Железнодорожный транспорт России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Железнодорожный транспорт в России, состояние и перспективы его развития.

Работа содержит 1 файл

транспортное обеспечение КД.doc

— 4.30 Мб (Скачать)

 

      

         Транспорт существенно зависит от географических условий, особенно от топографических  особенностей горных цепей, равнин, долин  и береговой полосы, являясь средством  заполнения географических разрывов между  производством и потребителем. Транспорт призван связывать производство и потребителя и должен для этого создавать соответствующие средства и во многих случаях выступает как катализатор, повышая уровень активности экономики и прогресса квартирных или офисных переездов, машин. Он позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей. Транспорт нужен для достижения уровня личного благосостояния, невозможного в прошлом.

      Прогресс  человеческого общества неотделим  от истории развития транспорта. Если под словом "транспорт" понимать прежде всего процесс перемещения, то можно утверждать, что без перемещения орудий и предметов труда и самого человека невозможно ни добывание (производство) пищи, ни изготовление одежды и жилища, ни какая либо другая целесообразная деятельность.

      С появлением частной собственности  и разделением людей на классы стали развиваться государства, в рамках которых назначение транспорта еще более повысилось. Расселение людей на более обширных территориях, строительство городов, рост обмена и торговли — все это привело к дальнейшему быстрому развитию транспорта.

      Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.

 

      

          Но  переживаемая страной экономическая  и политическая нестабильность осложняет  финансовое положение транспорта. Продолжается падение объема перевозок грузов и пассажиров, что связано с экономическим спадом в грузообразующих отраслях народного хозяйства и низкой платежеспособность населения.

      В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров и услуг.

      В едином народнохозяйственном комплексе  транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих  инфраструктуру народного хозяйства, призванного удовлетворять постоянно растущие потребности общества в пространственном перемещение вещественных продуктов труда и людей.

      В новых условиях, когда необходимо добиться материальной сбалансированности экономики, ритмичности работы всего народного хозяйства, роль транспортного звена, взаимосвязанного со всеми материальными отраслями и непроизводственной сферой приобретает особую значимость. Общество предъявляет к транспорту конкретные и весьма ответственные требования: полное, своевременное и высококачественное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Очень важно максимально использовать резервы и возможности всех видов транспорта, рационально перераспределять между ними перевозки.

      Транспорт в роли особой отрасли материального производства сделали возможным высокий уровень развития специализации производства в наиболее благоприятных для этого географических областях стран и мира в целом. В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров и услуг.

 

      

          Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического положения товаров и людей. Он может доставлять сырье к местам, где потребители могут их лучше использовать.

      Главное в общественном производстве, рассматриваемом  с организационно-технологической стороны, целесообразное, оптимальное соединение, до этого находящихся порознь компонентов (предметов и орудий труда, живого труда). На ранних стадиях развития производительных сил транспортировка составляла единый процесс с материальным производством. В результате общественного разделения труда этот вид деятельности обобщился, что вызвало особое производство транспортной продукции как самостоятельного товара, имеющего всегда достаточно высокую меновую стоимость.

      Специализация районов, их комплексное развитие не возможно без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Также важное значение транспорт имеет и в решение социально-экономических проблем. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в её создании, обеспечивая производство сырьём, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю.

      Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно  возрастает. С одной стороны от транспортного фактора зависит  эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

 

      

         Транспорт - ведущая отрасль экономики, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов. Транспорт  является основой географического  разделения труда и активно воздействует на размещение производства.

      По  характеру перевозок транспорт  подразделяется на грузовой и пассажирский. По назначению транспорт подразделяется на:

  1. транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения товаров и население;
  2. транспорт необщего пользования - внутрипроизводственный, ведомственный;
  3. транспорт личного пользования - легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки, яхты и др.

      По  видам транспорт подразделяется на сухопутный, водный и воздушный. Особую группу составляет трубопроводный транспорт. Видом транспорта являются ленточные транспортеры, конвейеры.

     
     
    2. Преимущества и недостатки каждого вида транспорта

     Водный  транспорт - вид транспорта, перевозящий  грузы и пассажиров по водным естественным (океаны, моря, реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища) путям сообщения. Водный транспорт подразделяется на морской и внутренний водный транспорт.

      Авиационный транспорт. Воздушный транспорт - вид  транспорта, производящий перевозку  грузов и пассажиров воздушным путем  с помощью летательных аппаратов: самолетов, вертолетов и др. Воздушный  транспорт эффективен в обслуживании труднодоступных отдаленных районов, для перевозки дорогих и скоропортящихся грузов на большие расстояния. Воздушный транспорт является одним из важнейших видов пассажирского транспорта. Для воздушного транспорта характерны высокие скорости движения, способность преодолевать • естественные преграды, препятствующие наземному транспорту.

 

      

         Сухопутный  транспорт - общее название видов  транспорта, перевозящих грузы и  пассажиров по суше (наземный транспорт) или под землей (подземный транспорт). Сухопутный транспорт подразделяется на автомобильный, железнодорожный, гужевой.

      Выбор транспорта для перевозки груза  является порой главным фактором для обеспечения скорости доставки, надежности транспортировки и минимизации  затрат клиента. Службы доставки и курьерские службы сегодня предлагают своим клиентам возможность самим выбрать, каким видом транспорта следует перевезти тот или иной груз. Конечно, выбор в большинстве случаев осуществляется на основе типа самого груза, желаемой скорости доставки и маршрута транспортировки. Однако, клиент, нуждающийся в услугах курьерской доставки, должен знать о преимуществах и недостатках различных видов транспорта для перевозки грузов и отправлений.

     Так, автомобильный транспорт, сочетая  в себе высокую проходимость, мобильность и хорошую скорость доставки, тем не менее, является относительно дорогим видом сухопутного транспорта, особенно когда речь идет о больших расстояниях. Железнодорожные перевозки достаточно универсальны и надежны, однако, отсутствие железнодорожных подъездных путей к отдельным населенным пунктам может быть серьезным недостатком. Морской транспорт обладает большой грузоподъемностью и неограниченной пропускной способностью, но в то же время, весьма дорог из-за высокой стоимости погрузочно-разгрузочных операций в портах. Что касается достоинств и недостатков воздушного транспорта, то они всем широко известны. Это очень высокая скорость доставки грузов и отправлений, за которую придется существенно доплачивать. Иногда используют и речной транспорт, не требующий больших затрат на организацию перевозок, но слишком ограниченный из-за использования только естественных путей сообщения.

     На  метрополитене и городских железных дорогах (S-Bahn), имеющих выход на магистральные линии, относительно высокая скорость движения и

 

     

    короткие  расстояния между остановками требуют  применения поездов с большим  числом моторных осей. Еще в 1970 г. при  разработке электропоезда серии 420 для городской железной дороги Мюнхена  исходили из максимальной мощности системы  тягового электроснабжения. Девятивагонный поезд с приводом на все оси имеет мощность продолжительного режима 7,6 МВт, развивает максимальную скорость 120 км/ч и ускорение при разгоне 1 м/с2.

      Для пригородных и региональных пассажирских перевозок используют поезда на локомотивной тяге. Депо, осуществляющие техническое обслуживание пассажирских вагонов и локомотивов, были исторически разделены в системе железных дорог. Поезда на локомотивной тяге позволяли гибко реагировать на изменения пассажиропотока путем увеличения или уменьшения числа вагонов. К сожалению, станции многих больших городов являются тупиковыми на ответвлениях от магистральных линий. С введением уплотненных графиков движения время стоянки поездов S-Bahn и региональных необходимо было сокращать из-за недостаточной пропускной способности станций. Все указанные факторы говорили о том, что вместо смены локомотивов речь могла идти только об использовании челночных поездов с локомотивом в одном конце и вагоном с кабиной управления в другом. В качестве альтернативного варианта могут рассматриваться моторвагонные поезда.

     В состав пассажирских поездов дальнего сообщения долгое время включались беспересадочные вагоны, которые  на маршрутах большой протяженности, в том числе и международных, входили в состав разных поездов. В период развития системы междугородных поездов InterCity (1С) беспересадочные вагоны в международных сообщениях заменили поезда EuroCity (EC). Здесь для электроподвижного состава серьезным препятствием стали места стыкования разных систем тягового тока, а для поездов с тяговым приводом любого типа — различие систем СЦБ.

     После того как на границах между европейскими странами были отменены   остановки   для   паспортного   и   таможенного   контроля,   смена

 

     

    локомотивов стала тормозом для повышения  маршрутной скорости поездов. Современная силовая электроника позволяет с допустимыми расходами строить многосистемные электровозы и электропоезда. Примером могут служить поезда Thalys Национального общества железных дорог Франции (SNCF) с концевыми моторными вагонами и ICE3 железных дорог Германии (DBAG) с распределенной тягой.

      Из-за большого числа тупиковых станций  широко используют в междугородных  сообщениях челночные поезда. Логичным шагом был бы переход от них  к моторвагонным поездам с  организацией технического обслуживания по системе, принятой для высокоскоростных поездов ICE.

      Высокоскоростные  новые линии с мощными и  комфортабельными поездами оправдывают  себя только в том случае, если капитальные  и эксплуатационные затраты находятся  в разумном соотношении с доходами. Анализ затрат жизненного цикла (LCC) показывает, что расходы на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (включая финансовые потери от простоя во время ремонта) являются важной статьей LCC.

Информация о работе Железнодорожный транспорт России