выстраивая их, реально надеясь получить как можно больше полезной технической  и научной информации. В своем  вступительном слове он особо  подчеркнул, что очень сложной  является задача определения условий  инвестиций иностранного капитала в  Россию. Павел Иванович, как истинный патриот Отчизны, еще раз напомнил мировому научному сообществу, что  Россия располагает достаточным  числом высококвалифицированных ученых и специалистов, проводивших фундаментальные  исследования в различных районах  криолитозоны, и поэтому могла  бы взять на себя проведение значительной части исследований на обоих континентах.

Круглый стол и оперативно проведенное совещание  дали Павлу Ивановичу и сформировавшейся инициативной группе возможность определить, прежде всего, круг академических институтов и научных советов, которые необходимо было привлечь к решению программы и получить от них программные предложения. Детальные и обоснованные соображения в сравнительно короткий срок были получены от ряда ведущих институтов РАН, в том числе от Объединенного института физики Земли, Института геоэлектромагнитных исследований, Института океанологии, Института глобального климата и экологии и др. Многие положения, содержащиеся в программных материалах, позволили позднее скорректировать общую концепцию проекта «Трансконтиненталь» (Магистральная система транспортных и энергетических коммуникаций Азия-Америка с тоннелем через Берингов пролив). Как видно уже из названия, проект расширился и затрагивал не только транспортные, но и энергетические аспекты.

Информация о работе Создание трансконтинентальных и межконтинентальных магистралей